Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ" 2 класс

МБУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по образовательной программе «Школа России», русский язык. Автор учебника Т.Г. Рамзаева


Урок разработан и проведен Самойловой С.В.

Тема: Правописание слов с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Цель урока: : создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи урока:

Образовательные: развивать орфографическую зоркость; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих Ч, Щ; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес, мышление, речь учащихся через обогащение словарного запаса, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;

Воспитательные: прививать любовь к родному языку, воспитывать культуру общения, ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.

Педагогическая технология: игровая, здоровьесберегающая.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока. Подготовка к плаванию.

  3. Работа по теме. Начало путешествия, встреча с Тортиллой.

  4. Продолжение пути. В гостях у Водяного.

  5. Минутка чистописания. На острове у Русалочки.

  6. Физкультминутка.

  7. Групповая работа. На острове Золотой рыбки.

  8. Самостоятельная работа от Нептуна.

  9. «Музыкальная пауза». Коллективная работа.

  10. Закрепление. Путь домой. Встреча с пиратами.

  11. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Ну, ребята, чур, молчок

Начинается урок.

Чтобы быть учеником,

Нужно помнить вот о чем:

На уроках ты сидишь

Тихо-тихо, словно мышь.

Спинка прямо у тебя.

Это делайте как я:

Руки мы вот так кладем

И заданий дальше ждем

Если хочешь ты сказать

Или выйти, или встать

Надо руку так держать.


  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в страну Грамотландию, на остров Шипящих согласных. А какие шипящие согласные вы знаете?

Учащиеся: Ж, Ш, Ч, Щ.

Учитель: А что вы еще знаете о шипящих согласных?

Учащиеся: Они всегда мягкие.

Учитель: Совершенно верно. Какие же из этих шипящих согласных встретятся нам сегодня, вы узнаете чуть позже. Представьте, что наш класс – Волшебный корабль, вы – юнги на этом корабле, а я – ваш капитан. Для путешествия нам понадобится карта. Ее прислали нам жители острова. Чтобы справиться со всеми преградами на пути к острову, нам предстоят нелегкие, но интересные испытания. Справившись с каждым из них, мы будем продвигаться все ближе и ближе к острову. Достигнув цели, вас ждет награда! Во время плавания мы вспомним законы грамотного письма и научимся применять их в разных ситуациях. Отправляясь в путешествие, мы должны позаботиться о спасательных средствах, которые пригодятся в трудную минуту. Что же это будет? Как вы думаете?

Учащиеся: Нашими спасательными средствами будут хорошие знания правил, грамотное письмо и красивый почерк.

Учитель: Молодцы! Владея такими средствами, вы смело можете рассчитывать на победу!


  1. Работа по теме.

Учитель: Итак, ребята, посмотрите на карту (висит на доске).

На ней вы видите наш Волшебный корабль. Путь к острову Шипящих согласных по океану нам помогут преодолеть обитатели морских глубин, которые будут ожидать нас с заданиями, пока мы не окажемся у цели. А первый сказочный персонаж на нашей карте – это черепаха. Она очень мудрая. Посмотрите на карту, она глядит прямо на нас.

Давайте узнаем, что за задание приготовила черепашка. Ребята, наша первая героиня хочет поиграть с нами в игру «Доскажи словечко». Если мы правильно назовем пропущенное слово в стихотворных строчках, мы сможем дальше продолжать наш путь.


Принесла нам дождь плакучий,

Эта грозовая …


Учащиеся: Туча

Учитель: Я щенка от злющей стужи защищал

Щенок от радости …

Учащиеся: Пищал.

Учитель: Наступает темнота.

На столе горит …

Учащиеся: Свеча.

Учитель: Петя чуть не плачет.

Очень трудная …

Учащиеся: Задача.

Учитель: Мама зайчатам на лапки

Купила белые …

Учащиеся: Перчатки.

Учитель: На рыбалке не ворчу,

Щуку из реки …

Учащиеся: Тащу.

Учитель: Волки рыщут,

Пищу …

Учащиеся: Ищут.

Учитель: Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я …

Учащиеся: Молчу.

Учитель: Пескарю, плотвице – мука,

Если близко рыщет …

Учащиеся: Щука.

Учитель: Я только нитки отыщу

И змея в небо …

Учащиеся: Запущу.


Учитель: Молодцы! Все слова назвали верно. Вы уже догадались, с какими шипящими согласными мы путешествуем к острову?

Учащиеся: Ч,Щ.

Учитель: Правильно! А какие сочетания из задания мудрой черепахи с шипящими Ч,Щ вы можете назвать?

Учащиеся: ЧА, ЩА,ЧУ,ЩУ.


4. Продолжение пути. В гостях у Водяного.

Учитель: С первым заданием вы справились на «отлично». Наш корабль взял верный курс. Посмотрите снова на карту. Наше судно преодолело часть пути и сейчас перед нами следующий герой – Водяной.

Он приготовил нам загадки, отгадав которые, мы должны заполнить кроссворд. Этот кроссворд перед вами.





1)

ч



2)

ч

а

с

ы


3)

щ


й




4)

ч

а

й

н

и

к


5)

ч


в




а



6)

ч

у

ч

е

л

о






л


л

о


ь

7)

щ

у

к

а




П о горизонтали:

2) Точно мы должны ходить, можем рано раз-будить. Бить умеем, но не вас. Отбиваем каждый час.

4) Из горячего колодца через нос водица льется.

6) Чугун-ный горшок. На палке в руке — чахлый пучок. Птиц с огорода гоняет галчат и грачат пугает.

7) Стой, плотва и караси! И пощады не проси: я хозяйка здесь в пруду, на охоту я иду.

По вертикали:

1) Белокрылая птица над морем летает, рыбу увидит – клювом хватает.

3) Он хорош для кислых щей помимо прочих овощей.

5) Не шит, не кроен, а на ниточке сборен.



5. Минутка чистописания. На острове у Русалочки.

Учитель: Ребята, вы не просто юнги корабля, вы – настоящие знатоки орфографии. Не допустили ни одной ошибки. Далее на пути нас ждет Русалочка.

Она хочет проверить, умеете ли вы правильно и красиво писать. Она приготовила для каждого из вас задание «Найди маму». Выполните задание, опираясь на образец. Только не торопитесь, произнесите сначала получившееся слово по слогам про себя. Подчеркните дружные пары согласных и гласных.

Задание выполняется индивидуально каждым учащимся, учитель контролирует выполнение работы. При необходимости оказывает помощь. По окончании работы проводится проверка.




У коровы —

У лисы —

У белки —

У грача —

У волка —

У зайца —

У свиньи —

У лошади –

У кролика –

У галки—



6. Физкультминутка

Учитель: Чтобы продолжить путь, нам необходимо набраться сил. Проведем физкультминутку, взбодримся и продолжим наш путь.

Мы сидеть уже устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавный.

(Повороты корпуса в стороны)

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснемся крыши?

(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях)

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево два наклона,

Повторяем снова дружно.

(Наклоны вперед-назад, вправо-влево)

От души мы потянулись

(Потягивания – руки вверх и в стороны)

На корабль наш вернулись.



7. На острове Золотой рыбки. Работа в группах.

Учитель: Наш корабль продолжает путешествие. Новый герой –Золотая рыбка приготовила непростое испытание.

Вам предстоит сыграть с ней в игру «Наборщики». Каждый ряд получит свой набор слогов. К этим слогам нужно добавить сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ или ЩУ. Присоединять сочетания можно как к началу, так и к концу слога. В результате у вас получатся слова. Какой ряд справится первым, тот и победил в этом испытании Золотой рыбки. Удачи!



1 ряд

2 ряд

3 ряд

сы

ща

да

лок

све

бчик

слу

йка

добы



1 ряд: часы, чулок, случай

2 ряд: пища, свеча, чайка

3 ряд: дача, чубчик, добыча

8. Самостоятельная работа от Нептуна.

Учитель: Дорогие ребята! Мы уже почти у цели! Впереди остались самые интересные испытания. А сейчас нас встречает сам Нептун.

Он зашифровал для вас слова. Буквы в этих словах поменялись местами, а одно слово в каждом ряду лишнее. Он хочет запутать нас. Будьте очень внимательны, сосредоточьтесь. Определите, на какую орфограмму зашифрован каждый ряд, а на какую – лишнее слово.

1.Дочу, лучко, ыжли, гуноукч

Ответ: чудо, чулок, лыжи, чугунок. Исключение – лыжи.

2.Ришина, кащу, рущрпи, льцепуща

Ответ: ширина, щука, прищур, щупальце. Исключение – ширина.

3.щора, чакипт, льваще, етащ

Ответ: роща, птичка, щавель, теща. Исключение – птичка.

укач, тчуа, дзачаа, игрб

Ответ: куча, туча, задача, гриб. Исключение – гриб.

9. «Музыкальная пауза». Коллективная работа.

Учитель: Дорогие ребята! Большинство приключений позади. Я думаю, мы оставим о себе неплохое впечатление у жителей острова Шипящих согласных. Посмотрите, как гостеприимно нас встречают.

Братцы шипящие согласные и подружки гласные хотят вручить вам обещанную награду. Я с удовольствием выполню их просьбу. Но сначала «Музыкальная пауза». Прослушайте отрывки из детских песенок. Назовите те слова, в которых встречаются буквосочетания ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

"Чунга-Чанга" (чунга-чанга, чудо, счастье)

"Голубой вагон" (качается, кончается)

"Если с другом вышел в путь" (чуть-чуть)

«Песня кота Матроскина» (чаще, замечаю)

«Песня царевны Забавы» (несчастье, запрещается, хочу, улечу)

«Кручу педали, кручу» (лечу, навстречу, по плечу, качу, хочу)

«Мы к вам заехали на час» (час, счастья, плачут)

(учащиеся награждаются дипломами «Знатоков орфографии» и медалями «Отважный путешественник»).

10. Закрепление. Путь домой. Встреча с пиратами.

Учитель: Вот и заканчилось наше путешествие по Грамотландии. А теперь пора домой. Путь домой нелегок. Нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом Ошибколандия,захваченном пиратами. Их предводитель – Бармалей.

Пираты задерживают всех, требуя выкуп. Нашим выкупом станут наши знания, так как они бесценны. Если мы исправим ошибки, они нас пропустят.

На доске рифмовки:

1 вариант 2 вариант

Пищя, чящя, рощя, кучя, Щюка, чюм, ищю, молчю…

Саранчя, кочян и тучя, Все слова на ЧЮ и ЩЮ.

Дачя, чяйка, каланчя – Я их твердо заучю

Все слова на ЧЯ, и ЩЯ. И пятерку получю.

Учитель: Запишите рифмовки в тетрадь без ошибок. Подчеркните орфограммы. Как видите, наши знания – надежное спасательное средство. Вот мы и дома.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Что помогло нам в путешествии? Какие знания понадобились?

У




читель:
С каким настроением уходим домой?

1 2 3


Диплом

«Знаток орфографии»

награждается

ученик(ца) 2 «В» класса

_____________

Ф.И.


Дальнейших успехов в учебе!!!


Кл. руководитель:

С.В. Самойлова

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ