Конспект урока русского языка в 3 классе «Учимся писать письма»



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29»

г. Череповца Вологодской области











Конспект

урока русского языка

в 3 классе

«Учимся писать письма»








МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 29»

г. Череповец, Вологодской области.

Кузнецова Инна Николаевна




Тема урока:

Развитие речи учащихся. «Учимся писать письма».

Цели урока:

1. Мотивация учащихся к общению с близкими людьми через

написание писем.

  1. Формирование знаний об основных правилах написания письма и

универсальных учебных действий: регулятивных,

познавательных, коммуникативных.

3. Воспитание внимательного отношения к близким людям, культуры

общения

Задачи урока:

  1. Ознакомить с основными частями письма, с правилами составления текста письма.

  2. Научить корректировать письма с учётом особенностей адресатов и использования правил.

  3. Выполнить пробное действие по написанию письма другу или близкому человеку.

Оборудование:

1. Учебник «Русский язык». 3 класс. Автор С. В. Иванов.

  1. Старые письма от детей родителям, с фронта, из армии и др.

  2. Анимационная («подвижная») презентация.

4. Карточки с различными письмами детей для работы в группах.

  1. Памятки: план написания письма и проверка написанного.

5. Стенд «Структура и правила написания письма»

(открывается по мере изучения)

План урока:

1. Вводная беседа о способах общения людей, живущих на расстоянии

друг от друга, мотивация учащихся на желание научиться писать письма:

решение проблемы в ситуации отсутствия телефонной связи.

2. Определение темы урока, постановка целей.

3. Работа в парах: сравнение различных текстов, определение особого

вида текста, выделение его особенностей.

4. Конструирование письма на основе одного из текстов (анимационная

презентация).

4. Работа в группах. Выведение правил составления письма на основе

исправления ошибок, допущенных детьми при написании писем.

(«Учимся на чужих ошибках»).

  1. Выполнение пробного действия: написание письма другу о своей работе

на уроке русского языка по плану – памятке.

6. Итог урока: чтение нескольких писем, комментирование: что хотели

передать адресату, какие чувства испытывали при написании письма,

что узнали интересного, нового.



Ход урока:


1. Сегодня урок русского языка мы посвятим развитию устной и письменной речи, а тему урока вы чуть позже определите сами. Вспомните, пожалуйста, с наших занятий «Полезные привычки» виды взаимодействия (взаимообщения) и расскажите, какие из них вы использовали во время перемены.

- Примерные ответы детей: разговаривали, спорили, боролись, играли,

рассказывали друг другу разные истории, повторяли правила, поливали

цветы, раздавали тетради, мыли доску и др.

- Кому удалось о чем-то договориться?

- Кому хочется продолжить общение на следующей перемене, после уроков?

- Высказывают свои ответы.

- Очень приятно, что вам интересно общаться друг с другом каждый день. Но скоро наступят каникулы, и многие из вас уедут к бабушке и дедушке в деревню, на дачу, в лагеря и т.д. В первые дни всегда бывает грустно без родителей и друзей, хочется с ними общаться. А как можно поддерживать общение на расстоянии?

- Все дети сразу назовут: звонить по телефону, некоторые – общаться

через Интернет (в Контакте), может быть, скажут, что можно написать

письмо.

- О чём можно поговорить по телефону? Высказываются.

- Можно спросить, как дела, как здоровье, чем занимаешься?

Ответить на задаваемые вопросы, спросить что-нибудь или

попросить. Родители чаще просят слушаться бабушку и дедушку,

помогать им.

- А можно ли по телефону подробно рассказать о своих играх с друзьями,

о красоте природы, о своих чувствах?

- Высказываются. Нельзя, потому что это будет дорого, нельзя долго

занимать линию, когда торопишься говорить, мысли путаются,

забывается, о чём хотел сказать.

- Согласна с вашими высказываниями и ещё добавлю, что с некоторыми населёнными пунктами даже в нашей Вологодской области не всегда есть телефонная связь. Мобильные телефоны тоже оказываются вне зоны действия, да они не у всех и есть. Бабушки и дедушки часто не хотят и не умеют ими пользоваться. А им-то в первую очередь и нужно общение с близкими людьми, особенно с внуками. Как быть в такой ситуации?

- Предполагаемые ответы детей: чаще ездить к ним, писать письма.

(Если дети не скажут про письма, то говорит сам учитель).

- Очень хорошее и совершенно правильное решение проблемы!

2. Это и будет тема нашего урока «Учимся писать письма» (1-й слайд).

Цель урока определим чуть позже. А пока поговорим о письмах.

- Письма писали всегда. Даже в древности. Вспомните из истории с уроков окружающего мира, пока не умели писать, писали письма в виде рисунков, писали на камне, на берёсте, отправляли в бутылках по воде, с почтовыми голубями, позднее доставляли на лошадях от одной почтовой станции до другой. Теперь на почтовых поездах, самолётах письма доставляются очень быстро в почтовые отделения населённых пунктов, а дальше их разносят почтальоны (слово написано на доске) по домам. У нас в Северном микрорайоне два почтовых отделения, одно вы знаете.

- Это только кажется, что письма долго ждать. Если их писать каждый день, то и получать будешь каждый день: такой уговор был у нас с детьми, если они куда-то уезжали.

- Я храню письма моих детей, теперь уже взрослых, часто перечитываю, когда хочется вспомнить, какими они были маленькими. Эти письма, написанные от души, долгие годы помогают преодолевать какие-то трудности, они хранят яркие события жизни. Старые письма напоминают о полузабытых одноклассниках, сослуживцах, соседях и др.

Хотите, я прочитаю вам некоторые отрывки из детских писем?

Зачитываю отрывки писем, написанных дочерью (13 лет) из Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» о пионерской дружине, об отряде, о вожатых, о новых друзьях, о красоте моря, о своих впечатлениях и о тоске по дому и т.д. Из деревни сын (10 лет) писал об овечках, телятках, коровах, какие они красивые, интересные, как их можно кормить, как они ему нравятся, как интересно на речке ловить рыбу для кота и т. д.

Можно ли было по телефону рассказать обо всём написанном?

Какие чувства у вас вызвали эти письма?

Кому захотелось получить письмо и от кого?

Хотели бы вы сами научиться писать письма?

Кому в первую очередь написали бы письмо?

Кто в вашей семье получает и пишет письма?

У кого в семье хранятся старые письма и чьи они?

- Отвечают на вопросы и высказывают своё мнение.


Итак. По телефону можно быстро справиться о здоровье, спросить домашнее задание, пригласить на прогулку, сообщить что- то срочное и больше об этом не думать, а в письме информация более подробная, душевная, долговременная. В письме можно рассказать о своём секрете, т.к. читать чужие письма никто не имеет права. Это закон для всех.


Если вы убедились, что письма нельзя заменить телефонными разговорами, и хотите научиться их писать, то ставим перед собой цель, (говорят дети) научиться писать письма (2-й слайд), и приступаем к работе. Тем более, что многое вы уже умеете. Ведь письмо – это особый вид текста, а некоторые тексты составлять вы умеете, и это нам поможет. Работать будем с учебником, с карточками, на которых выписаны все необходимые тексты, с материалом на слайдах.

ОТДЫХ: выполнение физических упражнений.

3. Научиться писать письма – это значит узнать определённые правила, особенности составления текста письма. Я предлагаю сделать это самостоятельно. Для этого надо прочитать три текста на карточках № 1 (приложение № 1), вспомнить и определить их вид, сравнить, выделить особенный текст и назвать особенности. Можно работать в парах. Названия видов текста на экране (3-й слайд).

- Работают самостоятельно.

1 текст. «Сегодня мы с дедушкой ходили в лес. Он очень изменился. На деревьях почти нет листьев. В лесу тихо, даже ветер не шумит. Наступила настоящая поздняя осень. Природа как будто задумалась, будто ждёт, когда мягкие хлопья снега укроют всю землю».


2 текст. «Мы до сих пор не уверены, что на других планетах нет жизни в тех или иных формах. Как раз это пытаются выяснить космические исследования. Но мы точно знаем. Какие условия нужны для существования жизни».


3 текст. «Здравствуй, Миша! Прошел уже целый месяц летних каникул. Целых четыре недели я ничего не делал, только отдыхал. А сегодня утром я почувствовал, что мне хочется сделать что-нибудь приятное для своей бабушки. И я, кажется, уже придумал. А ты как провёл первый месяц каникул? Ответь мне. До свидания. Твой друг Игорь».


ПРОВЕРКА. Расскажите, какой текст вы выделили и чем он отличается от других?

- Рассказывают. Первый текст описание осенней природы, второй текст - рассуждение. Третий текст – повествование, но он особенный. В нём есть обращение к Мише, есть вопрос, просьба ответить, есть слова прощания и подпись.

- Согласна с вашим выбором и доказательством.

- Какие чувства вызвало содержание письма?- Чувство радости за Игоря, потому что захотелось сделать что-то полезное.

- Итак, вы выяснили, что в письме есть обращение к тому, кому пишется письмо - к адресату (на доске), запомните это слово, есть сообщение чего-либо, вопросы, требующие ответа, слова прощания, пожелания и подпись писавшего письмо.

(4-й слайд). Выделение и прочитывание всех называемых частей на слайде.

-Всё, что вы сейчас назвали, называется структурой текста (5-й слайд) (прочитывают). Обратите на это внимание при выполнении следующего задания. Иногда части письма можно менять местами, но очень осторожно, чтобы не нарушить последовательность (на 5-ом слайде)

- Я предлагаю вам попробовать устно ещё один из этих текстов преобразовать в письмо.

- Как думаете, который удобнее?

- Кому можно адресовать этот текст?

- Предполагают. Первый, в нём есть сообщение о своих наблюдениях. Можно адресовать родителям, которые остались в городе. Можно адресовать детям и внукам от дедушки и бабушки из деревни.

- Конструируем, добавляя выделенные вами части письма (На стенде – структура письма). На экране – текст № 1 (6-й слайд). Что нужно добавить? Обращение, приветствие, вопросы, приглашение, пожелание прощание, число.

Названные части текста ставятся в нужные места, письмо прочитывается детьми. (7-й слайд)

Здравствуй, дорогой внучек Коля!

Сегодня мы с дедушкой ходили в лес. Он очень изменился. На деревьях почти нет листьев. В лесу тихо, даже ветер не шумит. Наступила настоящая поздняя осень. Природа как будто задумалась, будто ждёт, когда снег укроет всю землю. Приезжай к нам на зимние каникулы, сходим в лес на лыжах. Учись хорошо, не болей, слушайся родителей.

До свидания. Твои бабушка и дедушка.


- Комментируют чувства, которые возникают при чтении письма: захотелось в деревню, в лес, жалко, что бабушка с дедушкой скучают, захотелось скорее им написать письмо, порадовать.

Назовите вид текста основной части письма. -Текст - описание.

Вывод: текст письма может быть описанием, повествованием и рассуждением.

ОТДЫХ: упражнения для глаз.


4. Для закрепления умения составлять письма я предлагаю поучиться на чужих ошибках. В выдуманных письмах (чужие письма читать нельзя), выписанных из учебника на отдельные листы (чтобы вы могли прямо на них делать пометки, зачёркивать, исправлять), найти и исправить ошибки детей, чтобы самим не допускать подобных ошибок (приложение № 2). Работать можно в группах по четыре человека, так быстрее справимся с работой и больше успеем сделать.

Разворачиваются (как делают на всех уроках) и работают самостоятельно, каждая группа со своим текстом.


ПРОВЕРКА. 1-я группа отвечает, все остальные читают текст на своём листе, следят за ответом, принимают участие в работе, помогают, исправляют.

- Саша написал письмо Пете, как взрослому человеку. В конце он попрощался как будто навсегда. Письмо получилось очень грустное. Лучше написать, например, так:

Привет, Петя!

Письмо твоё я получил и с большим интересом прочитал. Отвечаю на твои вопросы. Третий класс я закончил на тройки. Поэтому меня не отпускают даже гулять на улицу. Я постараюсь хорошо учиться, чтобы на следующее лето мне разрешили к тебе приехать.

До свидания. Твой друг Саша.

2-я группа. Ошибка Наташи в том, что она обращалась к учителю, как к своей подружке. В письме часто повторяется форма слова «учили». Непонятно, кто Наташе написал, что она прыгала до потолка, употребила слова «аж жуть», «классно». Ещё Наташа не использовала правило, что слово ВЫ надо писать с большой буквы при обращении ко взрослому человеку. (Дети это знают). Можно написать письмо примерно так:

Здравствуйте, Вера Петровна!

Я часто вспоминаю Вас и сильно скучаю. Мне очень нравилось у Вас учиться на всех уроках.

Недавно мне написали письмо ребята из Вашего класса, я была очень рада.

У меня всё нормально, учусь я хорошо.

Спасибо, Вера Петровна. До свидания. Ваша бывшая ученица Наташа.

Вывод: обращение в письме должно соответствовать возрасту и статусу адресата (8-й слайд). После обращения должно быть какое-то вступление или вопрос.


3-я группа. Зина в своём письме забыла правило составления текста, нарушила последовательность изложения событий. Сначала ей надо было написать всё о себе, потом о мальчишках. Например, так:


Люда, здравствуй!

Я получила твоё письмо, оно интересное. Но ты не написала про учёбу.

Я учусь хорошо. Мой любимый предмет – русский язык. Я прочитала книгу Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Это очень интересная и полезная книга.

Наши мальчишки обыграли в футбол третий «Б». Мы их поздравили. Но наши мальчики только играют в футбол и забывают делать домашнюю работу. Мы им помогаем.

А как ваши ребята? Ты приедешь ко мне на день рождения?

До свидания. Твоя подруга Зина.


Вывод: Помнить о последовательности изложения материала, каждую новую часть начинать с красной строки. (7-й слайд).


4-я группа. Коля в письме бабушке и дедушке часто повторял слово «хожу». Если это слово убрать, то получится примерно так:

Здравствуйте, бабушка и дедушка!

У меня всё хорошо, но я соскучился. Хотя жизнь у меня интересная. Я хожу в школу, в спортивную секцию, на плавание и занимаюсь английским языком.

Когда мы летом были на речке, я не умел плавать, а сейчас научился. Ещё мы с Мишкой ходим друг к другу в гости.

Я хочу, чтобы вы поскорее приехали. Обнимаю вас. Ваш внук Коля.

Вывод: составлять простые красивые предложения, не повторяя одни и те же слова несколько раз. (7-й слайд).


5-я группа. Настя в своём письме употребила много непонятных для Ани слов, так как Аня в музыкальную школу не ходит. Эти слова нужно было разъяснить или не употреблять совсем (эти слова причитать и объяснить значение: арпеджио, бемоли, сольфеджио, тональность, фуга) (7-й слайд)


6-я группа. Денис хотел сделать своё письмо интересным, весёлым, но некоторые фразеологизмы употребил неправильно. Не сломя уши, а сломя голову. Считаю не синиц, а ворон. Аппетит не ежовый, а волчий. Всё остальное он написал правильно: есть обращение, вступление, основная часть, заключение. Все части написаны с красной строки.


(Прочитать предложения с фразеологизмами: «Потом я сломя голову бегу в школу». Только иногда я «считаю ворон» на уроке и отвечаю невпопад. Когда я прихожу из школы, у меня бывает «волчий аппетит»).


Вывод: Использовать в письме слова, значения которых понятны адресату. Помнить, что фразеологизмы – это устойчивые выражения, значит нельзя их изменять.

- И ещё есть добрые традиции написания писем: - отвечать на ранее заданные вопросы; просить передавать приветы только близким людям; письмо заканчивать добрыми пожеланиями; писать разборчивым почерком, правильно писать адрес на конверте (всё показывается на 8 слайде).

Ещё два правила я предлагаю вам использовать для написания хорошего письма: 1) письма должны быть написаны от души, не наспех и для отписки, а по велению сердца, в них обязательно должны быть переданы чувства: радости или печали, гордости или восхищения, благодарности, сочувствия и т.д. Каждое такое письмо, в отличие от телефонных разговоров, надолго остаётся в памяти и обязательно является поучительным.

2) прежде, чем начать писать письмо, чтобы оно получилось красивым, надо продумать его мысленно, составить план (памятка на столе – приложение № 3.)


5. А сейчас попробуйте написать письмо своему другу с урока русского языка. После обращения к нему можете так и написать:

«..Пишу тебе на уроке русского языка. Мы сегодня…..и т. д.».

О чём можно написать с урока?

- О том, что делали на уроке, чему и как учились, как относились к работе, как себя ощущали в разных видах деятельности, как общались, работая в группах, и т. д.


Можете использовать наши традиционные слова: «Я понял… Я научился…

Мне было...».

Это письмо будет итогом работы, оно покажет, удалось ли достичь поставленную цель. Желаю успеха.

Пишут.

6. ПРОВЕРКА - рефлексия. Несколько человек зачитывают свои письма, все желающие высказывают своё мнение о качестве составления текста письма, о чувствах, которые хотели передать, и что испытывали сами.


Вывод: Мне кажется, что на первый раз получилось неплохо. А каково ваше мнение? (Рефлексия: высказываются о своих ощущениях, трудностях, удачах и др.) Мы продолжим работу по составлению красивых интересных писем, предназначенных разным людям на следующих уроках.

У нас остался ещё очень важный момент: научиться правильно писать адрес на конверте. Поэтому я предлагаю поинтересоваться в нашем почтовом отделении, в каких конвертах можно отправлять письма, какие марки наклеивать, и к следующему уроку развития речи принести чистый конверт с маркой. Дома на отдельном листе предлагаю написать небольшое письмо о своём любимом занятии в свободное время. Адресата выберите сами. Предлагаю памятку, которая поможет вам правильно проверить написанное, исправить грамматические ошибки (приложение № 4).

На следующем уроке развития речи мы напишем адрес на конверте, и вы сами можете опустить письмо в почтовый ящик. А почтальон доставит письмо вашему адресату на дом, в почтовый ящик указанной квартиры.


Всем спасибо за работу. Мне приятно было общаться с вами.









Приложение № 1.


Тексты для работы в парах.



Прочитайте внимательно три текста, вспомните и определите их вид, сравните тексты, выделите особенный текст и назовите особенности. Можно работать в парах. Используйте материал на стенде: 1) виды текстов.



1 текст. «Сегодня мы с дедушкой ходили в лес. Он очень изменился. На деревьях почти нет листьев. В лесу тихо, даже ветер не шумит. Наступила настоящая поздняя осень. Природа как будто задумалась, будто ждёт, когда мягкие хлопья снега укроют всю землю».



2 текст. «Мы до сих пор не уверены, что на других планетах нет жизни в тех или иных формах. Как раз это пытаются выяснить космические исследования. Но мы точно знаем. Какие условия нужны для существования жизни».



3 текст. «Здравствуй, Миша! Прошел уже целый месяц летних каникул. Целых четыре недели я ничего не делал, только отдыхал. А сегодня утром я почувствовал, что мне хочется сделать что-нибудь приятное для своей бабушки. И я, кажется, уже придумал. А ты как провёл первый месяц каникул? Ответь мне. До свидания. Твой друг Игорь».












Приложение № 2.


Тексты для работы в группах.


1 группа. Прочитай письмо, которое написал Саша Пете. Интересно ли читать такое письмо? Подумай, как можно исправить его, чтобы оно стало интересным?

Здравствуй, Пётр!


Твоё письмо получено и прочитано мною. На поставленные тобой вопросы отвечаю: В данный момент прохожу обучение в третьем классе. Успеваемость удовлетворительная, в связи с чем лишён удовольствия находиться на улице. Возможность нашей встречи следующим летом будет зависеть от воли моих родителей.

Прощай. Александр.



…………………………………………………………………………………………



2 группа. Прочитай письмо к учителю от бывшей ученицы. Какие ошибки допустила Наташа? Исправь допущенные ошибки, предложи свой вариант написания письма учителю.



Привет, Вера Петровна!

Я так много по вас скучаю, аж жуть! Классно было учиться на ваших уроках, здорово!

Они мне написали, и я прыгала до потолка. У меня всё хорошо. Я учусь хорошо. Хорошо, что вы меня учили два года.

Пока. Обнимаю крепко – ваша конфетка Натуся.





3 группа. Прочитайте внимательно Колино письмо, замените повторяющиеся слова.


Здравствуйте, бабушка и дедушка!

У меня всё хорошо, но я соскучился. Хотя жизнь у меня не скучная. Я хожу в школу, хожу в спортивную секцию, хожу на плавание, а потом занимаюсь английским языком. Когда мы летом ходили на речку, я не умел плавать. А теперь уже умею плавать. Я ещё хожу в гости к Мишке. Мишка ходит в гости ко мне. Я хочу, чтобы вы поскорее приехали.

Обнимаю вас. Ваш внук Коля.



………………………………………………………………………………………



4-я группа. Прочитайте внимательно письмо Люде. Подумайте, о чём забыла Зина? Исправьте текст письма.


Люда, здравствуй!

Я получила твоё письмо. Твоё письмо интересное. Наши мальчишки обыграли в футбол третий «Б». Ты не написала про учёбу. Я учусь хорошо. Я прочитала книгу Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Это очень интересная и смешная книга. Мы поздравили мальчишек. Мой любимый предмет – русский язык. Но наши мальчики только играют в футбол и забывают делать домашнюю работу. А как ваши ребята? Мы им помогаем. Ты приедешь ко мне на день рождения?

До свидания. Твоя подруга Зина.


5-я группа. Прочитайте внимательно письмо, которое написала Настя подруге Ане. Всё ли вам понятно в письме? Настя занимается в музыкальной школе, Аня музыкой не занимается. Исправьте Настины ошибки.


Здравствуй, Анечка!

Я так по тебе соскучилась! Спасибо за письмо. Я его читала и перечитывала. Ты пишешь очень интересно. Я тоже расскажу тебе, чем я занимаюсь.

Сейчас я уже во втором классе музыкальной школы. Выучила арпеджио, только иногда ошибаюсь на бемолях. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность. Я выучила фугу. Буду играть её на концерте. Мне купили новое платье. В нём буду выступать. До свидания. Пиши. Настя.

…………………………………………………………………………………………

6-я группа. Внимательно прочитайте письмо, адресованное Серёже. Подумайте, с какой целью автор письма включил в текст фразеологизмы? Правильно ли он их использует? Исправь допущенные ошибки.


Здравствуй, Серёжа!

Спасибо тебе за письмо. Я теперь знаю, как ты живёшь, как идут у тебя дела.

У меня сейчас хлопот полон рот. Я встаю ни свет ни заря и целый час делаю утреннюю гимнастику. Я хочу стать сильным, как мой старший брат. Потом я сломя уши бегу в школу. Мне нравится учиться. Я узнал много нового. Только иногда я считаю синиц на уроке и отвечаю невпопад.

Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я обедаю и начинаю делать уроки. А многие ребята целый день бьют баклуши, гоняют лодыря и ловят мух. Они тоже очень устают. Но мы находим время отдохнуть, только совсем немного. Старшие говорят: делу – время, потехе – час. Вот так я и живу. Теперь буду ждать письма от тебя. До свидания. Жму твою руку. Денис.

Приложение № 3.


План написания письма.

  1. Обдумываю содержание письма (о чём хочу написать).

  2. Выбираю вид основного текста (описание, рассуждение, повествование).

  3. Составляю план текста (последовательность изложения мыслей).

  4. Обдумываю слова-обращения.

  5. Продумываю вопросы и пожелания.

  6. Подбираю слова прощания.




………………………………………………………………………………………..


Приложение № 4.


Проверка написанного письма.


1. Перечитай текст целиком для проверки последовательности изложения

мыслей.

2. Перечитай слова, в написании которых сомневался и подбери

проверочные слова или посмотри в словаре.

3. Если нашёл ошибки, исправь их аккуратно, чисто.

4. Дай, по возможности, проверить взрослым, или заранее извинись за

возможные ошибки.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ