Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Слова, называющие предметы"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа №3»
г. Нягань
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕК»
«СЛОВА, НАЗЫВАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ»
подготовила
Тихомирова Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
г. Нягань 2013г.
Урок: русский язык.
УМК: Начальная школа 21 века
Авторы учебника: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова.
Класс: 2
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Тема урока: «Слова, называющие предмет».
Задачи урока:
• Ознакомить с новыми терминами - имя существительное одушевленное и неодушевленное; использовать в речи одушевленные и неодушевленные имена существительные;
• Развивать умения различать смысловые значения слов и правильно употреблять заглавные и строчные буквы при написании имен существительных;
• Воспитывать интерес учащихся к русскому языку; развивать навыки работы в группах, в парах.
Оборудование: презентация, конспект урока, компьютер, проектор, музыкальное сопровождение, раздаточный материал.
Планируемый результат:
Предметные:
Знание понятия «имя существительное».
Умение распознавать признаки имени существительного
Метапредметные:
Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты)
с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.
1.Регулятивные:
учиться определять цель деятельности с помощью учителя на уроке;
самостоятельно формулировать тему и цель урока.
2.Познавательные:
уметь отвечать на вопросы учителя;
делать выводы в результате совместной работы в группе;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
3.Коммуникативные:
отвечать на вопросы, используя жизненный опыт;
участвовать в диалоге на уроке;
оформлять свою мысль в устной речи.
4.Личностные:
Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
Формирование ориентации на понимание причин успехов в учебе.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Мотивация
к учебной деятельности
Самооценка
Активизация и фиксирование индивидуального затруднения
Физминутка.
Выявление места и причины затруднений
Реализация построенного проекта
Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.
Закрепление
Организация осмысления учащимися нового материала
Рефлексия.
Самооценка.
Домашнее задание.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
- Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.
- Мы отправляемся в путешествие, сегодня вы побываете на разных станциях.
-Первая остановка город «Чистописания».
-Мы прибыли в город, где для нас гостеприимные жители приготовили задание.
Чтобы отправиться с этой станции дальше, необходимо выполнить задание.
-Внимательно посмотрите на данную запись:
большой - маленький,
сухой -…
война - …
глубокий - …
старый - …
гладить - …
твёрдый - …
-Необходимо подобрать слова с противоположным значением)
- Верно, подберите слова, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы.
- Давайте проверим.
- Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква м)
- Какой звук обозначает буква м? (согласный, звонкий, непарный по глухости-звонкости, бывает твёрдый или мягкий)
-Напишите, чередуя заглавную и строчную букву м.
- Оцените свою работу смайликом на полях, подчеркните самую красивую заглавную и строчную буквы карандашом.
- Задания на первой станции мы выполнили и можем отправляться дальше.
- Следующая остановка «Загадочная»
- Отгадайте загадки, которые приготовил волшебник этого города Буквоед.
- Объясните значение каждого слова, которые помогут нам добраться до пункта назначения.
-Попробуйте задать вопрос к каждому слову.
-Подумайте, что могут обозначать эти слова.
- На какие группы можно разделить слова?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Мы прибыли на станцию «Вопросительная»
- Речь состоит из слов, которые отвечают на вопросы:
- кто? что?
- какой? Какая? какие? какое?
- что делать? что сделать? что будет делать?
-Наша работа сегодня только со словами, которые отвечают на вопросы: кто? или что? и обозначают предмет
-Вот мы и прибыли на станцию «Частеречинск»
-Нас встречает фея части речи- ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
- Слова, отвечающие на вопрос кто? называются одушевлённые
- Отнести в группу одушевлённых предметов можно людей и животных.
Слова, отвечающие на вопросы что? называются неодушевлённые к ним относят неживые предметы
- Приведите примеры имен существительных, которые будут отвечать на вопрос кто? и относиться к одушевленным именам существительным.
- Приведите примеры имен существительных, которые будут отвечать на вопрос что? и относятся к неодушевленным именам существительным.
– игра «Рассади пассажиров»)
-Фея предлагает вам поработать в группах.
Правила работы в группе
1. Смотрю на собеседника.
Я слышу, я вижу.
3. Я согласен или не согласен.
4. Говорю свой ответ.
5. Доказываю свое мнение.
6. Приходим к согласию.
Расшифруй слова.
- Работа на листочках.
- Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.
• гиря+тапочки+ракета=….(гитара)
• мышцы+катер=….(мышка)
• рога+забор=…(роза)
• сова+баня+капуста=…(собака)
• коза+лето+сова=…(колесо)
• сито+нива+царица=…(синица)
Получившиеся слова, записанные на карточках, фиксируются на доске:
гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица
- Первая группа запишите одушевлённые существительные, а вторая группа запишите неодушевлённые существительные.
Работа выполняется самостоятельно. Проверяем.
-Итак, время вышло! Фея готова принимать ваши выполненные задания.
- Какие слова выписала I группа? Почему?
- Какие слова выписала II группа? Почему?
- А теперь проверим свои ответы
- Что заметили?
- Что не так по сравнению с вашими ответами?
- Каждая группа представляет свою работу. Делится информацией.
- Итак, приглашаю первую группу, вторую.
Вы, молодцы, все задания выполнили хорошо.
(Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)
- Как вы думаете, почему?
- В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?
(в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)
- А слово роза?
(в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза)
- А теперь Фея предлагает отдохнуть.
Игра.
Поиграем в группы слов.
Кто из вас играть готов?
- Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы хлопните в ладоши, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? топните.
Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.
- А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем?...Как вы думаете что?
(учебник с. 53, упражнение №1)
Итак, наша работа подошла к концу.
- Расскажите нашей гостье Фее, с чем во время нашего путешествия вы познакомились и научились.
- Подведём итог урока.
Возьмите двухцветный круг, я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный цвет, если высказывание ложное, то красный цвет.
• Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
• Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)
• Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание).
• Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)
• В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? (зелёный цвет – истинное высказывание). Приведите примеры таких слов.
Молодцы! А теперь, используя двухцветные круги:
если вы испытывали затруднения на уроке, у вас возникали трудности, покажите красный цвет, а кому было легко и интересно, покажите зелёный цвет.
- Подберите и запишите как можно больше одушевлённых и неодушевлённых существительных на тему «Школа».
-На этом наш урок окончен.
Устно подобрать противоположные слова.
Работа в тетради.
Работа карандашами.
Отвечают на вопросы учителя.
Ответы учащихся.
Ответы детей.
- Речь состоит из предложений.
- Предложения состоят из слов?
Дети приводят свои примеры
Соотнести слово и вопрос.
Работа в мини-группах (парах)
Работа на карточках писменно.
Работа в тетрадях самостоятельно.
Ответы детей.
.
Ответы детей на вниматель –
ность.
Работа детей в тетрадях.
Ответы детей.
Работа с раздаточным материалом
Регулятивные.
Познавательные.
Коммуникативные.
Регулятивные.
Познавательные.
.
Познавательные.
Коммуникативные.
Коммуникативные.
Личностные
Познавательные.
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Литература:
- С.В. Иванов, А.О. Евдокимова «Русский язык» учебник для 2 класса- М.:«Вентана-Граф», 2011. (Начальная школа 21 века).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ