Конспект урока по русскому языку "Это слово и другое слово" 2 Класс
.
Конспект урока по русскому языку.
Тема: Это слово и другое слово.
Цель урока: различение разных форм одного слова и родственных слов.
Задачи урока:
добиться понимания того, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами;
добиться понимания того, что родственные слова отличаются основами.
Ход урока
Организационный момент.
Дыхательное упражнение «Цветочный магазин».
Делая вдох представьте себе, что нюхаете цветок.(рёбра расширяются, низ живота подтягивается). Выдох медленный и плавный. (4 раза)
Письмо по памяти.
На доске: Льют частые дожди.
Проверка.
3. Закрепление пройденного.
- Найдите основу предложения и подчеркните.
- Сколько можно выписать словосочетаний из этого предложения?
Почему?
- Почему основа предложения не является словосочетанием?
- О каком времени года говорится в предложении? (осень)
- Что обозначают слова, их которых состоит это предложение? (предмет, признак, действие)
- Можно ли сказать, что они стоят в начальной форме? (нет, так как стоят во множественном числе)
- Поставьте слова в начальную форму и обоснуйте свой ответ. (работа с правилом)
- Продолжая осеннюю тему, прочитайте следующие предложения:
Берёзки надели золотые платья. Сосны и ели остались зелёными.
Работа в тетради.
- Поставьте в начальную форму: 1 ряд – слова-предметы (I в. – 1 предлож.;
II в. – 2 предлож.)
2 ряд – слова-действия
3 ряд – слова-признаки
Проверка.
(1 ряд – берёзка, платье, сосна, ель; 2 ряд – надеть, остаться; 3 ряд – золотой, зелёный)
- Среди слов-предметов какое слово лишнее? (платье) Почему?
- Мише недавно Анишит Йокоповна дала задание распределить слова-предметы по родам и выделить в словах основу и окончание. Правильно ли он сделал?
На доске: ж.р. м. р. с. р.
зайчишка клён озеро
сосна осень кино
дядя дождь поле
- Выполните работу, исправив все ошибки Миши.
По стенам развешаны слова. Дети их собирают и распределяют по родам на доске.
Проверка.
- В чём причина того, что Миша именно так распределил слова на 3 группы?
- Почему он ошибся, выделяя основу и окончание в некоторых словах?
Физкультминутка.
4. Объяснение нового материала.
- Мы продолжаем дальше разбираться в секретах русского языка. Сегодня у нас третье заседание клуба «Ключ и заря».
Тема этого заседания: Это слово и другое слово.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 80. Рассмотрите иллюстрацию. Все члены клуба сидят за столом, а Миша стоит и возмущается.
- Что же произошло? (чтение интриги)
- Обратите внимание на те слова, которые выписала на доске Анишит Йокоповна.
На доске: сижу за столом
подойду к столу
- Сравните выделенные слова. Анишит Йокоповна спросила членов клуба:
- Выделенные на доске слова – это разные слова или формы одного и того же слова? Дети молчали.
- А как вы думаете? (это формы одного и того же слова)
- Как догадались? (изменилось окончание)
- Сравните основы этих слов. (они одинаковые)
- Если основы у слов одинаковые и слова различаются только окончаниями, значит это разные формы одного и того же слова.
- Давайте посмотрим на следующие слова на доске, которые предложили ребятам.
На доске: сел к столу
сел к столику
- Какое окончание у этих слов? (одинаковое -у- )
- Значит это одно и тоже слово? (нет, у них разная основа, значит это разные слова)
- Давайте прочитаем вывод на плакате у Летучей Мыши – стр. 82
5. Самостоятельная работа по карточкам.
I вариант
II вариант
таз
тазик
дом
домик
таз
таза
тазом
дом
дома
домом
- Выделите окончания и основы слов. Определите, в какой группе разные слова, а в какой одно и тоже слово в разных формах?
Гимнастика для глаз. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Работа по учебнику – упр. 53
- Прочитайте задание. Какое слово выделено? В прямом или переносном значении оно употреблено?
В тетради: зайчика – зайчик (нач. ф.)
к зайчику – зайчик (нач. ф.)
зайчик
- Это формы одного и того же слова или разные слова? (речь идёт об одном и том же слове)
- Поставьте каждое из этих слов в начальную форму.
- Получилось одно и тоже слово или разные слова? (одно и тоже)
Упр. 55
В тетради: I в. – сундучок II в. - бурундучок
сундук бурундук
- Что можно сказать про основы этих слов? (разные)
- Значит, это формы одного и того же слова или разные слова?
- Как называются слова в каждой паре? (родственные)
Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
6. Итог урока. Что нового узнали на уроке?
8. Домашнее задание. стр. 83 №54, стр. 82 правило выучить.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ