Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН" 2 класс

Урок русского языка во 2 классе


Тема урока: Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.


Автор разработки: учитель начальных классов МОУ гимназии № 13 г. Волгограда

Фаустова Елена Олеговна


Цель: обобщение знаний учащихся о способах обозначения мягкости согласных, о правописании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.


Задачи:

  • развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ и другими знакомыми орфограммами, подбирать однокоренные слова, слова-синонимы, объяснять значения слов;

  • способствовать развитию любознательности.


Ход урока:


  1. Орг. момент.

  2. Минутка чистописания.


- Ребята, отгадайте загадку:


Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)


- Обведите фигурку (шаблон) тучи и выполните штриховку ( )


III. Словарная работа.


  1. - Из словаря в учебнике подберите слова на каждую букву слова «туча», запишите и прокомментируйте их написание.

Т – тетрадь

У – улица

Ч – человек

А – артист


Посмотрите, сколько словарных слов вы вспомнили. Во время работы мы к ним еще вернемся.


  1. – Образуйте от слова ТУЧА однокоренное слово, которое обозначает маленький предмет.

( Тучка)

- С помощью какой части слова вы образовали это слово? (С помощью суффикса к )


  1. Звуко – буквенный анализ слова.


ТУЧ КА - ТУЧ КА - 5б.,5зв.


- Что мы знаем про звук Ч с первого класса? ( Звук Ч всегда мягкий)


  1. – Запишите под диктовку предложение со словом ТУЧКА.


Собрались тучки в кучку.


Какая знакомая орфограмма повторилась в предложении? (ЧК).


  1. Актуализация знаний учащихся.

- На доске написаны слова, прочитайте их.


НОЧКА РЕЧКА НОЧНОЙ РЕЧНОЙ


- Какие буквосочетания встречаются в этих словах? ( ЧК, ЧН )

- Вспомните, какое правило помогает правильно написать эти слова?

- Как вы думаете, над какой темой мы будем углубленно работать? ( правописание ЧК, ЧН).

- Мы должны будем научиться распознавать слова с этими буквосочетаниями и не делать

ошибки при написании таких слов.

- Запишите данные слова в тетрадь и обозначьте орфограмму ЧК, ЧН.

V. Постановка проблемы и поиск ее решения.


1. - Как вы считаете, есть ли еще буквосочетания, в которых не пишется Ь? (Предположения)

- Прочитайте слова и объясните их значения:

ХИЩНЫЙ ОВОЩНОЙ МОЩНЫЙ

- Как вы думаете, почему в этих словах не пишется Ь? (Звук Щ всегда мягкий)

- Какое буквосочетание можно выделить? ( ЩН )

- Как теперь будет звучать это правило? (дети озвучивают свои варианты)

2. - Верно ли вы вывели правило, проверим на стр. 116. (правило читается вслух)

- Запишите эти слова в тетрадь, обозначьте орфограмму ЩН

- Итак, мы выяснили, что не только сочетания ЧК и ЧН, но и ЩН пишется без Ь.

- Почему? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки)

VI. Физминутка.


3. – Прочитайте слово по транскрипции: ГОН Щ ИК

- Какие согласные звуки мягкие? Почему?

- Какое буквосочетание еще можно выделить? ( НЩ )

- Как будет звучать правило? ( ЧК, ЧН, ЩН, НЩ пишутся без Ь)

- Почему эти сочетания пишутся без Ь? ( Звуки Ч и Щ всегда мягкие)

- Прочитайте слова с сочетанием НЩ, запишите их и обозначьте орфограмму:

ГОНЩИН ОБМАНЩИК КАМЕНЩИК

- Значения каких слов вам не понятны?

VII. Закрепление изученного материала.


  1. - Вернемся к словарным словам. Образуем от них однокоренные слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН. Запишите их и обозначьте орфограмму.


ТЕТРАДЬ – ТЕТРАДОЧКА

УЛИЦА – УЛОЧКА – УЛИЧНЫЙ (фонарь)

ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕЧНЫЙ (отзывчивый)

АРТИСТ – АРТИСТИЧНЫЙ (способный быть артистом)


- Какая орфограмма повторилась? (ЧК, ЧН)

  1. Упражнение №196, стр. 116 (4 и 5 предложение 2 человека записывают на доске)


  1. Давайте проверим, как вы можете на слух определять слова с буквосочетаниями

ЧК, ЧН, ЩН. ( Слова записываются в 3 столбика)


ЧК ЧН ЩН

внучка дачник хищный

птичка сочный овощной

лисичка ручной мощность

уточка вечный хищница


- Значения каких слов вам не понятны?

- Как вы написали эти слова? (без Ь )

VIII. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Верны ли были ваши предположения?

- В каких буквосочетаниях не пишется Ь? Почему?

- Значения каких слов вы узнали?

IX. Домашнее задание.




Используемая литература:

  1. Р. Н. Бунеев, М. В. Бунеева, учебник «Русский язык» 2 класс.

  2. Е. М. Минскин, «Всегда всем весело», Издательство «Молодая гвардия», 1969.

































Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 13













Конспект урока

по русскому языку во 2 классе

с использованием технологии проблемного обучения


Тема урока:

Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.




Разработала и провела:

учитель начальных классов

Фаустова Е.О.











2011 – 2012 учебный год


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ