Конспект урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже"

МОУ гимназия № 7 города Лыткарино







Конспект урока русского языка


4 класс



«Правописание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже»






Подготовила

Шестакова Наталья Васильевна,

учитель начальных классов





2012 г.


Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже»

Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже.

Задачи:

  • Образовательные: на основании понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже; способствовать формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и расширять словарный запас учащихся.

  • Развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; развивать мышление, воображение, память, наблюдательность.

  • Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, ответственное отношение к учебному труду, любовь к родному языку.

  • Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования труда и активного отдыха, использования ИКТ и наглядности, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Оборудование: словари (толковый, словообразовательный), кукольный театр (ширма, иллюстрация королевского замка, куклы Король, две Принцессы, картинки с животными: слон, зебра, медведь, уж), карточки с заданием, учебник «Русский язык» В. П. Канакиной.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Вид урока: урок – исследование.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Вводно-мотивационный этап (2 мин)

  3. Повторение изученного материала (9 мин)

  4. Новая тема (15 мин)

  5. Физкультминутка (2 мин)

  6. Закрепление темы (13 мин)

  7. Рефлексия. Домашнее задание. (3 мин)



Ход урока

Этапы

Содержание

Примечание

I. Организацион-ный момент

Проверка готовности класса к уроку


II. Вводно-мотивационный этап

(Учитель читает наизусть стихотворение А.С.Пушкина)

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

- Ребята, как вы считаете, почему я начала урок с этих слов А.. Пушкина? (Нам предстоит сделать какие-то открытия. Мы узнаем сегодня что-то новое. Может, мы будем проводить опыты и исследования…)

- Да, сегодня мы будем исследовать объекты русского язык. Кто хочет прикоснуться к науке? Кто хочет быть исследователем? Тогда на уроке вам необходимо быть собранными, внимательными, активными, дружными.

- Тема нашего урока, нашего исследования – творительный падеж имён существительных.

Стихотворение записано на доске











Запись на доске

III. Повторение изученного материала

- Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вам нравятся?

- Что такое «сказка»? (Это вымышленная, фантастическая история)

- Найдите в толковом словаре В.И.Даля объяснение лексического значения этого слова.

(Один ученик открывает словарь и зачитывает)

- «Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».

- Запишем это слово в тетради, но сначала подготовим пальчики к работе.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал.

(Встряхнули пальцы и вспомнили правила письма)

- Итак, запишем слово «сказка». Какая орфограмма нам встретилась? (Парн. звонк. согл. в середине слова). Как её проверить? (Сказочка, сказать)

- Рассмотрим слово с позиции словообразования, т.е. как оно построено.

- Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка,…) Посмотрим, как сконструировано слово «сказка». С чего начать разбор по составу?

- Ребята, словообразование рассматривает и группу родственных слов. Какие родственные слова подберём к слову «сказка»? Запишем их. (Сказочка, сказочный, сказать…).

- Докажите, что они родственные. Обозначьте в них корень.

- В школьном словообразовательном словаре М.Т. Баранова я насчитала 36 слов, родственных нашему слову.

- Перед нами стихотворение Сергея Острового «Сказки». Прочитайте его про себя и подготовьтесь к чтению вслух.

Сказки

Сказки надо рассказывать ночью

Под лохматые шорохи звёзд.

Тут и встретишься с чудом воочию,

Тут и лешего схватишь за хвост.

Сказки надо рассказывать ярко,

Околдовывать речью цветной.

Сказки надо рассказывать с толком,

Чтобы даль расступилась. И ширь.

Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,

А не страшно. Ты сам богатырь.

- Как вы думаете, почему «сказки надо рассказывать ярко»? (Чтобы тебя внимательно слушали. Чтобы слушателям было интересно).

- Как вы понимаете выражение «Сказки надо рассказывать с толком»? (Сначала нужно подумать о том, что сказать. Надо точно передавать содержание и основную мысль)

- Что значит «околдовывать речью своей»? (Речь должна быть богатой. Нужно употреблять синонимы, антонимы, крылатые выражения, имена прилагательные).

- Просклоняем слово «сказка».

И.п. сказывалась (что?) сказка (ж.р. 1 скл.)

Р.п. герои (чего?) сказки

Д.п. добавили (к чему?) к сказке

В.п. слушали (что?) сказку

Т.п. интересовались (чем?) сказкой

П.п. размышляли (о чём?) о сказке








Один ученик вслух выполняет морфем-ный разбор слова.



Учитель показывает словарь





Ученик выразительно читает стихотворение














Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях

IV. Новая тема

- Всего в русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет свое название, вопросы и предлоги. Нас сегодня интересует один падеж – творительный.

- На какие вопросы отвечают имена существительные в Т.п.? (Кем? Чем?)

- С какими предлогами употребляются слова в Т.п.? (Над, перед, за, под)

- Каким членом предложения является имя существительное в Т.п.? (Дополнением, обстоятельством)

Как вы думаете, что ещё необходимо и нужно знать о Т.п.? (Какие окончания имеют имена существительные в Т.п.)

- Верно, ребята! Это и есть тема нашего исследования.

- вы сказали мне, что любите сказки. Сейчас я расскажу вам одну, а два ученика помогут её показать.

«Жил-был король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном, потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали рассматривать его обитателей».

- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила)

«Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом!»

- Почему хорошо? (Уж не ядовит)

«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась и змей, и ужей. Король повёл принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».

- Вот такая сказка. Прочитайте на экране иена существительные. Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа)

- На какие группы мы можем разбить эти слова? (Одушевленные и неодушевленные. Существительные женского рода и мужского рода. Имена существительные 1, 2, 3-го склонения)

- Спишите эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончание.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

зеброй слоном смелостью

сливой медведем елью

умницей ужом осенью

- Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже. (Существительные 1-го склонения имеют окончания –ой, -ей; существительные 2-го склонения имеют окончания –ом, -ем; существительные третьего склонения имеют окончание –ю)

- Прочитайте правило на стр. 138 учебника.









Когда учитель рас-сказывает сказку, два ученика показывают кукольный театр.



Выделенные слова вывешиваются на доску











Работа выполняется с комментированием





VI. Физкульт-минутка

Проводится зарядка для глаз.


VII. Закрепление темы

- Вспомните нашу сказку. Осенью король, как и обещал, повёл принцесс в цирк. Что они там увидели, вы узнаете, выполнив следующее задание.

- Прочитайте текст.

В цирке.

Манеж осветился лучик…м прожектора. Циркач, окутанный яркой накидк…й, начал представление. Он позвал на манеж кошку с собак…й. Они ловко работали с мячик…м и скакалк…й. Циркач угостил их рыб…й и сахар…м. Под купол…м цирка выступали акробаты. Зрители с радость… хлопали артистам. Они с честь… справились со своей задач…й.

- Повторим ещё раз, что надо сделать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных? (Ответы детей)

- Вам необходимо списать текст, обозначить склонение и падеж имен существительных с пропущенными окончаниями и, пользуясь памяткой, правильно написать эти окончания.

- Проверим ваши работы. (Идёт взаимопроверка с опорой на доску)



Текст записан на карточках









VIII. Рефлексия.


- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Какие задания показались наиболее интересными?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

- Молодцы, ребята! Вы замечательно работали. Спасибо за урок!







Литература:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс.- М.: Просвещение, 2011

2. Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 4 класс.- М.: Просвещение. 2011

3. Синицын В.А. Мастерская выразительного чтения. – М.: Рост, 2010.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ