Конспект урока с презентацией "Одна и две буквы Н в прилагательных" 6 класс
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
«Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Овсянникова Галина Павловна,
учитель русского языка и литературы,
II квалификационной категории
ГБОУ лицей № 410
Пушкинского района Санкт – Петербурга
Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы (авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/сост. Е.И.Харитонова. – М.: Дрофа, 2010)
Урок русского языка в 6 классе (базовый уровень)
Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-открытие
Цели урока:
Образовательная: объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
Развивающая: развивать навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
Воспитывающая: воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.
Оборудование: презентация, «Журнал исследователя» (приложение № 1), цветные карандаши, цветные карточки для проведения рефлексии, техническое оборудование урока – компьютер, интерактивная доска, ноутбук.
Система оценивания – накопительная:
1 правильный полный ответ – 1 балл.
Верно выполненное задание в парах – 2 бала
(с одной/двумя ошибками – 1 балл).
Правильно выполненное индивидуальное задание – 3 балла (с одной ошибкой – 2 балла, с двумя ошибками – 1 балл).
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:
«5» - 5-6 баллов;
«4» - 4-3 балла;
«3» – 2 балла.
Ход урока
Этап урока
(цели этапа)
Содержание
Методы, приемы, технологии
Деятельность учащихся
Примерный регламент
Прогнозируемые результаты
Организация начала занятия
(Подготовить учащихся к работе на занятии)
Приветствие. Представление учителя.
Создать добрую атмосферу.
Перечислить принадлежности для урока, озвучить систему оценивая.
Приветствие учителя.
Накопительная балловая система.
Презентация, слайд 1,2
Проверяют необходимые принадлежности к уроку.
1
Настроились на работу.
Подготовка к основному этапу занятия
(Обеспечить готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, мотивацию при проектировании учащимися:
целей,
задач учебно-познавательной деятельности,
актуализации опорных знаний и умений,
возможных затруднений и способов их преодоления)
1. Ребята, что такое «открытие»?
Хотели бы вы сами попробовать совершить открытие?
2. Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих исследователей-языковедов, готовящихся к настоящему открытию. На уроке мы не будем пользоваться учебником, а записи будем вести в специальных «журналах», заполните графы: «фамилия, имя», поставьте дату исследования.
3. Поразительное лингвистическое открытие можно сделать, даже ответив на такой вопрос «Почему хлопья – овсяНые, а учитель – ОвсяННикова»?
Думаю, к концу урока мы сможем совместно ответить на этот вопрос.
4. Повторение темы «Способы словообразования прилагательных».
- Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.
- Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные.
Лебединый – лебедь (-ин-)
Кожаный – кожа (-ан-)
Глиняный – глина (-ян-)
Традиционный – традиция (-онн-)
Клюквенный – клюква (-енн-)
Каменный – камень (-н-)
Старинный – старина (-н-)
Презентация,
слайд 3.
Фронтальный опрос.
Проблемный вопрос.
Презентация,
слайд 4.
Фронтальный опрос.
Работа в парах.
Презентация,
слайд 5,6.
Отвечают на вопросы.
Делают записи в журналах.
Попарно обсуждают способы образования, определяют суффиксы
прилагательных, делают записи.
7
Получили справку о лексическом значении слова «Открытие».
Парное обсуждение способов образования данных прилагательных, в результате которого учащиеся устанавливают связь между суффиксальным способом словообразования прилагательных от существительных иправила написани букв Н и НН в суффиксах.
Постановка целей, задач учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений через проблемную ситуацию и вопросы.
(Обеспечить самостоятельность учащихся в определении цели урока).
1. - Итак, каким способом образованы все эти слова?
- От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?
- Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?
- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования.
- Какова цель нашего исследования?
Проблемный вопрос
Презентация,
слайд 6,7.
Суффиксальный
От существительных
Есть Н-НН
Записывают тему в «журнал».
3
Самостоятельно определяют тему и цели урока, мотивируя тем самым себя на восприятие материала.
Усвоение и повторение новых знаний и способов действий
(Обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения с учётом возрастных особенностей школьников и применения интерактивных форм обучения). Возможные затруднения и способ их преодоления
(Построить проект выхода из затруднений).
1. - Посмотрите ещё раз на слова.
- Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?
- Для удобства я объединила слова в группы. Посмотрите на эти группы.
2. - А сейчас посмотрите на следующую группу слов.
- Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему?
- Что в них особенного?
- Как можно назвать эту группу слов?
3. - Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке.
- Обратите внимание, что в таблице есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.
- Найдите их и сделайте новое открытие.
Почему в этих словах пишется Н?
- Выделите в словах таблицы суффиксы и корни.
Презентация,
слайд 8.
Групповая работа.
Презентация, слайд 9.
Групповая работа.
Презентация, слайд 10.
Опорная таблица в «журнале».
Отвечают на вопросы, делают вывод о правиле.
Делают вывод о словах-исключениях.
Делают вывод о том, что в некоторых словах буква н, входит в состав корня или другого суффикса, делают записи в журнале.
8
Анализируя представленные слова, выходят на правила написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.
Закрепление знаний и способов действий. (Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала на репродуктивном уровне, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция в атмосфере взаимопонимания и успеха).
1. – Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.
исти…ый
маши…ый
производстве…ый
стекля…ый
безветре…ый
пусты…ый
станцио…ый
глиня…ый
лу…ый
бараба…ый
овсяный
2. Проверьте качество вашей совместной работы, оцените себя.
3. Вернемся к вопросу, который был задан в начале нашего урока.
«Почему хлопья – овсяНые, а учитель – ОвсяННикова»?
Работа в парах.
Презентация, слайд 11.
Презентация, слайд 12,13.
Презентация, слайд 14.
Проблемный вопрос.
Делают записи в «журнале».
Проверяют по образцу.
Рассуждают о способе образования прилагательного «овсяный» (овес+ -ян-) и фамилии «Овсянникова» (овсянник овсян(ый) + -ник-)
5
Принимают участие в парной дискуссии, выходя на правильное написание представленных слов.
Принимают участие в групповой дискуссии, выходя на новый практический уровень в понимании важности заявленной темы.
Контроль и самопроверка знаний
(Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, их коррекция).
1. - Ребята, в ваших «журналах» есть бланк для «цветного диктанта». Слушайте внимательно те слова, которые я буду диктовать, если в слове пишется н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если нн – красным.
Ледяная скульптура
Былинный богатырь
Деревянный стол
Ржаной хлеб
Румяное яблоко
Авиационный полет
Клюквенный сок
Кожаная куртка
2. – Проверьте и оцените себя.
«Цветной диктант».
Индивидуальная работа.
Презентация, слайд 15.
Презентация, слайд 16.
Выполняют записи в «журнале».
Проверяют по образцу.
4
Делают вывод о собственном уровне усвоения темы.
Подведение итогов занятия
(Дать анализ и оценку успешности достижения).
1. Похвалить детей за общую работу, выразить благодарность, оценить продуктивность.
2. Ребята, с помощью бланка «Рефлексия» и цветных карточек оцените, как вам работалось на уроке, был ли урок полезным, интересным для вас. («Зеленый цвет» означает «мне было комфортно работать», «я понял изучаемый материал полностью», «синий цвет» - «мне что-то мешало, я отвлекался», «при изучении темы возникли трудности, остались непонятные моменты», «красный цвет» - «я устал, было неинтересно», «я почти не понял изучаемую тему»).
Оценка учителя.
3. Порой даже в обыденном можно увидеть что-то удивительное и сделать маленькое открытие. Ребята, я желаю вам, чтоб вы не останавливались на достигнутых результатах, пусть ваше трудолюбие и терпение в учении принесет вам множество новых успехов и находок. Помните слова французского писателя Анатоля Франса: «Любознательность создает ученых и поэтов».
Оценки за урок по системе накопления.
Презентация, слайд 17.
Рефлексия
Презентация, слайд 18.
Презентация, слайд 19.
Презентация, слайд 20
Подсчитывают баллы, выводят собственную оценку.
Сигнализируют цветовыми карточками
3
Демонстрируют субъективное отношение к материалу урока и степень удовлетворённости уроком.
Список использованной литературы:
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
Русский язык. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009
Уроки русского языка в 6 классе: поурочные планы по программе М. М. Разумовской./сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ