Конспект урока по русскому языку "Упражнения в распознавании однокоренных слов" 2 класс
Урок русского языка во 2 классе по теме
«Упражнения в распознавании однокоренных слов»
Урок русского языка во 2 классе. «Русский язык ». 2 класс. 1 часть, авторы Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А. Яковлева
УМК «Школа 2100»
I. Конспект урока
Тема урока: Упражнения в распознавании однокоренных слов.
Метапредметная тема: Рисунок и схема.
Образовательные : учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова.
Развивающие: развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы; обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать уважение к истории своего народа, развивать умение работать совместно в парах, группах.
Тип учебного занятия: урок формирования знаний
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, авторский цифровой образовательный ресурс – презентация в программе Microsoft Offise Power Pоint;учебник, карточки для работы в парах; рисунки, маски -схемы слов; карточки - условные обозначения для рефлексии.
II.Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Дидактический материал и оборудование
I.Орг. момент
Эмоциональный настрой
Здравствуйте ребята!
- Настроение хорошее? (Да)
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
-Я очень рада, что сегодня вам тепло и уютно! Чего не скажешь о погоде за окном.
- С помощью условных знаков расскажите о погоде.
-И хотя за окном сегодня пасмурно, я хочу, чтобы вы посмотрели вот на это улыбающееся солнышко.
- Пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Учащиеся дают краткую характеристику погоды с помощью условных обозначений
Прогноз погоды
Карточки:
Слайд 1
II.Формулирование темы урока
III.Актуализация знаний
-Я предлагаю вам посмотреть на рисунки. Назовите предметы, которые вы видите.
-Можете ли вы, глядя на эти рисунки, догадаться, о чем пойдёт речь на уроке (чему будет посвящён наш урок)?
-Как вы догадались?
(появляется табличка на доске)
-А можно ли на рисунке увидет , что у слов одинаковый корень?
- Давайте попробуем составить схемы нескольких слов.
При составлении любой схемы часто используют условные знаки. У нас тоже есть условные значки (таблица)
- У некоторых из вас на столах лежат такие же условные знаки-шапочки. Вот эти ребята и помогу составить нам схему.
-Какая часть главная в слове?
-Значит первым выйдет корень.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю …(снег)
Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех Весну встречает.
- Глядя на схемы, докажите, что слова однокоренные.
- Значит, какие слова мы называем однокоренными? (табличка)
-Ребята, а на рисунке вы смогли увидеть главную часть- корень? Что помогло вам это увидеть? Рисунок или схема?
- Да, на рисунке мы увидели только лишь изображение предметов, а схема помогла увидеть строение слова, главную часть слова - корень.
-Я вижу, что у вас уже достаточно знаний об однокоренных словах, но сегодня на уроке мы будем учиться выделять группы однокоренные слов среди других слов, а конце урока попробуем составить схему, в которую занесём самые важные и главные сведения об однокоренных словах
Ответы учащихся:
Ответы учащихся: однокоренным словам.
Ответы учащихся: это однокоренные слова, у слов одинаковый корень.
-Нет. На - рисунке только изображение предметов.
-Корень.
Дети моделируют слова у доски с помощью условных знаков
-В словах общая часть – корень -снег-
-Слова, у которых есть общая часть
- Схема.
На доске рисунки:
табличка
Однокоренные слова
таблица
– корень;
– приставка;
– суффикс;
Маски-схемы
табличка
общая часть
IV.Проблемная ситуация. Открытие нового знания
V.Тренировочные задания.
VI.Итог урока.
VII.Рефлексия
Звучит звон колокольчика.
.-Ребята вы слышите звон одинокого колокольчика.
-Это он приглашает нас на прогулку.
Тройка мчится, тройка скачет,
Снег летит из- под копыт;
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет и визжит.
- Вот на этой тройке мы и отправимся в зимний лес.
-Но для начала давайте выясним, есть ли у нашего одинокого колокольчика родственники - однокоренные слово.
Работа с учебником
Упр 121, с. 76
- Прочитайте слова.
-Ребята, я то думала, что колокольчик - одинокий, а тут посмотрите, сколько у него родственников.
- Можно ли сказать, что все эти слова однокоренные?
-Почему? Вы же мне сами в начале урока говорили, что если есть одинаковая часть, значит слова родственные. Я вот вижу одинаковую часть коло или я что-то путаю?
- Ребята, а если мы посмотрим на рисунки - сможем ли мы увидеть , что значение слов разное? Сможем ли по рисунку найти слова с близким значением? Что можно сказать по рисункам о колоколе и колокольчике?
-Какие слова будут однокоренными? Как вы догадались?
Вывод: однокоренными называются слова, у которых есть общая часть и близкое значение. (табличка)
учебник с.77(чтение вывода)
-Выпишите родственные слова к слову колокольчик. Колокольчик- колокол
-Покажите графически ( с помощью условных знаков), что слова однокоренные?
А пока мы записываем, _____ поработает самостоятельно.
Индивидуальное задание: найти в сети Интернет высоту и вес памятника Царь-колокол.
- А вы знаете, что в Москве на Красной площади находится самый большой и по размеру и по весу – колокол, Царь – колокол - так величественно его называют.
А _______ поработал со статьёй в Интернете и узнал высоту и вес колокола.
Проверка индивидуального задания.
-Колокол является одним из символов России. Ведь колокольный звон - это голос Родины, это музыка нашего народа, с ним человек рождался и умирал, это наша история, это символ России, души человека, добра, веры.
- Пока мы искали родственников колокольчика, тройка примчала нас на лесную опушку. Кого мы тут встретим вы узнаете , выполнив следующее задание.
а) Работа в парах
Игра «Поделись с соседом».
-У вас на столах конверты со словами. Разделите их между собой, учитывая тему урока. Найдите однокоренные слова. Если встретятся лишние слова - отложите их в сторону.
Лисица, лисий, лисёнок, лисичка Лось Лосенок Лосиный Лосиха
- Проверим, правильно ли вы разделили слова.
- Все ли слова вы использовали? (листок, лосось) Почему?
Вывод: какие слова мы называем однокоренными?
б). Рабата в группах ( по рядам)
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля.
-Снег засыпал всю лесную опушку, но деревья на ней стоят голые. Давайте тоже укроем их снежком
Игра: «Укрой деревья»
1 ряд укутывает 1 дерево - находит однокоренные слова к слову сова( совушка , совёнок, совиная) лишнее совок
2 ряд укутывает 1 дерево—находит однокоренные слова к слову ворона(ворон, воронья, воронёнок) лишнее воронка
3 ряд укутывает 1 дерево—находит однокоренные слова к слову волчица(волк, волчонок, волчья) лишнее волокно
Выполнение работы под музыку.
Какие слова лишние? Почему?
Волокно- сырьё для изготовления нитей.(лён, шерсть, хлопок)
Воронка— приспособление для наливания жидкостей.
Совок - хозяйственный инструмент в виде небольшой лопатки с загнутыми вверх боковыми краями и небольшой ручкой.
в) Фронтальная работа
-Какую безударную гласную вставите вместо пропусков?
-Какое слово будет являться поверочным?
Для чего нужно уметь правильно подбирать однокоренные слова? (табличка)
- Давайте составим схему, в которую занесём всё что повторили и узнали нового об однокоренных словах. А основой для нашей схемы послужит снеговик. Я думаю, что он не обидится, а будет только рад помочь нам.
-В начале урока мы составили прогноз погоды на сегодняшний день. Не знаю как вы, а я сегодня у нас уроке зимнего холода не почувствовала. Интересно почему?
-Давайте составим «Прогноз погоды в нашем классе». Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению:
- доволен собой
- не совсем доволен
- не доволен
Дети читают
-Нет
Дети отвечают, доказывают:
-У слов разное значение, а должно быть близким.
-Одинаковые по назначению, форме, но разные по размеру.
Одинаковая часть – колокол, близкое значение: колокольчик- маленький, аколокол -большой.
Дети читают вывод в учебнике.
Дети записывают однокоренные слова на доске ив тетради.
Работа с компьютером.
-Высота колокола 6 м 14 см, а вес около 202 т.
Выполнение задания в парах.
Ответы учащихся.
Дети ищут таблички с однокоренными словами и вешают их на дерево.
Выяснение лексического значения слов по рисунку, сопоставление рисунков.
Ответы учащихся
Составление схемы.
Дети выбирают знак и приклеивают на плакат «Прогноз погоды в нашем классе».
Слайд 2
учебник. «Русский язык ». 2 класс. 1 часть
Рисунки с изображением предметов и действий из упражнения.
т близкие по смыслу
Слайд 3
Слайд 4(видеоклип)
Конверты с карточками
Слайд 5
Деревья нарисованы на доске
Таблички со словами (расклеены по всему кабинету)
Рисунки: волк-волокно, сова- совок, ворона- воронка.
Слайд 6
табличка
ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО!
Заготовка схема «Снеговик»
Слайд 7
Плакат «Прогноз погоды в классе»
Карточки с условными обозначениями.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ