Конспект урока по русскому языку "Русский алфавит"

Обучение грамоте 1 кл. Яковлева Н.И

Тема: Русский алфавит


­Цели:

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;

формируем умение запоминать название и последовательность букв русского алфавита;

формируем умение классифицировать предметы;

формируем умение анализировать текст.


Оборудование: рисунки животных (см. конспект) на доске и в конвертах для работы в парах.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний














1. – Прочитайте загадку, записанную на доске. Её прислал нам дядюшка Ус.

Весной вырастают,

Осенью опадают. (листья)

Какую картину нарисовал поэт?

Прочитайте слова с мягким знаком.

Какую роль он играет в этих словах?

При помощи еще каких букв обозначен звук [й]

Какие знания мы сейчас с вами повторили?

Для чего нам нужны эти знания? 4 4

2. – Откройте «Букварь» на с. 76

Кто на ней изображен?

День за днём, шаг за шагом вы узнавали буквы, учились читать, и теперь все буквы вам знакомы.

Подсчитайте, сколько всего букв.

Сколько гласных букв?

Сколько соглас­ных букв?

Сколько букв, не обозначающих звуков?

Дети их называют.

В каком порядке выстроены буквы?

Почему буквы стоят в таком порядке? (Надо знать определён­ный порядок букв, чтобы ими пользоваться: располагать какие-то названия, слова. Так удобнее и легче для поиска.)

Как называется расположение букв в установленном порядке?

(Азбука, алфавит.)

Определите тему урока. Назовите её. 4 4

Что нового мы узнаем сегодня?

На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.













Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.



















ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1. Работа в «Букваре» 5 6 2 4

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», получи­лось слово «алфавит». Вот так и живут слова-близнецы: русское сло­во «азбука» (по названиям первых букв аз и буки) и греческое слово «алфавит».

Прочитайте алфавит, называя правильно каждую букву.

2. Игра «Что пропало?»

Класс делится на две команды. На доске записан алфавит с пропу­ском букв. Надо вставить пропущенные буквы и прочитать весь алфавит хо­ром без ошибки.

А Б Д Е К Г Д Е З К

Л М И С Ц М Р У Ф

Ч Ш Щ Ш Э Я

Ребята, как вы думаете, какие буквы в алфавите «моложе» остальных, возникли позже других? (Буквы Ё, Й, Э.)


А зачем надо знать алфавит?

Учитель показывает словарь, в ко­тором слова записаны в алфавитном порядке; говорит о расположе­нии книг в библиотеке и т.д.

3. Составление загадок про букву.

Учитель загадывает загадку-образец, ученики составляют анало­гичные сами.

Образец.

Эта буква обозначает согласный глухой, всегда твёрдый звук. У неё два «соседа» по алфавиту, которые обозначают глухие со­гласные звуки. С этой буквы начинается имя героя, который приду­мал сказку про домик на заячьих ножках. С этой буквы начинается и фамилия автора этой сказки. Что это за буква? Проверьте свой ответ, она 24-я по счёту в алфавите.

Учитель просит детей составить похожие загадки и загадать их друг другу.


ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в тетради для печатания

Варианты работы:

1) Дети коллективно, в парах и самостоятельно подписывают рисунки: печатают слово и подчёркивают первую букву.

2) Называется предмет и печатается только первая буква на строке под рисунками. Затем буквы называются в алфавитном порядке (с опорой на с. 76 «Букваря».)

Что нового для себя сейчас узнали?

Какие знания повторили?

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)





2. Работа в прописи. 4 2 1

Откройте прописи . Что вы увидели на этих страницах?

1) Составление азбуки из письменных букв.

Что такое буква? (Значок для обозначения звуков на письме.)

Мы говорили уже о том, что у каждой буквы два лица – печатное и письменное. Рассмотрите рисунки.

Как можно озаглавить нашу азбуку?

Называя каждое животное, мы напишем рядом с рисунком пер­вую букву названия. Это будут письменные заглавная и строчная бук­вы. Раскрасим рисунок.

Коллективная работа с комментированием.

2) Запись слов по алфавиту. Учитель располагает на доске рисунки животных, которые есть в прописи, в произвольном порядке.

Например: тигр, белка, рак, жук, лев, щука, слон, улитка, гусь, ёж.

Расположите рисунки так, чтобы слова названия животных шли в алфавитном порядке.

Ученик выполняет работу на доске.


Работа в парах. 4

Аналогичную работу выполняют дети в парах, получают конверт с рисунками и в паре раскладывают картинки по алфавиту.

Запишите самостоятельно слова названия животных. Подчер­кните первую букву. Обозначьте звуки в словах.

3) Упражнение в составлении азбуки «Мир растений».

Сейчас мы составим азбуку. Тему её подскажут загадки.



Буква А.

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус – называется... (арбуз).

Буква Б.

Она весну встречает,

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь... (берёзку)?

Буква В.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок.

Синеглазый... (василёк).


4) Самостоятельная работа (с. 78).

а) чтение песенки-азбуки

б) исполнение алфавита

Вопросы к ученикам по работе в прописи (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою письменную работу.


На следующем уроке после проверки работы учителем мы снова вернёмся к этому алгоритму.
















Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.












Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


















ΙV.Рефлексия


Что нового узнали? 4 4

Какие уже известные нам знания повторили?

Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

Какие интересные путешествия совершили на уроке? Что узнали?


Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?










V. Домашнее задание (по желанию)



Узнать у родителей, где в жизни используется алфавит.




5



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ