Конспект урока русского языка в 4 классе «Автоматизация звука [Ш] в словах»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»








Конспект урока русского языка в 4 классе

«Автоматизация звука [Ш] в словах»










Подготовила Колисниченко

Оксана Владимировна

учитель-логопед









п.Унъюган

2014 г.


Конспект подгруппового коррекционного занятия для детей старшей группе

"Автоматизация звука [Ш] в словах"

Цель: Формирование звуковой стороны речи, Продолжать учить определять место звука [Ш] в словах. Обучать использованию звука [ш] в самостоятельной речи.


Исходя из цели занятия, поставлены следующие задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш] в словах;

  • Расширять словарный запас;

  • Подбирать прилагательные к существительным;

  • Формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связную речь;

  • Артикуляционный аппарат;

  • Зрительное и слуховое внимание;

  • Мелкую моторику;

  • Фонематическое слух.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношение к занятиям;

  • Воспитывать контроль за собственной речью и умение выслушивать своих товарищей, не перебивая их;

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.




Ход занятия


Учитель-логопед:

- Ребята, вы хотели бы посмотреть мультфильм? (Да)

Показ мультфильма «Человечек»

- Один – человек, а как сказать много? (Много людей)

- Все люди такие разные: высокие и низкие, худые и полные, старые и молодые, с разным цветом кожи, волос, цветом глаз, но в одном они все-таки похожи. Люди похожи друг на друга формой своего тела.

- Посмотрите внимательно друг на друга. (Дети разглядывают друг друга.)

- Что у нас с вами на самом верху? (Ответы детей: голова.)


Физминутка «Головой верти»

Головой верти, сильнее –

Быть без дела скучно… шеи.


- Ребята, что мы видим на голове? (На голове мы видим лицо.)

- Что у нас справа и слева головы? (У нас уши.)

- Для чего, ребята, нам нужны уши? (Уши нам нужны чтобы слушать)

- А, чтобы наши уши хорошо слышали, сделаем зарядку для ушей.


Зарядка для ушей

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмём.

Сверху вниз мы их пощиплем

Пальчиками разомнем.

Снизу вверх опять пройдем.


- Ребята, а что находится в верхней части лица? (Лоб)

- Погладьте пальчиками свой лоб. (Дети выполняют поглаживание лба.)

- А, что находится ниже лба? (Находятся брови)

- Давайте поиграем с нашими бровями: наши брови нахмурились, удивились, обрадовались. (Дети выполняют мимическую гимнастику по показу логопеда.)

- Ребята, что находится у нас под бровями? (Под бровями у нас глаза)

- Для чего нам нужны глаза? (Чтобы смотреть, видеть все, что находится вокруг нас))

- Закройте глаза и скажите, что вы видите? (Не чего не видим.)

- А теперь, откройте глаза и скажите, что видите сейчас? (Мы видим окружающий нас мир.)

- Сейчас, мы с вами потренируем наши глаза.


Упражнение для глаз «Закрой глаз и смотри» (Гимнастика «Гнома Плюха»)


- Ребята, ответьте, что находится между глазами? (нос)

- Для чего человеку нужен нос? (Ответы детей: с его помощью мы дышим, чувствуем запахи.)

-Чтобы нос хорошо дышал необходимо каждый день делать дыхательную гимнастику.


Дыхательная гимнастика «Воздушный шар» (Гимнастика «Гнома Плюха»)


- Ребята, а сейчас отгадайте мою загадку:

Кто лежит у нас в кармане

Караулит реву, плаксу и грязнулю.

Он утрет потоки слез,

Не забудет и про нос.

(Носовой платок.)

- Раньше носовой платок не был носовым. В древние времена носовой платок был зубным. Им после приема пищи вытирали зубы. Потом, платок стали носить в нагрудных карманах, и он служил украшением. Богачи хвастались кусочком материи из дорогого материала. Его украшали вышивкой, бисером и даже драгоценными камнями. Постепенно, люди поняли, что платок может приносить большую пользу - платком можно вытирать слезы, нос. Используя носовой платок, вы всегда будете чистыми и красивыми.

- Носовые платки бывают разными. Давайте, подойдем к столу и посмотрим, какие бывают носовые платки.

- Возьмите со стола бумажные платки? Из какого материала они сделаны? (Бумажные платки сделаны из бумаги)

- Эти платки сшиты из ситца, значит какие они? (Платки из ситца ситцевые платки)

- А, теперь возьмите со стола платки розового цвета и потрогайте их. Из какого материала они сшиты? (Эти платки сшиты из шелка, значит они шелковые)

- Шелковыми платками неудобно вытирать слезы, нос, но с ними удобно танцевать.

- Ребята, а что у нас находится под носом? (Ответы детей)

- Для чего нам нужен рот? (Чтобы разговаривать, кушать)

- Из чего состоит наша речь? (Из слов)

-А слова из чего состоят? (Из слогов)

- А слоги? (Из звуков)

- Что у нас находиться во рту и помогает нам произносить звуки? (Язык, зубы)

- Давайте, возьмем зеркала и поиграем с нашим язычком, чтобы красиво разговаривать. Жил-был язычок. Был он очень озорной, и за это его иногда наказывали. Давайте накажем язычок, чтоб он нас слушался.

Упражнение «Накажем непослушный язычок».

- Язычок решил поиграть в песок, но лопатки у него не было, и он превратился в лопатку.

Упражнение «Лопатка».


- Еще язычок любил качаться на качели.

Упражнение «Качели».


- Устал наш язычок качаться на качели и решил попить чаю.

Упражнение «Чашечка».


- Пил наш язычок час с малиновым вареньем.

Упражнение «Вкусное варенье».


-С помощью этих упражнений, какой звук мы научимся красиво говорить? (Мы научимся говорить звука [Ш]).

- Какой это звук гласный или согласный, звонкий или глухой? (Это звук согласный, глухой).

-Давайте с вами проверим, подставил тыльную сторону ладошки к горлышку, и произнесем звук [Ш]. (Дети выполняют вместе с логопедом).

- Что происходит с нашим горлышком? (Оно молчит, значит, этот звук глухой).

- А теперь подставим ладошку к губам и произнесем звук [Ш]. (Дети выполняют вместе с логопедом)

- Какую воздушную струю, вы почувствовали? (Теплую).

- Какую преграду встречает воздух на своем пути? (Воздух встречает преграду язычок).


- Скажите, кто умеет шипеть? (Шипеть умеет змея)

- Посмотрите к нам приползла змея и начала на всех шипеть. Давайте и мы с вами пошипим.

- Змея пришла с нами поиграть со звуком [Ш]. Поиграем с ней? (Да)

(Дети изолированно произносят звук [Ш])

- Сейчас я вам буду произносить разные звуки, а вы как только услышите звук [Ш] позвоните в колокольчики.

- П, Т, Ш, С, Щ, Ш, В, С, Ш, Р, Ж, Ш.

- Сейчас я буду произносить вам слоги, как только вы услышите слог со звуком [Ш] поиграйте на метолофончиках.

- Са, ра, ша, со, ще, шо, ла, ше.

- Сейчас я буду называть слова, как только вы услышите слова со звуком [Ш] хлопните в ладоши шапка, кукла, шуба, мяч, стол, машина, пирамида, яблоко, малыш, книга, камыши.

Дети выполняют соответствующие действия, когда слышат звук [Ш]

- Змейки понравилось с вами играть, и она предлагает вам проговорить чистоговорки.

Ша-ша-ша – наша маша хороша

Ши-ши-ши – новые карандаши

Шо-шо-шо – нам играть хорошо

Ша-ша-ша – мама моет малыша

Дети повторяют за логопедом чистоговорки.

- Ребята, когда змейка к нам ползла, то встретила на полянке много животных и решила с ними подружиться, но подружилась она не со всеми, а только с теми животными, в названии которых есть звук [Ш]. (Выставляются картинки с животными на магнитную доску кошка, мышка, лошадь, лиса, заяц, мишка).

- Как вы думаете, с кем подружилась змейка? (Змейка подружилась с кошкой, мышкой, лошадью).

- Почему змейка подружилась именно с этими животными? (В название этих животных есть звук [Ш]).

- А ещё повстречала змейка на своем пути трудолюбивую пчелу Майю. Майя раскладывала соты в улья, но не просто раскладывала, а клала их по позиции звука [Ш] в название слова.

Давайте ей тоже поможем и разложим соты в улья. В это улье мы положим те соты в названии которой звук [Ш] находится в начале слова, в это улье положим те соты в название которых звук [Ш] находится в середине слова, а в это улье положим те соты в название которых звук [Ш] находится в конце слова. (На доске выставляются улья со схемами расположения звука в слове. Дети раскладывают соты, на которых нарисованы картинки)

- Змейка уползла, но её очень интересно, а какие части тела есть еще у человека? (У человека есть пальцы)

- Что нужно делать, чтоб наши части тела были красивыми, чистыми, аккуратными. Хорошо слышали ушки, далеко смотрел глазки, руки были ловкими? (умываться, чистить зубы, расчесываться…).


Давайте с вами «умоемся» (журчание воды)

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Вот так! Вот так!

Вот так! Вот так!

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Вот так! Вот так!

Вот так! Вот так!

- Сегодня вы познакомились с основными частями тела, поиграли со змейкой. С каким звуком вы сегодня играли? Вам понравилось наше занятия? Вечером дома с мамой, папой поиграйте со звуком [Ш].























Литература:

  1. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособия для практических работников ДОУ / Швайко Г.С.; под ред. В.В.Гербовой – М.: Айрис-пресс, 2006.

  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.

  3. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов / Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н.Родионова. – 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Картинки животных






5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ