Конспект урока русского языка по теме: «Как проверить орфограммы в окончаниях имен существительных»







Кондратова Елена Геннадьевна

Учитель начальных классов

НОУ «Ломоносовский лицей»

Города Ногинска

Московской области



























Конспект урока русского языка по теме:

«Как проверить орфограммы в окончаниях имен существительных».

Разработан по учебнику С.В.Ломакович и Л.И. Тимченко

«Русский язык.3класс.1часть»

Цели: 1. Развитие умения разграничивать понятия «знаю» - «не знаю».

2.Развитие умения обнаруживать орфограммы на данное правило.

3. Развитие умения применять правило, пользоваться алгоритмом.

4. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля при отработке новых понятий.

ХОД УРОКА:

Постановка учебной задачи:

Даша решила списать пословицу, оставляя пропуски в том месте, где она сомневается в написании:

Г_рдись не слов_м, а дел_м.

-Посмотрите на запись и скажите, можем ли мы помочь Даше вставить пропущенные буквы.

-Что для этого нужно? ( Определить морфему, в которой пропуск)

-В слове «гордись» в какой морфеме пропуск? (В корне – можем проверить однокоренным словом «гордый, гордость»)

-В слове «словом»? (В окончании)

-В слове «делом»? (В окончании)

-Какое общее орфографическое правило русского языка мы знаем для проверки правильности написания разных частей слова? (Слабая позиция проверяется сильной позицией той же морфемы).

Проверка работы общего орфографического правила.

-Проверим действие нашего правила.

-В какую форму надо поставить слово, чтобы найти нужное проверочное слово? (В начальную форму)

-Выберите слово с ударным окончанием, которое будет являться проверочным для данных слов:

Стена окно цепь кино трава зима лисы

Дети рассуждают при подборе слова о его правильности и целесообразности и приходят к выводу, что не каждое слово может стать проверочным для данных слов. В ходе работы дети приходят к выводу, что при подборе слов, проверяющих окончания существительных, необходимо учитывать склонение, число и падеж проверочного и проверяемого слова.

Самоконтроль и взаимопроверка.

-Проверим работу этого правила на практике: стр.110 №157 (выполняется в группах).

-А теперь проверьте и найдите ошибки в работах ребят другого класса по этой же теме.

-Что должно быть одинаково в проверочном и проверяемом слове? (склонение, число, падеж)

Детям раздаются карточки с заданиями:

Гуляет в поли – в цепи

Играть на гитаре – на стене

Лететь по ветре – по стене

Висит за окошкой – за стеной

Веселой капели – зари

-Сколько проверочных слов необходимо запомнить? ( 3)

-Почему? (3 склонения)

-Какие окончания должны быть в проверочных словах? (ударные)

-В домашнем задании вам будет необходимо выполнить № 159 на стр.111 учебника.

Рефлексия.

-Посмотрите на задание и скажите, какой алгоритм вы будете использовать при работе?

1.Поставлю имя существительное в начальную форму и определю его склонение.

2.Поставлю на место проверяемого слова проверочное того склонения в той же форме падежа и числа.

3.Узнаю ударное окончание в проверочном слове и запишу такое же окончание в проверяемом слове.

-Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Можете ли вы теперь помочь Даше вставить пропущенные буквы в ее предложение? (да)

-На какое правило встретились орфограммы?

-Что нужно делать, чтобы писать без ошибок окончания имен существительных?





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ