Урок по теме "Буквы С, с. Звуки [c], [с]"

Урок письма подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 х. Киреевка,

Октябрьского района,

Ростовской области

Тема. Буквы С, с. Звуки [c], [с].

Цели урока:

  1. Познакомить учеников с согласными звуками [с], [с], буквой С, с.


  1. Формировать умение выделять звук [с];


  1. Развивать фонематический слух, умение слышать и слушать; речь обучающихся; прививать интерес к чтению, расширять их кругозор.



Оборудование:


Учебник «Азбука» (авт. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.);

демонстрационная касса букв;

схемы;

картинки, содержащие изображение буквы с; индивидуальные карточки.






Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Актуализация опорных знаний.


Назовите и покажите буквы, которые мы изучили. (Дети хором называют буквы, а один ученик их показывает по таблице).

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками из азбуки.

А сейчас я предлагаю вам игру «Дополни предложение»:

1) Звуки бывают … (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).

2) После твердых согласных пишутся гласные …(а, о, у, ы).

3) После мягких согласных пишутся гласные … (е, ё, и, я, ю).

- Как отличить согласный звук от гласного?


Дети отвечают. Ученик читает стихотворение Валентина Берестова о гласных и согласных.


Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

С-с-с…- змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш…- шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж…- шмели в саду жужжат.

Р-р-р…- моторы тарахтят.


  1. Сообщение темы урока.


Учитель. Отгадайте загадки:

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы.

Дети. Санки.

Учитель. В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.

Дети. Собака.

Учитель. Спереди – пятачок,

Сзади крючок.


Посредине спинка,

А на ней щетинка.

Дети. Свинья.

Учитель. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Дети. Солнце.

Учитель. Что за птица:

Песен не поет.

Гнезда не вьет,

Людей и груз везет?

Дети. Самолет.


Учитель. Чем эти слова похожи?

Дети. Они начинаются с одного звука – [c].

Учитель. Именно об этом звуке мы будем с вами говорить сегодня на уроке.

  1. Работа над темой.


Учитель. Произнесите еще раз слова-отгадки, выделяя голосом только первый звук.

Дети. С-с-санки, с-с-собака, с-с-свинья, с-с-солнце, с-с-самолет.

Учитель. Какой звук мы выделили?

Дети. Звук [с].

Учитель. Какой он?

Дети. Согласный.

Учитель. Откройте учебник «Азбука» на стр. 56. И рассмотрите картинки.

(Дети рассматривают картинки, выделяют звуки [с], [с] из слов лось и нос.

[л] [о] [с] [н] [о] [с]


Звуко-буквенный анализ слов: соты, сито, рысь.


  1. Физкультминутка.


Вверх рука и вниз рука.

Подтянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх – хлопок.

Руки, ноги разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)


Крутим, вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперед.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идет.

(Дети садятся за парты.)

Учитель. Дети, а на что похожа буква С?


Полумесяц в небе темном Шел конь подковами звеня.

Буквой С повис над домом. Как буква С следы коня.


Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.


(Учитель вывешивает рисунки, содержащие изображением буквы С.)


Конструирование буквы С: элементы строчной буквы № 20; элементы прописной буквы № 16.


  1. Работа с книгой.


Чтение слогов стр. 56 хором.


- Прочитайте слоги с гласными, обозначающими твердость согласного звука: са, со, сы, су.

- Прочитайте слоги с гласными, обозначающими мягкость согласного звука: ся, се, сю, си, сё.

Прочитайте слоги с гласными в начале: ас, ос, ус, эс, ыс, ис.


  1. Работа с индивидуальными таблицами.


Учитель. Игра «Лабиринт».


Закрасьте разными карандашами цепочки найденных слов (сколько слов, столько и цветных дорожек – «выходов» из лабиринта.











Слова: Насос, сосна, оса, сани.






С





Слова: Сосна, насос, осина.




















Слова: Осы, сани, Анна, сосна, насос.



Учитель. Какие слова повторяются в каждой карточке?

Дети. Сосна, насос.

Учитель. Кто может объяснить значение этих слов?

Дети. Сосна – это хвойное дерево.

Насос – это помпа, устройство для выкачки воды.


  1. Физкультминутка.


Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки

Плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся помашем

Крылья сложим назад.


  1. Работа с учебником.


  1. Работа над группой слов со звуком с стр. 57.

- Чтение «жужжанием».

  1. Работа над стихотворением стихотворения стр. 57.

- Чтение учителем.



- Чтение хором за «диктором».

- Найдите слова с буквой с в стихотворении.

  1. Работа над текстом «Россия» стр. 57.

- Чтение текста учителем.

- Беседа по содержанию.


  1. Итог урока.


Учитель. Предлагаю игру «Любопытный»

Ответ на вопрос должен начинаться с буквы с.


Учитель. Какие вы знаете имена на букву С ?

Дети. Света, Саша, Сергей, Семен.

Учитель. Какие вы знаете животные на букву с ?

Дети. Собака, слон, суслик, соловей.

Учитель. Что говорит мама, когда ты ложишься спать?

Дети. Спокойной ночи.

Учитель. Что дает мама маленькому ребенку, когда он плачет?

Дети. Соску.

Учитель. Какое волшебное слово на букву с вы знаете?

Дети. Спасибо.



Литература:


  • Учебник «Азбука» Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Москва, Издательство «Академкнига»;

  • Программа УМК «Перспективная начальная школа», Москва, Издательство «Академкнига»;

  • Дидактический материал по русскому языку, Москва, Просвещение, 1987г.

  • Приглашаем на урок. 1 класс. Т.В. Алтынова, О.А. Юдина. Волгоград: Учитель, 2006г.













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ