Конспект урока по русскому языку "Незаменимые помощники - словари" 4 класс
МАОУ СОШ № 9 г. Енисейск
Учитель начальных классов:
Кашкина Анна Николаевна
урок: русский язык
класс: 4
Тема: «Незаменимые помощники - словари».
Цель: познакомить учащихся со словарями; показать их назначение и область применения Задачи:
1. Повысить уровень самостоятельности и творческой активности.
2. Развивать умение пользоваться словарями.
3. Воспитывать уважение к одноклассникам, терпимость к чужому мнению.
Оборудование:
- карточки со словами: УЛЫБКА, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, КОМПЛИМЕНТ
- карточки для детей со словами «Рассеянный, ленивый, трус, любить, жадный, ласково, внимательный, храбрец, ненавидеть, трудолюбивый, щедрый»
-карточки с предложениями:
1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3) Анна Ивановна работает в адресном столе.
4) В санатории нам определили пятый стол.
-рисунок магнита, на красной половине нарисовано солнце, цветы, на синей - черные тучи
- слова Анатоля Франса: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
- словари: «Толковый словарь», словарь иностранных слов, словарь синонимов и антонимов, словарь фразеологизмов, орфографический словарь
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Разминка. Игра «Дежурное слово»
3. Сообщение темы и цели урока
4. Чтение темы с переменой логического ударения
5. Введение в тему урока
6. Знакомство со словарями (в роли словарей выступают ученики)
7. Работа «словарей» с классом:
а)словарь иностранных слов
(работа в микрогруппах)
физминутка игра «Комплимент»
б) толковый словарь
(работа в микрогруппах)
в)словарь синонимов
(работа в микрогруппах)
в) словарь антонимов
(работа в микрогруппах)
игра «Магнит»
8. Знакомство с выставкой словарей
9. Итог урока
- Добрый день, ребята! Начинаем урок русского языка - урок - общения.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Улыбка всегда располагает к общению.
- Прочитайте «дежурное» слово: УЛЫБКА. В течение 1 минуты составьте из бук этого слова новые слова. Какие слова получились? (лак, бык, бак, клуб, булка, бук, куб, балык, лук)
- Вот сколько слов вы составили. А вы не задумывались, ребята, сколько слов в русском языке? В русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Существует изречение: «Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос». А где «хранятся» слова? Где мы можем узнать об их правильном написании? Об истории происхождения слов? (словари)
- Прочитайте тему урока: «Незаменимые помощники - словари».
А теперь прочитаем тему урока с перемещением логического ударения. Внимательно слушайте вопросы!
1. Чем являются для нас словари? (Незаменимые помощники - словари)
2. Какие помощники словари? (Незаменимые помощники - словари)
3. Что является для нас незаменимыми помощниками? (Незаменимые помощники - словари)
- Название всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (на доске)
- Какие словари русского языка вам известны?
- К каким словарям мы обращаемся чаще всего?
- В каких случаях словари приходят вам на помощь?
- Много сведений можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться пользоваться.
- Чтобы найти в словаре нужное слово, что надо знать? (слова располагаются в алфавитном порядке, статья о слове написана в научном тексте)
- А теперь «Словари» расскажут о начале своего рабочего дня, а вы должны определить, какой перед вами словарь.
Фразеологический словарь. «Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
Толковый словарь. «В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора на работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
- Прочитайте слова: ТОЛЕРАНТНОСТЬ, КОМПЛИМЕНТ. Что означают эти слова? Какой словарь поможет нам узнать происхождение этих слов?
- Я – словарь иностранных слов. Я имею 20.000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
- Издавна люди общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова. Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет словарь иностранных слов. Найдите слово «толерантность» в словаре, объясните его значение и происхождение.
Запишите в тетрадь это слово и объяснение этого слова. Слово терпение разберите по составу (терп - корень, - е - и - ни - суффиксы, - е - окончание). Запишите предложение, обозначьте части речи:
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
- Ребята, вам часто приходится слышать комплименты в свой адрес? Что обозначает это слово? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите собеседнику хорошее настроение. Давайте сыграем в игру «Комплимент». Вы дарите это сердечко вместе с комплиментом кому-то из ребят. Принявший комплимент благодарит вас и передает следующему. Комплименты можно говорить о внешности, характере, способностях и т.д.
- Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, это мебель. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении (карточки)
1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3) Анна Ивановна работает в адресном столе.
4) В санатории нам определили пятый стол.
- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегает повторений одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Теперь прошу выполнить мои задания.
Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?
Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
- Я - словарь антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: «Это хорошо или плохо?», «Еще рано или поздно?». В словаре дается объяснение значения каждого члена пары.
- Подберите антоним к слову «добро».
- Потренируемся подбирать антонимы. Для этого проведем игру «Магнит» (на доске рисунок магнита, на красной половине нарисовано солнце, цветы, на синей - черные тучи). А что знаете о магните?
Наш магнит также является примером антонимов. Из записанных на карточках слов выберите добрые и хорошие слова, прямо противоположные им по смыслу (Рассеянный, ленивый, трус, любить, жадный, ласково, внимательный, храбрец, ненавидеть, трудолюбивый, щедрый). Запишите слова в тетрадях в две колонки: левая - хорошие слова, правая - антонимы к этим словам.
- Мы познакомились с несколькими словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на урок. Что можете сказать об этих словарях?
Вернемся к словам Анатоля Франса: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке». Почему?
- Действительно, в словарях вы можете получить ответ на любой вопрос.
Что мы узнали о работе со словарями?
Что вам понравилось? Что удивило? Что запомнилось?
Прощаться настала пора.
Словари закрывать нам пора!
С ними узнал ты много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.
- Спасибо за активную участие и работу на уроке! Работу со словарями вы продолжите при подготовке не только к русскому языку, но и к другим предметам. Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и другого народа.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ