Конспект урока по русскому языку "Русский алфавит" 1 класс
Урок русского языка в 1 «Б» классе
Учитель: Лукьянова С.В.
Тема: «Русский алфавит»
Тип урока: обобщающий урок.
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся о русском алфавите
(азбуке) и его роли в жизни людей.
Задачи урока:
Образовательные: обобщение и углубление знаний о русском алфавите, истории его создания; формирование навыка каллиграфически правильного письма; познакомить учащихся с понятием «алфавитный порядок» (на примере орфографического словаря); способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости знания алфавита.
Развивающие: развивать устную речь учащихся и фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор младших школьников; развивать мелкую моторику кистей рук; развивать мышление, память, внимание.
Воспитательные: воспитывать любознательность; формировать интерес к изучению родного языка; воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельность,
Оборудование: учебник Рамзаевой Т.Г. Русский язык 1 класс, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Организация рабочего места. Создание благоприятной психологической обстановки.
II. Формулирование темы урока
- О чём мы будем говорить на уроке, вы узнаете, прослушав стихотворение
Сказочный, волшебный дом,
Азбука – хозяйка в нём.
Дружно в доме том живёт
Славный буквенный народ.
Как по-другому можно назвать азбуку? (алфавит)
Так что это: алфавит или азбука?
- Эти слова обозначают одно и то же:
ЭТО БУКВЫ РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ОПРЕДЕЛЁННОМ ПОРЯДКЕ.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему « Русская азбука или алфавит» , а также научимся располагать буквы и слова в алфавитном порядке.
Давайте вспомним, что обозначает слово АЗБУКА?
Это все буквы того или иного языка, расположенные в установленном порядке.
Слово «азбука» образовано из устаревших названий двух букв русского алфавита «аз» и «буки», а слово «алфавит» образовано из названий двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «бета».
Первыми создателями славянской азбуки были Кирилл и Мефодий.
24 мая праздник славянской письменности и культуры. Братья причислены к лику святых. Сейчас алфавит имеет другой вид.
Правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме- запомнить алфавит, знать хорошо порядок букв и их название.
Назовите буквы по порядку.
Что мы знаем о русской азбуке?
-33 буквы
-10 глассных букв
- 21 соглассных букв
-2 буквы не обозначают звуков.
РАБОТА В ТЕТРАДИ:
Чистописание.
Сегодня, на минутке чистописания мы напишем строчные первую и последнюю буквы алфавита. (ая, яа).
Словарная работа.
-На следующей строке запишите слова «алфавит» и «азбука».
-Поставьте ударение, разделите на слоги.
Работа с предложением.
Азбука - к мудрости ступенька.
-Каков смысл данной пословицы?
-Запишите предложение в тетрадь с «красной» строки.
Подчеркните орфограммы.
Прочитайте. Узнайте, из какой сказки этот отрывок.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
-Назовите тех, кто приходит лечиться к Айболиту.
-Напишите этих «больных» в алфавитном порядке. Определите ударный слог.
-.Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью в словарь). Все слова практически в любом словаре расположены в соответствии с порядком букв в алфавите. (Дети выполняют задание)
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали? Ручками похлопали.
Ну, тогда все дружно встали. Покрутились, повертелись
Ножками потопали, И за парты все уселись.
-.Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы поставить оценку ученику. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему? (Дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на «алфавит»).
Фамилии детей Агейченко и Апутанов какая фамилия стоит первой и почему?
-Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?
Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря.
Работа с учебником (с.44)
Упражнение 62.
-Почему все слова написаны с большой буквы?
Спишите данные слова в тетрадь, соблюдая алфавитный порядок.
Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте задание.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Самостоятельная работа на карточках:
Вариант: Запиши название животных в алфавитном порядке:
Лиса, заяц, волк, петух, белка.
2.Вариант: Запиши название животных в алфавитном порядке:
КАРТИНКИ ЖИВОТНЫХ:
Проверка.
Итог урока.
Назовите тему сегодняшнего урока.
Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
Для чего необходимо знать алфавит?
Рефлексия: Ребята, что вам понравилось на уроке?
Что нового узнали?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ