Конспект урока по русскому языку "Это слово и другое слово" 2 Класс

.























































Конспект урока по русскому языку.

Тема: Это слово и другое слово.

Цель урока: различение разных форм одного слова и родственных слов.

Задачи урока:

  • добиться понимания того, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами;

  • добиться понимания того, что родственные слова отличаются основами.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Цветочный магазин».

Делая вдох представьте себе, что нюхаете цветок.(рёбра расширяются, низ живота подтягивается). Выдох медленный и плавный. (4 раза)

  1. Письмо по памяти.

На доске: Льют частые дожди.

Проверка.

3. Закрепление пройденного.

- Найдите основу предложения и подчеркните.

- Сколько можно выписать словосочетаний из этого предложения?

Почему?

- Почему основа предложения не является словосочетанием?

- О каком времени года говорится в предложении? (осень)

- Что обозначают слова, их которых состоит это предложение? (предмет, признак, действие)

- Можно ли сказать, что они стоят в начальной форме? (нет, так как стоят во множественном числе)

- Поставьте слова в начальную форму и обоснуйте свой ответ. (работа с правилом)

- Продолжая осеннюю тему, прочитайте следующие предложения:

Берёзки надели золотые платья. Сосны и ели остались зелёными.

Работа в тетради.

- Поставьте в начальную форму: 1 ряд – слова-предметы (I в. – 1 предлож.;

II в. – 2 предлож.)

2 ряд – слова-действия

3 ряд – слова-признаки

Проверка.

(1 ряд – берёзка, платье, сосна, ель; 2 ряд – надеть, остаться; 3 ряд – золотой, зелёный)

- Среди слов-предметов какое слово лишнее? (платье) Почему?

- Мише недавно Анишит Йокоповна дала задание распределить слова-предметы по родам и выделить в словах основу и окончание. Правильно ли он сделал?

На доске: ж.р. м. р. с. р.

зайчишка клён озеро

сосна осень кино

дядя дождь поле

- Выполните работу, исправив все ошибки Миши.

По стенам развешаны слова. Дети их собирают и распределяют по родам на доске.

Проверка.

- В чём причина того, что Миша именно так распределил слова на 3 группы?

- Почему он ошибся, выделяя основу и окончание в некоторых словах?

Физкультминутка.

4. Объяснение нового материала.

- Мы продолжаем дальше разбираться в секретах русского языка. Сегодня у нас третье заседание клуба «Ключ и заря».

Тема этого заседания: Это слово и другое слово.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 80. Рассмотрите иллюстрацию. Все члены клуба сидят за столом, а Миша стоит и возмущается.

- Что же произошло? (чтение интриги)

- Обратите внимание на те слова, которые выписала на доске Анишит Йокоповна.

На доске: сижу за столом

подойду к столу

- Сравните выделенные слова. Анишит Йокоповна спросила членов клуба:

- Выделенные на доске слова – это разные слова или формы одного и того же слова? Дети молчали.

- А как вы думаете? (это формы одного и того же слова)

- Как догадались? (изменилось окончание)

- Сравните основы этих слов. (они одинаковые)

- Если основы у слов одинаковые и слова различаются только окончаниями, значит это разные формы одного и того же слова.

- Давайте посмотрим на следующие слова на доске, которые предложили ребятам.

На доске: сел к столу

сел к столику

- Какое окончание у этих слов? (одинаковое -у- )

- Значит это одно и тоже слово? (нет, у них разная основа, значит это разные слова)

- Давайте прочитаем вывод на плакате у Летучей Мыши – стр. 82

5. Самостоятельная работа по карточкам.

I вариант

II вариант

  1. таз

тазик

  1. дом

домик

  1. таз

таза

тазом

  1. дом

дома

домом


- Выделите окончания и основы слов. Определите, в какой группе разные слова, а в какой одно и тоже слово в разных формах?

Гимнастика для глаз. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Работа по учебнику – упр. 53

- Прочитайте задание. Какое слово выделено? В прямом или переносном значении оно употреблено?

В тетради: зайчика – зайчик (нач. ф.)

к зайчику – зайчик (нач. ф.)

зайчик

- Это формы одного и того же слова или разные слова? (речь идёт об одном и том же слове)

- Поставьте каждое из этих слов в начальную форму.

- Получилось одно и тоже слово или разные слова? (одно и тоже)

Упр. 55

В тетради: I в. – сундучок II в. - бурундучок

сундук бурундук

- Что можно сказать про основы этих слов? (разные)

- Значит, это формы одного и того же слова или разные слова?

- Как называются слова в каждой паре? (родственные)

Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

6. Итог урока. Что нового узнали на уроке?

8. Домашнее задание. стр. 83 №54, стр. 82 правило выучить.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ