Конспект урока русского языка для 2 класса «Дикие животные»
МБДОУ «Детский сад № 147 «Улыбка» комбинированного вида» г. Чебоксары
Конспект урока русского языка для 2 класса «Дикие животные»
Подготовила
учитель – логопед
Федотова Людмила Андреевна
г. Чебоксары, 2014 г.
Тема: «Дикие животные»
Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде. Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животные, зверь, медведь, волк, лиса, белка, заяц, еж, лось, рысь, барсук, олень, мех, шкура, шерсть, лапа, туловище, морда, хвост, берлога, нора, дупло, логово, спать, добывать, охотится). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят). Развитие навыков слогового анализа слов.
Коррекционно – развивающие цели: развитие речевого слуха, речевого дыхания, зрительного внимания, пространственной ориентировки, мышления, тонкой общей моторики, связной речи, чувства рифмы, развитие творческого воображения и подражательности.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности.
Предварительная работа:
Загадывание детям загадок о диких животных, рассматривание картин о животных, чтение сказок «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Два жадных медвежонка» и т.д., закрепление словаря и грамматической категории языка по теме «Дикие животные» в играх и упражнениях: «Угадай кто?», «Кто где живет?», «У кого кто?», «Узнай по описанию». Ознакомление со схемой описания животного, вывешенной в групповой комнате, разучивание пальчиковой гимнастики «Белка», проведение игры «На водопой», лепка, рисование, штриховка диких животных.
Индивидуальная работа с Мишей, Сашей К. (уточнение слоговой структуры слова «туловище»)
Оборудование: магнитная доска, комплекты магнитов, «пальчиковые бассейны» с наполнителем, фигурки диких животных, предметные картины с изображением диких животных, картинка схема рассказа о животных, разноцветные квадраты из картона, диск с дидактическими играми, ПК, магнитофон, диск с музыкой для релаксации.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Упражнение «Угадай и назови».
Логопед: «Ребята, я вам сейчас загадаю загадки о животных, а отгадки спрятаны в «бассейнах».
Логопед ставит перед ребенком «бассейн» и загадывает загадку о медведе.
Где живет он? В самой чаще.
В самой-самой настоящей,
Любит малину, любит мед,
Сладкоежкою слывет (медведь)
Первый ребенок отгадывает загадку и достает фигурку медведя из бассейна.
Логопед: «Кого ты нашел?»
Ребенок: «Медведя».
Аналогично загадываются загадки о лисе, зайце и еже.
Загадка о лисе.
Посмотрите-ка, какая,
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой.
Хвост пушистый и большой.
На увертки мастерица,
А зовут ее… (лисица).
Загадка о зайце
Это что за зверь лесной?
Затаился под сосной,
И стоит среди травы,
Уши выше головы.
Загадка о еже.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Логопед: «Медведь, лиса, заяц, еж – какие это животные?»
Дети: «Дикие».
Логопед: «Где они живут?»
Дети: «В лесу».
II. Сюрпризный момент. Игра «Электронная почта».
Логопед проверяет электронную почту на компьютере и сообщает детям, что им пришла телеграмма, читает содержание:
«В детский сад из леса. Мы хотим, чтобы ребята составили о нас рассказ. Подписи: медведь, лиса, заяц, еж».
Логопед: «Мы будем составлять рассказ о тех животных, о которых вы отгадали загадки. А поможет нам эта схема, картинка-подсказка, и картинки с изображением животных».
На доску выставляется схема для составления рассказа о животных, и предметные картинки с изображением животных.
Логопед напоминает детям, как надо составить рассказ с помощью схемы.
Логопед: « Сначала вы скажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет – в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера, цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши и чем питается.
Составление рассказа первым ребенком.
«Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Медведь большой, коричневый. У него есть большая голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его детеныши - медвежата. Медведь любит мед, малину».
Аналогично составляются рассказы о лисе, зайце, еже.
Логопед: «Молодцы! Вы составили интересные рассказы о животных. Надеюсь, им очень понравится».
III. Пальчиковая гимнастика «Белка».
Дети стоят в кругу.
В сосне дупло,
В дупле тепло
А кто в дупле (поочередно соединяют пальцы
Живет в тепле? сначала на правой, а потом на левой руке)
А живет там белочка
Белочка – карелочка. (поочередно хлопают в ладони и сжимают кулачки)
Непоседа, егоза (пальчики шагают по ладони)
Словно бусинки глаза. (соединяют большие и указательные пальцы на обеих руках)
IV. Игра «На водопой».
Логопед: «Захотели наши животные пить и отправились на водопой. Вокруг себя покружись и в зверят превратись».
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой (дети идут по кругу)
За лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)
За лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)
За зайчихой скакали зайчата (скачут как зайчата)
За ежихой катился ежонок, (приседают, бегут короткими шагами)
За бельчихой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За медведицей шел медвежонок, (идут вперевалочку)
Волчица вела своих волчат, (изображают волчат)
Все мамы и детки напиться хотят. (поворачиваются в круг, «лакают» язычком)
Логопед: «Вокруг себя повернись и в ребяток превратись».
V. Игра «Кого не стало?» с использованием компьютера.
Логопед: «Посмотрите на картинки и скажите, кого не станет».
Логопед показывает слайд с изображением четырех животных (медведь, лиса, заяц, еж). На каждом следующем слайде «прячется» одно животное.
Дети отгадывают и называют: «Не стало медведя (лисы, зайца, ежа)».
VI. Игра «Назови животное» с использованием компьютера.
Логопед: «Давайте вспомним, какие еще дикие животные живут в лесу?»
Логопед показывает слайды с изображением животных (лось, олень, барсук, белка, волк, рысь), а дети называют.
VII. Гимнастика для глаз.
Я скачу туда, сюда (движение глаз вверх - прямо перед собой)
По деревьям ловко. (движение глаз вниз - прямо перед собой)
Не пустует никогда (движение глаз вправо - прямо перед собой)
У меня кладовка. (движение глаз вниз - прямо перед собой)
VIII. Игра «Разноцветные полоски».
Логопед раздает детям предметные картинки и квадраты разного (желтого, синего, зеленого) цвета.
Логопед: «Сейчас вы разделите слова на слоги и закроете их квадратами; если в слове один слог – желтыми квадратами, если в слове два слога – зелеными квадратами, если в слове три слога – синими квадратами.
Дети выполняют задания. Логопед следит за правильностью выполнения задания и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.
IX. Упражнения для расслабления мышц с использованием музыки.
Логопед предлагает детям лечь на спину и закрыть глаза.
Логопед: «Представьте, что вы лежите на берегу моря, на теплом песке, светит солнце. Солнышко согревает ваше лицо, плечи, руки, грудь, ноги, вам тепло, спокойно. Сделайте медленный вдох и выдох. И вдруг защебетали птицы. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу, возьмитесь за руки. Улыбнитесь всем».
Х. Итог занятия.
Логопед хвалит детей за правильные ответы, за интересные рассказы и сообщает, что белочка им прислала угощение.
Список использованной литературы:
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. -М.: Мозаика – Синтез, 1999
Герасимова Анна Уникальное руководство по развитию речи. –М.: Айрис – пресс, 2003
С.А. Миронова. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. Издательство «Просвещение», 1987 г.
Козарева Л.М. Развитие речи. -Ярославль.: Академия холдинг, 2001
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. -М.: Издательство Гном и Д, 2001.
Нищева Н.В. Конспекты занятий в старшей группе с детьми ОНР. -С-Пб: Детство-Пресс, 2006
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. –М.: Издательство Гном и Д, 2001
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. –М.: Издательство Гном и Д, 2001.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. –М.: Гном – пресс, 1999
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -М.: Дрофа, 2009
Использованные Интернет-ресурсы
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ