"К успеху – с улыбкой" Эффективный способ работы по запоминанию словарных слов на уроках русского языка в начальной школе
Конина Наталья Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 23
город Ковров Владимирской области
Тема работы: К успеху – с улыбкой!
К успеху – с улыбкой.
Эффективный способ работы по запоминанию словарных слов на уроках русского языка в начальной школе.
Каждый творческий учитель стремится к накоплению собственного теоретического и практического багажа, придумывает свои оригинальные решения. Растет методическая копилка, увеличивается опыт работы, и постепенно количество переходит в качество. Так появился в моей практике один из интересных вариантов работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Учителя знают, как трудно дается младшим школьникам освоение таких слов.
Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Кроме того, наглядно-иллюстративный метод запоминания данных слов лишь привлекает внимание учащихся, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.
Таким образом, в формировании орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.
Дети любознательны, находчивы, изобретательны. Этот огромный потенциал необходимо направить в нужное нам русло.
Примером может служить метод обучения учащихся запоминанию словарных слов, разработанный мною в ходе изучения опыта работы В. Лайло.
Сущность этого метода заключается в следующем :
разделение словарных слов с 1 по 4 класс в зависимости от «опасного места» - буквы, в написании которой можно ошибиться
составление из этих слов небольшого связного текста
придумывание опорного слова ко всем словам рассказа, в котором невозможно допустить ошибку
рисунок к своему рассказу
Дело в том, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо " оживить " букву, создать ее " образ " в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком и должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву. Кроме данного метода в работе со словарными словами также предлагаются задания на классификацию, систематизацию, обобщение и т.д.
Например, по опорному слову вспомнить весь набор словарных слов рассказа, получив слова вперемешку – разбить их на группы, из набора слов найти лишние и т.п. Ведется работа и с отдельно взятым словом. После того, как учащиеся сфотографируют его на карточке, им предлагается:
написать буквы этого слова в алфавитном порядке,
выписать все глухие ( звонкие), мягкие ( твердые) согласные, выписать гласные,
Записать, вторую букву слова считая с начала, третью, считая с конца и т.д.
выписать второй (третий, четвертый) слог с начала (с конца)
дополнить этот слог до какого-нибудь слова (существительного, прилагательного, глагола),
используя буквы слова, составить другие слова
Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).
Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.
Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.
Группы словарных слов
1 класс
№
Опорное слово
Словарные слова
Опасное место
1
Гости
Девочка, коньки, Москва, Россия, посуда, морковь
Буква о
2
Маша
Пальто,карандаш,тарелка,арбуз,капуста
Буква а
3
Мячик
Воробей,ворона,сорока,собака
Буква о
2 класс
Опорное слово
Словарные слова
Опасное место
1
Раб
Работа, рабочий, народ, завод, сапоги, машина
Буква а
2
Лес
Деревня береза,медведь,ветер,здравствуйте
Буква е
3
Оля
Девочка, Москва, молоко, ягода, лопата, урожай
Буква о
4
Учеба
Учитель, ребята, пенал, тетрадь, дежурный, ученик
Буква е
5
Конь
Товарищ, город, весело, мороз, коньки, одежда, собака, воробей, ворона, сорока, корова, быстро, хорошо
Буква о
6
Сказка
Платок, капуста, пальто, заяц, фамилия, спасибо, карандаш, язык
Буква а
7
Два
Русский,суббота
Удв.согласные
3 класс
№
Опорное слово
Словарные слова
Опасное место
1
Отдых
Трактор, восток, хорошо, дорога,потом, горох, осина,
яблоко, погода, кровать
Буква о
2
Дача
Комната, квартира, картина, растение, стакан, картофель, тарелка, кастрюля, завтрак, магазин, малина
Буква а
3
Поездка
Метро, север, лагерь, четверг, песок,пшеница,земляника,
четверг,герой,вместе
Буква е
4
Пир
Рисунок ,сирень,ужин,улица,приветливо
Буква а
5
Спор
Однажды,отец,спор,овощи,огурец,обед,морковь.орех,
помидор,молоток,топор,вокруг
Буква о
6
Сюрприз
Коллектив,коллекция,лестница,чувство,праздник,желтый,
черный,трамвай,месяц
Непр.удв.согл;
Гл. шипящих
4 класс
№
Опорное
слово
Словарные слова
Опасное
место
1
Горе
Костер,гореть,командир,оборона,богатство,победа,около
Буква о
2
Свет
Вчера,адрес,правительство,путешествие,впереди,везде,издалека
Буква а
3
Море
Корабль,свобода,горизонт,потом,портрет
Буква о
4
Электрик
Теперь,восемь,железо,электричество,телефон,желать ,сверкать,беседа
Буква е
5
Змей Горыныч
Справа,налево,слева,направо,вперед,назад,вверх
Прав. наречий
6
Обруч
Агроном,автомобиль,шофер,хозяйство,километр,электростанция
хлебороб,комбайн,электровоз,самолет,космонавт
Буква о
7
Удача
Багаж,вагон,газета,завтра,салют,календарь
Буква а
8
Речь
Сегодня,инженер,председатель,двенадцать,шестнадцать,семена,
интересный,прекрасный,сейчас
Буква е
9
Книга
Библиотека,билет,экскурсия,директор
Буква и
10
О –го-го
Медленно,пассажир,Россия,шоссе,расстояние,одиннадцать,акку-ратно,аллея,килограмм,металл
Двойные согласные
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ