Конспект урока по русскому языку "Упражнение в определении времени глагола" 3 класс

Урок русского языка в 3 классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой.


Тема: Упражнение в определении времени глагола.

Цели:

Образовательные: формировать умение определять время глаголов и отличать одну временную форму глагола от другой.

Развивающие: развивать логические универсальные действия при выполнении упражнений на классификацию, развивать универсальные коммуникативные умения при работе в группе в парах, способствовать активизации мыслительной деятельности через выполнение различных видов заданий.

Воспитательные: воспитывать личные качества толерантности, ответственности, инициативности

Оборудование: учебники, тетради, карточки с заданиями для работы в группе, карточки с глаголами для игры, мультимедийный проектор.

Ход урока.

I. Орг. момент


II. Минутка чистописания.

Вр ем мя

-Назовите лишние согласные. Почему?

- Как вы понимаете смысл этой пословицы.

( Это означает то, что мы всё узнаём тогда, когда это будет нужно).

А о каком времени пойдёт речь на уроке, вы скоро догадаетесь.


III. Слов. работа.

Внимательно посмотрите на данную запись и назовите словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке.


О У Ж Б И Е Д Н (Соедините буквы, которые подчеркнуты).

-Какое это слово?

-Что такое ужин?

-Какие ещё словарные слова, сходные по смыслу вам известны? (Обед, завтрак).

-Найдите это слово в словарике, напишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные и запомните.

-образуйте однокоренные слова.

-Составьте предложение.

-Запишем и разберем.


Мама приготовила вкусный ужин.


-Выделите известные вам орфограммы.


IV. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране Морфология . И первым делом отправимся в гости к очень хитрому глаголу.

- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем про Глагол (Обращаемся к Дядюшке –Глаголу).

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает?

Как изменяется?


-Послушайте сказку шутку. Слушайте внимательно. Кто будет внимателен, тот догадается о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

- Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина

-Если я говорю: « Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул: «Утро!».


-А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница.

-Сформулируйте тему урока.

-Чему будем учиться на уроке?

-Сколько знаем времен у глагола?

-Как определить время глагола?

-Что обозначают и на какие вопросы отвечают глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?


V. Закрепление пройденного материала.

Дядюшка-Глагол приготовил много интересных заданий.


1.Работа в парах.

1.От данных существительных образуйте глаголы трёх времён и составьте предложения.

Работа в парах (по рядам).

1. ряд - крик, зелень, говор. (Составить предложения с глаголами настоящего времени)

2. ряд-зима, бег. (Составить предложения с глаголами будущего времени).

3.ряд- след, дело. (Составить предложения с глаголами прошедшего времени.)

Проверка.


Физминутка.


Следующее задание от Дядюшки-Глагола.

Работа в группах.

Дается задание на карточках:

Рыженький котик сидеть на окошке,

И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть.

А потом поесть.

Вот теперь сидеть,

На неё глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать.

Пойдем котичек, на улицу гулять

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой будем говорить.


Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало красиво.

На какие группы можно разделить эти глаголы?

сидел

увидел

спел

поел

сидит

глядит

кличет

будем

будем

ходить

говорить



Выпишите и определите время.

3)Следующее задание: Данные пословицы Распределите на группы в зависимости от времени глагола. В каждой группе должны быть пословицы с глаголами одного времени.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Дождик вымочит, а солнышко высушит.

Мир строит, а война разрушает.

Поспешишь – людей насмешишь.

Слова не сдержал, честь потерял.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Сделал дело, гуляй смело.

Самопроверка (сверяем с доской).

Какие пословицы не вошли ни в одну группу? Почему?



4) Дядюшка-глагол придумал игру, которая называется «Внимательный почтальон».

Игроки-почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Если вы сделаете это правильно, то у вас по вертикали получится словарное слово, которое связано со временем глагола, но другой части речи, какое скажем позже, если это у нас получится.

Слова: веселился, сушит, читала, гонит, едет, зазеленеет, арестует, ела, работал, обедает, рухнет, дружит, аттестует, аплодировал, несет, ябедничает, тронется, вспыхнет.


Веселился

Читала

Ела

Работал

Аплодировал

Сушит

Едет

Гонит

Обедает

Дружит

Несет

Ябедничает

Зазеленеет

Арестует

Вспыхнет

Тронется

Рухнет

Аттестует

Проверка.

Прочитайте слова, которые получились по вертикали. Что это за слова? (словарные) К какой части речи их отнесем? (наречия времени) Изменяются ли наречия?

Подготовленные дети объясняют значение каждого из них


«Вчера»

Это древняя форма творительного падежа от существительного вечер. Оно имело значение накануне сегодня, иного дня. Зная это, безударную гласную в слове «вчера» проверяли словом вечерний. Сейчас слово «вчера» не изменяется.

«Сегодня»

Слово «Сегодня» не изменяется. Оно образовалось путем слияния двух слов: слова «сего», что означало «этого» и слова дня.


«Завтра»

Слово «завтра» образовалось путем слияния предлога за и существительного утра в форме родительного падежа ед. числа. Лет 200 тому назад так и говорили, заутра, т.е. на следующий день. Постепенно слово «заутро» претерпевало изменения: ударение переходило на первый слог, а гласный «у» заменился согласной «в». Теперь в нашей речи употребляется только слово «завтра». Это слово не изменяется.


5) Самостоятельная работа.

Спишите текст, выделите пропущенные орфограммы и определите время глагола.

У старой ели р…звятся в…селые белочки. Рады они тепл…му солнцу и молодой зелен…. Зверьки сменили к весн… свои пушистые серые шу…ки. Всю долгую зиму жили белки в елов…м лесу, скрывались в густой чаще. С елки на елку носились белочки по лесу, грызли т…желые см…листые шишки.

Много забот будет летом у белочки.


VI. Итог.

Как изменяется глагол? Как определить время глагола?

Д/з. упр.564.

Рефлексия.

Что больше всего понравилось на уроке?

Поднимите руку, кому было легко выполнять задания Дядюшки-Глагола.

Поднимите руку, у кого возникали трудности в определении времени глагола?

Над этой темой мы продолжим работу на следующем уроке.



Литература: «Я иду на урок в начальную школу», М., 1998; О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова «Поурочные разработки к русскому языку», М., 2003; «Тематический контроль знаний учащихся», 2009; Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Справочное пособие по русскому языку», - М., ООО «Издательство Астрель», 2002

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ