Конспект урока русского языка для 2 класса «В гостях у змейки Шуши. Автоматизация звука «Ш»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24 c.Крутой Лог»
Белгородского района Белгородской области
Конспект урока русского языка для 2 класса
«В гостях у змейки Шуши. Автоматизация звука «Ш»
Подготовила:
учитель-логопед
Гладышко Наталья Викторовна
Крутой Лог, 2014г.
Цель : автоматизация звука «Ш» в речи ребенка.
Задачи:
- Развивать фонетически чистую, грамматически правильную, лексически развёрнутую речь.
- Автоматизировать звук ш в слогах, в словах и предложениях.
- Закрепить представления о звуковом анализе и синтезе слов.
- Развивать мышление, внимание, слуховую и зрительную память.
Оборудование:
Игрушка змейка Шуша, схемы- картинки для артикуляционной гимнастики, картинки на звук «ш», игра: « Посели звук «ш» в свой домик», « Подбери слова на слоги».
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках в кабинете логопеда.
Логопед: Ребята, сегодня я вам хочу рассказать сказку.
В одном волшебном лесу под высокой сосной, в норке жила весёлая змейка Шуша. Любила она выползать на солнышко, греться и от удовольствия петь песенку-шшш. А ещё она очень любит ходить в гости. И сегодня змейка Шуша пришла к нам в гости (достаёт игрушку змейки)
Змейка Шуша: Здравствуйте, ребята. Я очень люблю ходить в гости-ш-ш-ш.
Дети: Здравствуй, змейка Шуша мы тоже любим гостей.
Усвоение нового материала.
Логопед: Усаживайся змейка Шуша поудобней и посмотри какие интересные логопедические упражнения умеют выполнять наши дети.
-Трубочка
-Улыбка
-Бублик
-Часики
-Конфета
-Почистить зубки
-Вкусное варенье
Молодцы, ребята, а теперь поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Вот и вся моя семья»
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка.
( руки сжать в кулак, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого)
Ну а это я,-
Вот и вся моя семья.
( сжать руку в кулак несколько раз)
Змейка Шуша: Мне очень понравились ваши игры, а я люблю петь песенки, спойте их вместе со мной.
Ша-ша-шо, шо-ши-шо, ши-шу-шу, шу-ша-ша, ше-ше-ши.
Аш-ош-аш, уш-аш-уш, ош-иш-иш, аш-иш-уш, эш-аш-эш.
Логопед: Ребята, скажите какой звук живёт в песенках змейки Шуши.
Дети: В песенках змейки Шуши живёт звук «ш».
Логопед: Ребята, а скажите змейки Шуши, что вы знаете про звук «ш».
Дети: Звук «ш» согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Молодцы, ребята. А я знаю с песенками змейки Шуши игру называется «Говорим быстро, чисто и красиво». Пусть змейка Шуша говорит, а мы будем повторять.
Ши-ши-ши-вот играют малыши.
Ша-ша-ша-наша Маша хороша.
Шу-шу-шу - я флажком машу.
Шо-шо-шо - летом хорошо.
Уш-уш-уш - я приму горячий душ.
Аш-аш-аш-это синий карандаш.
Молодцы, ребята вы хорошо повторили песенки. А скажи, змейка Шуша, что у тебя в сумочке.
Змейка Шуша: У меня здесь лежат картинки я вам сейчас их покажу, дети называют: шуба, шапка, кошка, матрёшка, чашка, шиповник, машина, душ, ландыш. Я хочу поиграть с вами в игру называется «Посели звук «ш» в свой домик». Послушайте внимательно и скажите где находится звук в слове в начале, в середине или в конце. Если звук находится в начале, то положи картинку в домик, где закрыт первый квадратик, если в середине то в домик, где закрыт второй квадратик, а если в конце, то закрыт последний квадратик.
Логопед называет картинки, дети определяют звук (вначале слова, в середине или в конце) раскладывают по домикам-схемам.
Логопед: А теперь давайте ребята немножко отдохнём.
Физминутка.
«Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали (выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте)
На носочках потянулись, (руки поднять вверх)
А теперь назад прогнулись. (Руки за голову, прогнулись назад)
Как пружинки мы присели (присесть)
И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть)
Логопед: Немножко отдохнули, а теперь давайте поиграем в игру называется « Четвёртый лишний». На магнитную доску крепятся картинки, ребёнок называет, и говорит что лишнее (например - картинки шапка, шуба, шарф, сапоги; в слове сапоги нет звука «ш» - эта картинка лишняя)
Душ, карандаш, малыш, белка;
Ландыш, шляпа, шлем, рысь;
Кошка, катушка, подушка, лимон;
Шкаф, каша, мышка, велосипед;
Молодцы, ребята, вы отлично справились.
Змейка Шуша: Я тоже знаю игру называется « Доскажи словечко». Я буду вам рассказывать маленькие стихи, а вы договаривать слова.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему (штанишки).
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая (ушами).
Утром выпадет снежок-
Во двор выносим санки,
Куртку, не забыв надеть
И тёплую (ушанку).
Н. Кнушевицкая
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не (шуметь).
И. Токмакова
Всё, что нужно для игры:
Куклы, мячики, (шары).
А. Матутис
Логопед: Молодцы, ребята. А у меня для вас есть интересное задание. Сейчас я на магнитную доску вывешу слоги и картинки, названия которых начинаются на эти слоги. А вы мне должны назвать слова.
Ша - шалун, шары, шалаш.
Шу - шуба, шуты.
Ши - шило, шиповник, шина.
Молодцы, а теперь сами придумайте слова, чтобы они начинались на эти слоги.
Ребята, а в какую игру можно играть со словами.
Дети: Можно из слов придумывать разные предложения.
Логопед: Давайте поиграем в игру « Подружи слова», а змейка Шуша придумает интересные слова в которых есть звук «ш».
Змейка Шуша: Я очень люблю придумывать. Слушайте.
Письмо, дедушка, пишет.
Бабушка, катушку, купила, ниток.
Сидит, в, камыши, лягушка.
Машина, Паша, подарил, дедушка.
Молодцы, ребята у вас получились красивые предложения.
Итог занятия:
Змейка Шуша: Ребята, а вы любите отвечать на вопросы.
Дети: Да.
Змейка Шуша: Скажите, какой звук в моей песенке.
Дети: Звук «ш».
Змейка Шуша: А кто мне скажет, какой это звук.
Дети: Согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Ребята, а в какие игры мы сегодня играли.
Дети: Мы играли в игры: «Посели звук «ш» в свой домик», «Четвёртый лишний»,
« Доскажи словечко», « Подружи слова».
Змейка Шуша: Мне было очень интересно играть с вами, а теперь мне пора домой. До свиданья, ребята.
Логопед: До свиданья, змейка Шуша, ребятам тоже пора в группу. У них ещё сегодня много интересных игр.
Список использованной литературы:
Игры для интенсивного обучения/ Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Прометей, 2011. – 53 с.
Минкин Е.М. /От игры к знаниям/ Е.М. Минкин. - М.: Прометей, 2010. – 47 с.
Современный логопедический урок: опыт работы/авт. сост. Е.А. Лапп, Н.Г. Фролова.-Волгоград: Учитель, 2011.-231с.
Ткаченко Т.А./ Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.-248с.
Шевченко И.Н./ Конспекты занятий по развитию фонетико- фонематической стороны речи у дошкольников.- СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС» , 2011.-128с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ