Конспекты логопедических занятий в 1 классе по теме "Родственные слова"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
города Нягань ХМАО – Югры
Конспекты логопедических занятий в 1 классе
(коррекционная работа)по теме
«Родственные слова»
подготовила
учитель начальных классов
Мухаммедова Гульнара Равильевна
город Нягань
Тема: Родственные слова. Мягкий знак в различных позициях.(1 занятие)
Цели: 1.Познакомить детей с родственными словами, их признаками, учить подбирать родственные слова, стимулируя процессы словообразования;
2.Совершенствовать умение обозначать мягкость согласных на письме мягким знаком в различных позициях, формировать фонематические процессы;
3.Стимулировать проявление родственных чувств в семье.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, мяч.
Ход занятия:
1.Актуализация знаний:
Работа с таблицей (слайд 1)
ь
р
ь
ы
ь
ь
ь
в
б
ь
Посчитать мягкие знаки, показать на пальцах их количество.
Как мягкий знак рассказывает о своей работе? Вспомним стихотворение:
Хоть средь букв я и молчу,
Быть их мягкими учу.
2.Мотивация к учебной деятельности:
Работа со словом сельдь.(слайд 2)
Определите, что обозначает это слово? Предмет, признак предмета или действие? Докажите. Что необычного заметили в этом слове? (Два раза встречается ь). Где он стоит? Может ли ь стоять в начале слова? Почему? Глядя на картинку, попробуйте ответить на вопросы: кто?, какая?, что делает?
3.Основная часть занятия:
1)Знакомство с понятием родственные слова.
Сельди – рыбы очень дружные. Они живут большими семьями - косяками, поэтому говорят косяк сельдевый. Поставьте вопросы к этим словам. Что они обозначают? Какое из этих слов похоже на название рыбы? Сельдь, сельдевый – родственные слова. Эти слова похожи, как родственники в семье. Вот вы похожи на своих папу, маму, братьев, сестёр? В семье все вас любят и помогают друг другу.
2)Первичное закрепление с проговариванием вслух.
Повторите семейку родственных слов. (слайд 3)
Пронаблюдайте за их схожестью. По ходу выбираем слово с ь, определяем его место, выясняем что это слово обозначает.
Светлый - свет – светильник
Ход – ходовой – ходьба
Повозка – возить – воз
Голубь – голубиный – голубка
Напольная – пол – половик
Варёный – повар – варить
Какие слова для вас оказались непонятными?
Физминутка с мячом. (Дети встают в круг, получают мяч от учителя, возвращают его обратно с ответом «да» или «нет»)
Можно ли так говорить? Оцените сочетание двух родственных слов.
Варить варенье, делать дело, маслить маслом, угощать гостя, старый старик, петь песни, жарить жаркое, писать письмо, работать работу, начинать сначала, закончить до конца, откусить кусочек, красить краской, глазеть глазами, ходить ходуном, точить точилкой.
3)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Разбить строчку на 3 части, пометить их одной, двумя, волнистой линиями. (Один ученик работает у доски) Повторить семейку родственных слов, слова в столбики, выделяя ь зелёным цветом.
Даль – дальний – удалились.
Больной – болеть – боль.
Пылились – пыль – пыльный.
4.Рефлексия учебной деятельности:
Сад.
Как – то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
А был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
А вот садовод
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном. (слайд4)
С какими необычными словами мы сегодня познакомились? Найдите их в стихотворении. Найдите их общую часть. Каким словом она названа в стихотворении?(Корень)
Список использованной литературы:
1.Седых Н.А. Коррекция письма и чтения у детей с общим недоразвитием речи. – Х.: Изд. группа «Основа»,2008.
Тема: Родственные слова. Образование гласных второго ряда.(2 занятие)
Цели: 1.Закреплять знания детей о морфологических и лексических особенностях родственных слов, расширять словарный запас;
2.Формировать фонематические представления о гласных второго ряда;
3.Упражнять в установлении грамматической связи слов в предложении, совершенствовать речевое внимание.
Оборудование: «узелок» букв для слова труд, домик гласных, лента букв.
Ход занятия:
1.Актуализация знаний:
Распутать «узелок» букв, сложить из них слово (труд). Что это слово обозначает? Подобрать к нему родственные слова (труженик, трудяга, трудовой, трудности, трудный, трудолюбивый) Какими признаками обладают родственные слова?
2.Мотивация к учебной деятельности:
Что вы можете сказать об этих буквах: а, о, у, э, ы, и, о? В какой стране они живут? (В стране Грамматика)
Родственные слова похожи между собой и держатся дружной семейкой. Но ведь иногда бывает и так, что совершенно посторонние люди знакомятся, дружат и становятся такими близкими, ближе родственников.
3.Основная часть занятия:
Вот какая история произошла в стране Грамматике.
Жили-были в одном домике буквы, которые обозначали гласные звуки а, о, у, э, ы, и. Они были очень гостеприимными. Пришла как-то к ним буква й. Обрадовались гласные. Буквы ы и и стали в саду стол к чаю накрывать, а остальные пригласили гостью в дом и стали развлекать: показывать свои игрушки и книжки, поиграли. Загадки поотгадывали, а потом предложили петь песни.
- Да. Я бы с радостью, - сказала й. – Но ведь я обозначаю согласный звук, голос у меня краткий, не могу я петь.
- А давай ты будешь начинать песню, а мы подхватим, - предложили гласные. И решили они попробовать.
Начала песню й, подхватила а. Красивая песня получилась. И вдруг произошло чудо: откуда ни возьмись, оказалась в домике новая буква – я.
Захотели и другие попробовать себя в волшебстве. Подхватила песню й буква о, и получилась из этой чудесной песни буква ё. Из песни й и э появилась буква е. а песенка й и у подарила букву ю. Обрадовались все новым буквам. Ведь новые друзья – это же здорово! И пригласили их жить вместе, на втором этаже домика гласных букв. Ведь они получились из песенок двух звуков, где гласные стоят на втором месте. И название им дали гласные второго ряда.
А теперь давайте запишем, как получились новые буквы.
Й+А=Я
Й+О=Ё
Й+У=Ю
Й+Э=Е
4.Первичное закрепление с проговариванием вслух:
Игра «Сложи из частей буквы» (гласные второго ряда)
Запись под диктовку слов: ёж, юла, яблоко, енот. Выделение гласных второго ряда зелёным цветом, подбор родственных слов.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
Работа по индивидуальным карточкам:
Ягода – ягодная, малина.
Пение – песня, петух.
Ёж – иголки, ежовые, ёжится.
Каюта – каюсь, каютный.
Задание: прочитать, выяснить все ли слова родственные? Назвать «гостя».
Какие слова для вас оказались непонятными?
6.Включение в систему знаний и повторение:
- Ребята, а какой праздник к нам приближается? Как вы к нему готовитесь? А теперь послушайте предложение.
Юра с Яной поехать за ёлка. (Юра с Яной поехали за ёлкой)
Всё ли здесь правильно? Что бы вы хотели исправить? Сколько слов в этом предложении? Запишем это предложение графически, выделим гласные в словах. Подберите родственные слова к слову ёлка.(ель, еловый, ёлочка, ёлочный) В каком слове есть ь? В каком месте?
А я хочу назвать ещё одно родственное слово - дерево. Правильно ли я предложила? Почему?
Тогда другое – слово - действие ели. А это слово родственное? Почему?
7.Рефлексия учебной деятельности:
Повторите гласные второго ряда. Из песенок каких звуков они получились?
Список использованной литературы:
1.Седых Н.А. Коррекция письма и чтения у детей с общим недоразвитием речи. – Х.: Изд. группа «Основа»,2008.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ