Конспект урока по русскому языку "Признаки родственных слов" 2 класс

Признаки родственных слов.


Урок русского языка в 2 классе.

Потапова Светлана Ивановна,

учитель начальных классов



Тип урока: урок формирования знаний.

Технология: проблемно-исследовательская.

Цели урока. Формировать умение распознавать и подбирать однокоренные

слова, учить наблюдать, сравнивать.

Развивать мышление, память, речь учащихся.Формировать

умение работать в группах.

Прививать интерес к предмету через осуществление поисковой

деятельности; воспитывать культуру общения.

Оборудование. Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока.


I. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять,

Многое хочу узнать.


II. Актуализация знаний.

1.Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.


Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.


- Как называются слова, выросшие из этого корня? (Родственные)


2.Знакомство со словарным словом «лопата» и подобрать к нему однокоренные слова.


- 1-я буква задуманного слова является согласной в последнем слоге слова «весело».

- 2-я буква – непроверяемая безударная гласная в слове «собака».

- 3-я буква – согласная, 2 раза встречающаяся в слове «попугай».

- 4-я буква является окончанием слова «машина».

С 5-й буквы начинается второй слог в слове «петух».

- 6-я буква- непроверяемая безударная гласная в слове «пальто».

Лопата – орудие для копания, в виде широкой плоскости на рукоятке (показ картинки).

(От древнеславянского [лоп] – «лапа», нечто плоское, широкий лист.

От слова [лоп] образовалось слово лопух.

Лопата, лопатка, лопаточка.

- Эти 3 слова одно слово или разные слова? Почему разные?

- Выделите часть слова, которая повторяется и делает слова похожими по значению.

(Пояснение учителя) В основах родственных слов есть общая часть, которая построена из одних и тех же чередующихся звуков, и значение которой одинаково во всех этих словах. Эта часть указывает, от какого слова образованы родственные слова.

- Как называется эта общая часть?

- Почему учёные использовали именно это слово для названия одной из частей слова?


III. Целеполагание.

- Одна девочка в слове «стряпуха» выделила корень –тряп-, а другая в слове «жидкость» искала корень –вод-.

- Верно ли это? А вы сможете выделить корень? В чём испытали затруднение? В чём ошиблись девочки?

- Чтобы не делать таких ошибок, надо знать секреты корня.

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? Какие цели мы сегодня поставим?

- Попробуем стать исследователями и разгадать эти секреты родственных слов.


IV. Первичное усвоение новых знаний.

Класс делится на три группы.

1-группа. Прочитать текст.

-Вы кто такие?

-Я гусь, это гусыня, это наши гусята, а ты кто?

-А я ваша тётка – гусеница.

- Есть ли в этом тексте родственные слова? Докажите, что гусеница здесь лишнее.

2-я группа. Прочитать сказку.

Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседует. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями наперегонки бегают. Водичка на одной ножке по камушкам скачет. Даже сам Водяной пожаловал.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила.

- Ты, дружок, сюда по ошибке попал. Ты не наш родственник. Поищи-ка свою семью.


-Кто оказался чужаком среди гостей? Помоги найти родственников.


3-я группа. Прочитать и найти лишнее слово.

Липка, липонька, липнуть, липовый, липа.


Проверка выполнения заданий. На основании сказанного вывести первый секрет корня.

(Родственные слова должны быть связаны по смыслу).


2. Слайд №1. Что объединяет слова в группе? Можно ли их назвать родственными?


1-я группа. Дорога, тропинка, шоссе.

2-я группа. Метель, вьюга, буран.

3-я группа. Холод, мороз, стужа.


- На основании сказанного попробуйте вывести второй секрет корня.

(Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова).


3. Слайд №2. Петя решил, в словах снеговой и снеговик корень -снегов-.

Маша сказала, что оба слова образованы от слова снег. Поэтому корень во всех трёх словах -снег-.

Алёша утверждает, что Маша ошиблась. От слова снег образовались и снежок и подснежник. А в них звука [г] нет .Общая часть -сне-.

- А вы как думаете?

- Подберите родственные слова с чередованием к следующим словам:

1-я группа. Пух (пушок, пуховый).

2-я группа. Нога (ножка, ноженька).

3-я группа. Рука (ручка, ручонка).


- А чередуются ли гласные звуки? (заря – зорька, загар – загораю).

- А бывают случаи, когда гласные убегают. Найдите корень в словах днём, льдинка, чтение, у льва.

- В чём же состоит третий секрет корня?

(В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков, или даже исчезновение гласных).


V. Первичная проверка понимания.


Работа в группах. Слайд №3


1-я группа. Исключить не родственное слово.

Жаркое, жаровня, раскалённый.

Ветер, вихрь, безветренный.

Холод, мороз, морозный.

Старость, старый, пожилой.

Светить, сверкать, свет.

Сосна, дерево, деревянный.

Сильный, мощный, сила.


2-я группа. Лес, лестница, лесничий.

Честный, чесночный, чеснок.

Водичка, водитель, водяной.

Носильщик, нос, носатый.

Часовщик, часть, час.

Печурка, печать, печь.

Море, морщины, морской.


3-я группа. Найти пару.

Стол – столбы, коза – козлёнок, ком – комната, пень – пенька, дорога – подорожник, азбука – алфавит, день – деньги, лимон – лимонад, вода – водитель, моряк – морской.


Проверка задания.


VI. Первичное закрепление.

1. Выполнить самостоятельно упражнение №299.

Проверка выполнения.


2. Работа в группах.

- Как вы думаете, сколько бывает родственных слов?

- Составьте дерево родственных слов.

1-я группа с корнем -сад-

2-я группа с корнем -лес-

3-я группа с корнем -рыб-


VII. Проверка выполнения.


Домашнее задание. Инструктаж.

Упражнение №309.


VIII. Рефлексия.


- Что нового вы узнали?

- Где пригодятся знания, полученные на уроке?

- Захотелось ли ещё что-то узнать?

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ