"К успеху – с улыбкой" Эффективный способ работы по запоминанию словарных слов на уроках русского языка в начальной школе












Конина Наталья Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 23

город Ковров Владимирской области




Тема работы: К успеху – с улыбкой!






















К успеху – с улыбкой.

Эффективный способ работы по запоминанию словарных слов на уроках русского языка в начальной школе.

Каждый творческий учитель стремится к накоплению собственного теоретического и практического багажа, придумывает свои оригинальные решения. Растет методическая копилка, увеличивается опыт работы, и постепенно количество переходит в качество. Так появился в моей практике один из интересных вариантов работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

Учителя знают, как трудно дается младшим школьникам освоение таких слов.
Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.

Кроме того, наглядно-иллюстративный метод запоминания данных слов лишь привлекает внимание учащихся, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.
Таким образом, в формировании орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.

Дети любознательны, находчивы, изобретательны. Этот огромный потенциал необходимо направить в нужное нам русло.

Примером может служить метод обучения учащихся запоминанию словарных слов, разработанный мною в ходе изучения опыта работы В. Лайло.

Сущность этого метода заключается в следующем :

  • разделение словарных слов с 1 по 4 класс в зависимости от «опасного места» - буквы, в написании которой можно ошибиться

  • составление из этих слов небольшого связного текста

  • придумывание опорного слова ко всем словам рассказа, в котором невозможно допустить ошибку

  • рисунок к своему рассказу

Дело в том, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо " оживить " букву, создать ее " образ " в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

  • установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

  • заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

  • яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

  • образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком и должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву. Кроме данного метода в работе со словарными словами также предлагаются задания на классификацию, систематизацию, обобщение и т.д.

Например, по опорному слову вспомнить весь набор словарных слов рассказа, получив слова вперемешку – разбить их на группы, из набора слов найти лишние и т.п. Ведется работа и с отдельно взятым словом. После того, как учащиеся сфотографируют его на карточке, им предлагается:

  • написать буквы этого слова в алфавитном порядке,

  • выписать все глухие ( звонкие), мягкие ( твердые) согласные, выписать гласные,

  • Записать, вторую букву слова считая с начала, третью, считая с конца и т.д.

  • выписать второй (третий, четвертый) слог с начала (с конца)

  • дополнить этот слог до какого-нибудь слова (существительного, прилагательного, глагола),

  • используя буквы слова, составить другие слова

Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).

Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.

Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.














Группы словарных слов

1 класс

Опорное слово

Словарные слова

Опасное место

1

Гости

Девочка, коньки, Москва, Россия, посуда, морковь

Буква о

2

Маша

Пальто,карандаш,тарелка,арбуз,капуста

Буква а

3

Мячик

Воробей,ворона,сорока,собака

Буква о

2 класс


Опорное слово

Словарные слова

Опасное место

1

Раб

Работа, рабочий, народ, завод, сапоги, машина

Буква а

2

Лес

Деревня береза,медведь,ветер,здравствуйте

Буква е

3

Оля

Девочка, Москва, молоко, ягода, лопата, урожай

Буква о

4

Учеба

Учитель, ребята, пенал, тетрадь, дежурный, ученик

Буква е

5

Конь

Товарищ, город, весело, мороз, коньки, одежда, собака, воробей, ворона, сорока, корова, быстро, хорошо

Буква о

6

Сказка

Платок, капуста, пальто, заяц, фамилия, спасибо, карандаш, язык

Буква а

7

Два

Русский,суббота

Удв.согласные

3 класс

Опорное слово

Словарные слова

Опасное место

1

Отдых

Трактор, восток, хорошо, дорога,потом, горох, осина,

яблоко, погода, кровать

Буква о

2

Дача

Комната, квартира, картина, растение, стакан, картофель, тарелка, кастрюля, завтрак, магазин, малина

Буква а

3

Поездка

Метро, север, лагерь, четверг, песок,пшеница,земляника,

четверг,герой,вместе

Буква е

4

Пир

Рисунок ,сирень,ужин,улица,приветливо

Буква а

5

Спор

Однажды,отец,спор,овощи,огурец,обед,морковь.орех,

помидор,молоток,топор,вокруг

Буква о

6

Сюрприз

Коллектив,коллекция,лестница,чувство,праздник,желтый,

черный,трамвай,месяц

Непр.удв.согл;

Гл. шипящих

4 класс

Опорное

слово

Словарные слова

Опасное

место

1

Горе

Костер,гореть,командир,оборона,богатство,победа,около

Буква о

2

Свет

Вчера,адрес,правительство,путешествие,впереди,везде,издалека

Буква а

3

Море

Корабль,свобода,горизонт,потом,портрет

Буква о

4

Электрик

Теперь,восемь,железо,электричество,телефон,желать ,сверкать,беседа

Буква е

5

Змей Горыныч

Справа,налево,слева,направо,вперед,назад,вверх

Прав. наречий

6

Обруч

Агроном,автомобиль,шофер,хозяйство,километр,электростанция

хлебороб,комбайн,электровоз,самолет,космонавт

Буква о

7

Удача

Багаж,вагон,газета,завтра,салют,календарь

Буква а

8

Речь

Сегодня,инженер,председатель,двенадцать,шестнадцать,семена,

интересный,прекрасный,сейчас

Буква е

9

Книга

Библиотека,билет,экскурсия,директор

Буква и

10

О –го-го

Медленно,пассажир,Россия,шоссе,расстояние,одиннадцать,акку-ратно,аллея,килограмм,металл

Двойные согласные






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ