Конспект урока по русскому языку "Орфограммы слабых позиций (ОСП) в окончаниях существительных множественного числа" 3 класс
Самошина Наталия Васильевна.
МАОУ «СОШ №2 с углубл. изуч. англ.яз» г.Великий Новгород
Учитель начальных классов, система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Орфограммы слабых позиций (ОСП) в окончаниях существительных множественного числа.
Цель: Формирование умения проверять орфограмму слабой позиции в окончаниях существительных во множественном числе.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
- Проверьте ОСП в окончаниях существительных. В данных словосочетаниях, вставьте пропущенную букву.
( Дети работают в карточках, один ребёнок у доски (по очереди)).
Работа с карточками (текст на доске)
Купался в озер_ ( )
Подумал об озер_м ( )
Пролетел над озер_м ( )
Любовался озёр_ми ( )
Купался в озер_ ( ), дети изученным способом проверяют ОСП в окончании с проговариванием: в озер_ – ставлю в начальную форму – озеро, слово 2 склонения среднего рода, проверяю словом окно ((в окне )- записывают) значит окончание –е.
Подумал об озер_ ( об окне ) – подумал об озере;
Пролетел над озёр_м (над окном) - пролетел над озером;
Любовался озёр_ми (окном ? окне ? ) - ?
(Последняя фраза вызывает разногласия)
- Почему при написании других форм этого существительного у вас не возникло вариантов?
Дети: - Эти существительные в ед.числе, и мы умеем проверять ОСП в окончаниях сущ. Ед.числа.
Если дети затрудняются ответить, задать вопрос :
- Чем отличается последняя форма этого слова от предыдущих?
Дети: - Это форма мн.числа.( это слово стоит во мн.числе).
У –Давайте подпишем значение числа в каждом словосочетании у существительного.
- А умеем мы проверять слабую позицию (СП) окончаний в сущ.мн.числа?
Д – Нет.
У – Попробуем сформулировать возникшую проблему.
Д – Нам надо научиться проверять СП в окончаниях существительных, во множественном числе.
Учитель фиксирует проблему на доске: ? сущ. мн.ч.
Исследование.
У – Для исследования я подготовила таблицы. Проверочные слова всех наборов я поставила во множественное число и изменила по падежам. Вот что получилось: (таблица на доске и на парте в каждой паре).
Падеж
1 склонение
2 склонение
3 склонение
И.п.
реки
столы
окна
степи
Р.п.
рек
столов
окон
степей
Д.п.
рекам
столам
окнам
степям
В.п.
реки
столы
окна
степи
Т.п.
реками
столами
окнами
степями
П.п.
о реках
о столах
об окнах
о степях
У – Посмотрите на слова в столбиках. Какую часть в слове мы должны проанализировать?
Д – Окончание.
У – Выделите окончание в словах.
У – Написание окончаний существительных в каких падежах не вызывает затруднений?
Д – В именительном и винительном падеже окончания одинаковые, можно поставить знак равно. В родительном падеже тоже написание окончаний не вызывает затруднений. (учитель вычёркивает варианты, дети у себя в карточках вычёркивают).
Физкультминутка.
Падеж
1 склонение
2 склонение
3 склонение
И.п.
Р.п.
Д.п.
рекам =
столам =
окнам = =
степям
В.п.
Т.п.
реками ==
столами ==
окнами ==
степями
П.п.
о реках ==
о столах =
об окнах ==
о степях
У - Сравните окончания существительных в оставшихся падежах.
Д – Во всех наборах в оставшихся падежах тоже одинаковые окончания.
У – Как вы думаете, можно сказать, что это один набор окончаний? Конечно! Принято считать, что у существительных множественного числа один набор окончаний. А если это так, сколько нам необходимо проверочных слов?
Д – Только одно.
У – Каким свойством оно должно обладать, чтобы стать проверочным?
Д- В слове во всех падежах окончание должно быть в сильной позиции – под ударением.
У – Поставьте ударение.
Ученики в карточках и у доски ставят ударение в словах.
Падеж
И.п.
столы
Р.п.
столов
Д.п.
столам
В.п.
столы
Т.п.
столами
П.п.
о столах
Вывод.
У – Каким словом можно пользоваться при проверке ОСП в окончаниях существительных множественного числа?
Д – Словом СТОЛЫ, у него во всех падежах ударение в окончании. Значит, оно будет проверочным для существительных во множественном числе.
У – А теперь вернёмся к нашему словосочетанию. Выпишем его. Проверяем.
Любовался озёр_ми ( столами )
У –Мы решили нашу проблему?
Д – Да. Мы определили, каким словом можно проверять ОСП в окончаниях существительных множественного числа. Это слово столы.
Фиксируем на доске:
? сущ. мн.ч. сущ. мн.ч. – столы
У – Хотите попробовать воспользоваться этим способом для проверки ОСП в существительных множ.числа?
Дети работают с карточкой в паре, проговаривая по очереди способ проверки:
играют на барабан_х ( на столах)
двигаюсь к машин_м ( к столам )
путешествуют в карет_х ( в столах)
пролетел над деревь_ми ( над столами)
не слышно голос_в ( «Л» ), «ловушка», т.к. окончание и так под ударением, в сильной позиции.
V. Итоговая рефлексия.
- С какой проблемой столкнулись?
- Как её решали?
- К какому выводу пришли?
- Что научились делать?
Приложение 1.
Падеж
1склонение
2 склонение
3 склонение
И.п.
реки
столы
окна
степи
Р.п.
рек
столов
окон
степей
Д.п.
рекам
столам
окнам
степям
В.п.
реки
столы
окна
степи
Т.п.
реками
столами
окнами
степями
П.п.
о реках
о столах
об окнах
о степях
Приложение 2.
играют на барабан_х ( )
двигаюсь к машин_м ( )
путешествуют в карет_х ( )
пролетел над деревь_ми ( )
не слышно голос_в ( )
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ