Конспект урока по русскому языку "История одного слова"

Тема урока: «История одного слова»

Цели урока: повторение на уроке различных видов языкового анализа;

обогащение словарного запаса;

воспитание патриотизма, речевой культуры, эстетического вкуса.

Ход урока

Учитель: (ученик) показ слайдов.

Свысока ее недруг судит,

Предъявляя смертельный счет.

А Россия была и будет,

А Россия не пропадет.

Заведут в глухое болото

И укажут ей ложный брод.

Там погибла целая рота,

А Россия не пропадет.

Хороша! – и берут завидки.

Через черный нагрянут ход,

Обберут Россию до нитки.

А Россия не пропадет.

Мир, как бомба, во зле взорвется,

Будет всем в аду горячо.

А Россия сама спасется

И врагу подставит плечо.

Н. Рачков.

Учитель: - О чем это стихотворение?

- О России, о Родине.

Учитель: - А задумывались ли вы, ребята, о происхождении, строении, значении слова "Родина”? Сегодня я вам предлагаю познакомиться с биографией этого слова. Мы будем работать по такой схеме: (показ слайда)



1. Лексическое значение слова.

2. Этимология слова.

3. Подбор однокоренных слов.

4. Подобрать синонимы и антонимы к слову.

5. Слово родина во фразеологических оборотах.

6. Слово родина в текстах художественной литературы. (или схему –план)

Схема- план.

1. Слово... и его лексическое значение (в толковом словаре).

  1. История происхождения слова.*

  2. Слово... и «слова-родственники» (однокоренные).

  3. Слово... и его «друзья-синонимы».

5. Слово... и его «враги - антонимы». 6.Слово... во фразеологических оборотах.

  1. Слово... и слова (сочетания) - рифмы.

  2. Слово... в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в
    загадках; в скороговорках; сказках; в русских народных песнях.

  3. Слово... в названиях произведениях литературы.

10. Слово... в названиях газет, журналов, в рекламе.
11. Слово... в названиях картин художников.

12.Слово... в названиях художественных фильмов.

13.Слово... в детском речевом творчестве (стихи, сказки).
14. Слово... в иллюстрациях, рисунках.

Нарисуй свое слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь твоего слова.



Определить лексическое значение слова родина.

Отечество, родная страна.

Место рождения, происхождения кого – чего - нибудь, возникновения чего – нибудь.

Определить этимологическое значение слова.

Что такое этимология? Каким словарем мы будем пользоваться?

Ученики: - Этимология – это наука о происхождении слов, их родословная. Мы будем пользоваться этимологическим словарем.

Родина – (общеслав). Суффиксальное производное от "род”. Исходное значение – "семья”, далее – "место рождения” ( еще у Пушкина) и " отчизна, отечество” ( с Державина).



Учитель: - Подберите однокоренные слова.

Ученики: - Род, родители, родной, рождение, рождаемость, рождество, прародина, родич, сородич, безродный, родоначальник, родословная, родинка, благородный.(ученики записывают в тетрадь).



Учитель: - Подберите синонимы и антонимы к слову родина.

Ученики: - Родная страна(или земля);отечество, отчизна.

Отчий край, край отцов(высок);родная сторона(или сторонка) (народно-поэтич.); родные палестины.



Слово родина во фразеологических оборотах.

Учитель: - Что такое фразеологический оборот?

Ученики: - Это устойчивое сочетание слов.

Учитель: - Пользуясь фразеологическим словарем, найдите фразеологические обороты со словом " родина” или с родственными словами.

Ученики: - Фразеологизмов со словом родина на обнаружено. Есть только с родственными словами.

Родиться в сорочке(рубашке) – быть счастливым, удачливым во всем.

Син. Родиться под счастливой звездой. От народного поверья: если младенец родился в плодной облочке – " в сорочке”( "в рубашке”) – это значит, у него будет счастливая жизнь.



Слово родина в текстах художественной литературы.

Учитель: - Творчество многих поэтов и писателей связано с темой родины. Нам даже не хватит времени, чтобы их перечислить, поэтому мы остановимся только на некоторых. Начнем с устного народного творчества.

Пословицы и поговорки о родине.( работаем с интерактивной доской.)Задача: подобрать к 1-ой части 2-ую.

За морем теплее, а у нас светлее.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

На родной стороне и камушек знаком.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Своя ноша не тянет, свой дым глаза не ест.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.



Учитель: - Выпишите понравившуюся пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.



- Теперь перейдем к художественной литературе. Я вам предлагаю отрывок из произведения Ф. А. Абрамова " Родное гнездо”.

Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.

Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна дорога каждый день – в верхний конец села.

Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом, дымилась старая, еще отцом битая печь.



Беседа.

Учитель: -Что такое хутор, чем он отличается от большого села? ( хутор – небольшое селение.)

- Можно ли назвать любящими сыновей Степана Григорьевича? О чем они позаботились?

- Почему страдал старик? Какие чувства он испытывал? Что было предметом его переживаний?

Языковой анализ текста.

- Какие слова в тексте объединены понятием родины? (родной дом, отцом, печь, село, хуторе, район, дорога…).

Учитель: - Для Абрамова понятие Родины связано со многими словами и выражениями, этот писатель не одинок в своей любви к Родине. Трепетные слова, связанные с этим понятием, находим у Лермонтова, Есенина, Блока, Толстого и Рачкова, чьи слова сегодня служат эпиграфом к нашему уроку. Посмотрите, сколько раз повторяется в этом стихотворении слово Россия.(6 раз).



- Ребята, понятие Родины у каждого свое. Например, на данном видеоряде ведь тоже выражено понятие Родины, только красками. Попробуйте за художников назвать это (демонстрируется видеоряд с картинами русских художников).

- Запишите эти слова. Родина – это…

Учитель: - Мы сегодня много работали над лексическим понятием слова родина, искали его в пословицах и поговорках, во фразеологических оборотах, составляли с ним ряды синонимов и антонимов. ”

Что для вас значит слово Родина?

(дети отвечают, а на слайдах показаны их рисунки)

ПРИЛОЖЕНИЕ: презентация



5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ