Конспект урока по русскому языку в 11 классе «Типы текстов. Рассуждение»

Конспект урока по русскому языку в 11 классе


«Типы текстов. Рассуждение»


Тип урока: усвоение нового материала.


Цели урока:

1.Формировать орфографических и пунктуационных навыков (повторение слитного, раздельного правописания различных частей речи; постановка знаков препинания в сложносочинённых и простых предложениях, осложнённых однородными членами).

2.Повторить изученное ранее о типах текста (повествование, описание)

3.Дать понятия, составляющие текста-рассуждения: проблема, авторская позиция)

4.Отработать практические навыки при работе с текстом.


Оборудование урока:

1.Учебник.

2.Интернет.

3.Мультимедийные продукты (презентация)


Ход урока


I этап. Орфографическая разминка (использования сайта www.school-test.ru/)


а) выполнение 4-х заданий по орфографии (слитное, раздельное написание различных частей речи;

б) выполнение 3-х заданий по пунктуации (запятая в сложносочинённых предложениях и с однородными


II этап. Повторение.


1) какие типы текстов вам известны? (повествование, описание, рассуждение);

2) назовите основные критерии, по которым мы различаем тексты каждого типа

(цель, структура, жанры, особенности лексических, грамматических и синтаксических средств);

3) расскажите о тексте-повествование,

тексте-описание.


III этап. Проверка домашнего задания.


Презентация по теме «Типы текстов. Рассуждение» (индивидуальное задание).

На прошлом уроках мы заполняли таблицу: «Типы текста», повествование и описание. Вашим домашним заданием было дописать таблицу, раздел «Рассуждение», а также выполнить синтаксический разбор предложения из упр. №315.


1)Учащийся работает за компьютером.

2)Класс проверяет таблицу, дополняет, уточняет записи. Деятельность учащихся

3) Разбор предложения на доске.



Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель,

жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе самооценку.


(Повест., невоскл.; сложн., союзн., СПП с придаточн. обстоят. времени )

Материал для записей:

Цель рассуждения – доказать, объяснить какое-либо положение, суждение, мысль.

Композиция – тезис, доказательства (аргументы), вывод(заключение)

Жанры – письмо, рецензия, доклад, сочинение на проблемную тему.

Особенности лексических, грамматических, синтаксических средств

Наличие тематической лексики, обозначающей отвлечённые понятия; вводные слова

- указывающие на приёмы и способы оформления высказывания (словом, одним словом, иначе говоря и др.),

- представляющие собой призывы к собеседнику или читателю привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым фактам (допустим, предположим и др.),

- указывающие на связь мыслей, последовательность изложения (итак, следовательно, значит, например, во-первых, во-вторых и др.);

предложения с союзами однако, потому что, так как, несмотря на то что;

предложения с обособленными оборотами;

в сочинениях-рассуждениях публицистического стиля возможно употребление побудительных, вопросительных и восклицательных предложений, риторических вопросов – с их помощью усиливается выразительность речи;

обращения, пословицы, поговорки также усиливают яркость, делают речь убедительной.


IV этап. Особенности работы на экзамене.


Нам предстоит работать над частью С, в которой необходимо не только составить сочинение-рассуждение, но и сформулировать проблему, которую ставит автор в предложенном тексте, а также авторскую позицию.


Для этого необходимо определится с основными понятиями:


Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий исследования или решения. Содержание текста тем или иным образом касается нас, многих людей. В тексте описывается конкретная ситуация – это иллюстрация к проблеме, рассматриваемой автором.


Позиция автора – это ответ на проблему, это видение автором пути решения этой проблемы, его собственная точка зрения.

В публицистическом тексте позиция автора обычно выражена чётко и ясно. Можно привести цитату из текста.

В художественном тексте выявить позицию автора сложнее. Необходимо обратить внимание на то, как автор описывает героев (сравнения, тропы, синтаксические фигуры речи ), какую оценку даёт автор событиям (отрицательную или положительную; использует неодобрение, иронию, одобрение, восхищение, сочувствие).


V этап. Работа с учебником.


Упр. №315.

Задание:

1) Прочитать до слов: «Да, радость!»

2) Сформулируйте проблему, которую поднимает автор.

( Любой человек ставит перед собой цель, от этого зависит его самооценка)

3) Какова позиция автора?

(Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость).


VI этап. Домашнее задание.

По тексту упр. №315 написать сочинение- рассуждение.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ