Конспект урока русского языка "Прекрасная страна слов"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 комбинированного вида»















Конспект урока русского языка

"Прекрасная страна слов"















воспитатель

Замятина Татьяна Юрьевна









Нефтеюганск 2011г.

Программное содержание:

Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры.

Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания.

Побуждать использовать в речи больше прилагательных, эпитетов, сравнений.

Совершенствовать умение правильно использовать в речи существительные в родительном падеже.

Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетать слова с движениями пальцев рук.

Разучить с детьми считалочку.

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

Развивать воображение, словотворчество.

Оборудование:

Аудиозаписи : шум моря, фрагмент композиции «Утро» Э. Грига, песни «Облака, белогривые лошадки», «Улыбка», сборник классической музыки. Картонное «солнце», поднимающееся на веревочке, панно с изображением неба, облаков, моря. Вырезанные из картона «облака» разной формы, корзинка, небольшие морские камешки по числу детей, кисти, гуашь, баночки с водой.

Ход занятия:

Под музыку входит Фея (воспитатель)

Фея: - Здравствуйте, мои милые друзья!

Я Фея из страны Слов! Те, кто попадают в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? (да). Тогда я приглашаю вас к себе в гости. Принимаете приглашение? ( принимаем). Путешествие мы совершим с помощью фантазии.

Закройте, пожалуйста, глаза. (Звучит композиция «Утро» Э. Грига). Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Но что это? (На фоне панно с небом, морем и облаками восходит «солнце», поднимающееся на веревочке).





Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это солнце!



- Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. Вы видите, что солнце золотое. Как еще можно сказать о солнышке, какое оно, с чем его можно сравнить? (тёплое, жёлтое, круглое, далёкое, радостное, горячее, как огонь; доброе , как мама )



- Давайте поиграем с солнышком. (Дети встают в круг).

Пальчиковая гимнастика "Солнышко"

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки

(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки.

(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем.

(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем

(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.

(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).



- Молодцы! А сейчас взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? Каким оно бывает? (голубое, серое, прозрачное, низкое, хмурое, облачное). Прекрасно! А теперь отдохните, на облака посмотрите. (дети лежат на полу, а над ними «проплывают» облака – воспитатель показывает различные формы в виде облаков и одновременно произносит слова)

Как быстро по небу бегут облака!

Похоже одно на конька-горбунка,

Другое - на мчащееся авто,

А третье, похоже, не знаю на что!



- А как вы думаете, на что похоже это облако? (Это облако похоже на рыбку). А вот это облако? (Это облако похоже на цветок). Возьмите в руки маленькие облачка и внимательно на них посмотрите. Проведите пальчиком по контуру своего облачка. Пофантазируйте, на что они похожи. Скажите нам вслух. Вот так: «Мое облако похоже на лошадку, … бабочку, шарик, слонёнок и т.д. ) Какие замечательные слова вы придумали! От них мир стал добрей, а значит и прекрасней. А вы знаете, что слова можно найти везде?



Я слова найду везде –

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Сыграем в слово!



- Найдите слова на небе. ( звёзды, тучи, облака, солнце, месяц, луна, птицы) Теперь найдите слова на земле. (цветы, деревья, камни, люди, насекомые, города .) Какие интересные слова вы нашли!



(Звучит шум моря.) - Дети, послушайте, что это за шум? Да, это море. Оно очень красиво. А что за птицы летают над водой? (чайки) Что они высматривают в волнах? ( чайки ловят рыбу).Послушайте про них считалочку:



Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек

Прилетели все на чай,

Сколько чаек – отвечай?



Давайте повторим эту скороговорку медленно хором. А теперь попробуйте произнести быстрее. А теперь по одному . (Дети по одному произносят скороговорку, фея раздает им за это камешки). Поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. Чуть позже ваши камешки превратятся в волшебные, а сейчас положите их на стол и послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.



Если это рыбка – у нее улыбка.

Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).

Если это рыба – у нее … (улыба).

Если это рыбина – у нее … (улыбина).

Если это рыбища – у нее … (улыбища).



Вот какие веселые, улыбчивые рыбы обитают в нашем море. (Фея берет в руки корзинку.)



Дует легкий ветерок.

У меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова –

Слова любви, слова добра.



Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. (звучит песня «Улыбка»)

А вы знаете прекрасные, добрые слова? Ну-ка, добавьте их в мой кузовок. (Дети передают корзинку друг другу и называют слова – здравствуйте, спасибо, добрый день, мамочка, спокойной ночи, до свидания).

Пусть же эти замечательные слова всегда будут с нами. Выпустим их. (Фея с детьми «рассыпает содержимое корзинки» вокруг.) Пусть разлетятся эти слова по нашему саду и по всему миру.

А сейчас давайте поиграем, отдохнём.

Динамическая пауза: "Это тоже я могу»

( воспитатель говорит слова, дети выполняют движения по тексту и произносят слова: « Это тоже я могу»)

- Кто, скажите, может дети, повторить движенья эти?

-Руки вверх я подниму. – Это тоже я могу!

-Вправо- влево разведу. – Это тоже я могу!

-И как птица полечу. – Это тоже я могу!

-Головою поверчу. – Это тоже я могу!

-А потом присяду, встану и нисколько не устану. – Это тоже я могу!

-Я попрыгаю немного. – Это тоже я могу!

- И пешком пойду в дорогу. – Это тоже я могу!

-Если надо побегу. – Это тоже я могу!

- Всё на свете я могу!

А теперь пришло время заняться нашими камешками и превратить их в волшебные. Возьмите в руки кисти и нарисуйте на своем камне что-нибудь доброе. Подумайте, что это могло бы быть. Может солнышко, а может цветок, а может веселый зверек. Ваши рисунки превратят камешки в волшебные камни . Подарите их своим друзьям или родным, и вы увидите, как их лица озарятся улыбками. (Дети рисуют.)

Какие разнообразные и чудесные рисунки у вас получились. Молодцы, ребята!

Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться. Закройте глаза. (Звучит музыка.) Вот мы и дома. Откройте глаза. Вам понравилось путешествие в страну слов? Как вы думаете, вы изменились? ( мы стали лучше, добрее, внимательнее).



Теперь вы знаете, друзья,

Что есть чудесная страна.

Где тропинка и лесок,

Над морем легкий ветерок,

Чайки, небо надо мною –

Все прекрасное, родное.



Перед расставанием я хочу пожелать вам, что бы вы радовали себя и окружающих прекрасными добрыми словами. (Фея прощается и уходит.)















Список используемой литературы:

  1. « Лучшие игры со словами» М. Давыдова, И. Агапова. ИКТЦ «Лада» 2006 г.

  2. «Словесные игры в детском саду» Бондаренко А.К. – М.: «Просвещение», 2000г.

  3. «Методика развития речи детей» А.М. Бородич , Москва 1981 г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ