Конспект урока по русскому языку "Написание разделительного Ъ знака" 2 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Написание разделительного Ъ знака
Составила: Богданова Анна Владимировна,
учитель начальных классов
Тема: Написание разделительного Ъ знака.
Задачи урока:
Проверить умение учащихся писать разделительный Ь знак в корне слова, научить правилу написания разделительного Ъ знака в словах после приставки.
Развитие логического мышления, словарного запаса, познавательных способностей учащихся.
Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.
Целевая установка (слайд № 2)
- Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие знаки называются разделительными и где они пишутся. А для начала давайте вспомним, как пишутся буквы.
Актуализация знаний
Минутка чистописания (слайд № 3)
- Запишите письменные заглавные буквы.
- Найдите такие буквы, которые повторяются, и аккуратно зачеркните их простым карандашом.
- Какое слово спряталось среди букв? (арбуз). Запишите его в тетрадь.
- Что это за слово?(словарное)
- Разделите слово на слоги, поставьте ударение, выделите окончание.
- Какие орфограммы есть в этом слове?
- Как проверить парный согласный звук?
- Что обозначает слово арбуз? (предмет)
- На какой вопрос отвечает?
- Определите род, число.
Словарная работа (слайд № 4)
- Продолжим запись словарных слов: заяц, собака, морковь, медведь, помидор, петух, воробей.
- На какие группы можно разделить все слова?
1. Слова м. р. и ж. р.
2. Одушевлённые и неодушевлённые предметы.
3. Животные и овощи.
4. Птицы, звери, овощи.
4. Актуализация знаний (слайд № 5)
- Какое слово записали последним?(воробей)
- Запишите его с новой строчки, поставьте тире и образуйте формы этого слова (воробьи, воробья, воробью)
- Что появилось в записях этих слов? (разделительный Ь)
- Какую роль играет разделительный Ь знак в словах?
- Где пишется разделительный Ь знак?
- Составьте предложение со словом воробьи (варианты предложений детей).
- Спишите предложение с доски. Назовите грамматическую основу. Составьте словосочетания.
4. Новая тема (слайд № 6)
- Сколько в этом предложении слов, обозначающих действие? Назовите их.
- Чем отличаются эти слова по написанию? ( Ъ )
- Произнесите эти слова и прислушайтесь к себе. В каком слове звуков произнесли больше?
- Какой лишний звук появился? Как обозначено на письме появление этого звука? ( Ъ )
- Можно ли знак, с помощью которого обозначается звук [й], назвать разделительным? Почему?
(слайд № 7)
- Сравните пары слов по составу. Чем слова в каждой паре различаются?
- Можно сказать, что Ъ знак пишется в корне слов? (нет)
- А где же он пишется? Перед какими буквами?
Работа по учебнику (слайд № 8)
- Откройте учебник на странице 100 и найдите упражнение № 104. Прочитайте задание.
- Существуют такие слова? (нет)
- Как нужно изменить произношение этих слов, чтобы получились настоящие слова? Произнесите.
- Вам пришлось добавить какой-то звук, чтобы эти слова звучали правильно? ([й])
- А как это показать на письме? (Ъ)
- Запишите слова правильно. Проверьте. Где писали Ъ?
Физминутка (слайд № 9)
- Упражнения для глаз, шеи, рук.
- А сейчас давайте продолжим высказывания: (слайд № 10)
1. Разделительный Ъ знак пишется … между … и …
2. Разделительный Ъ знак пишется перед буквами …
Закрепление
- В чём сходство Ъ и Ь знаков? В чём различие?
- Давайте докажем наши высказывания на деле. И отправляемся с вами в страну Словарию. (слайд № 11)
- Откройте словарь «Произноси правильно» и найдите столбик слов на букву В. Прочитайте слово с разделительным знаком. В нем есть приставка? Какой знак там записан? Где он находится? Запишите слово в тетрадь, выделите корень и подчеркните разделительный Ь знак. (вьюга) (слайд № 12)
- Найдите столбик слов на букву К. Прочитайте слово с разделительным знаком. В нем есть приставка? Какой знак там записан? Где он находится? Запишите слово в тетрадь, выделите корень и подчеркните разделительный Ь знак.
- Откройте «Обратный словарь» на букву –Д. Найдите группу слов с корнем –езд- , в которых есть разделительный Ъ знак. Запишите их столбиком. Оставшиеся слова без разделительного Ъ знака запишите столбиком рядом.
- Можно ли сказать, что все слова с приставкой? Почему же часть слов пишется с разделительным Ъ знаком, а часть – без него? Обратите внимание на какие буквы заканчиваются приставки из левого столбика, а на какие - из правого столбика. (слайд № 13)
- Понимаете теперь, после каких именно приставок нужно писать разделительный Ъ знак?
- А сейчас скажите всё правило целиком: (слайд № 14)
1. Разделительный Ъ знак пишется после …, которые оканчиваются на …, перед …
2. Разделительный Ъ знак перед гласными … и показывает, что эти гласные обозначают по 2 звука …
Работа по учебнику. (слайд № 15)
- Откройте учебник на странице 113 и найдите упражнение № 107. Прочитайте задание. Выполните самостоятельно.
- Проверьте. Почему в слове съела написали Ъ, а в слове прощенья – Ь?
- А сейчас давайте выполним задания, которые предлагает ворона (тесты).
Итог урока (слайд № 16, 17)
- Итак, чем сегодня занимались на уроке?
- Когда в словах будем писать разделительный Ь знак? А когда – разделительный Ъ знак?
Задание на дом (слайд № 18)
- Откройте учебник на странице 114, найдите упражнение № 109. Прочитайте задание.
- Объясните, как будите выполнять (если дети затрудняются, объясняет учитель).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ