Конспект урока "Употребление обращений" 8 Класс

Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока: «Употребление обращений».



Задачи урока: закрепить знания об обращениях и знаках препинания при них, совершенствовать умение применять эти знания на письме;

тренировать учащихся в правильном употреблении обращений в устной и письменной речи;

совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

развитие речевых умений учащихся (в устной и письменной форме) при составлении предложений с обращениями;

воспитание культуры речи учащихся, интереса к родному языку, воспитание коммуникабельности.



Оборудование:

1.Учебник «Русский язык, 8 класс», 2010год, авторы – Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.

2.Карточки для индивидуальной работы по орфографии.

3.Карточки для самостоятельной работы по разбору словосочетания.

4.Опросные листы учащихся с вопросами по теме «Обращения».

5.Карточки - задания для групповой работы.



Ход урока.



1.Организационный момент. Целеполагание.

2.Работа по повторению ранее изученного.

1).Повторение орфографии (индивидуальные задания по карточкам для 2учащихся).

Карточка №1.

Посоветуйте так(же) поступать; за(то) останет(?)ся время; это трудно, за(то) полезно; за(то) время, которое вы потратите; полезно так(же) заучивать стихи; выполнять (в)течени(е,и) дня; заметить (в)течени(е,и) реки.

Карточка №2.

С..кретарь, л..гендарный, об..лиск, д..легат, к..ндидат, ф..нтазия, ..ттестат, т..лантливый, тр..диция, пр..датель, пр..вилегия, пр..оритет, пр..зидент, пр..следовать, пье(с,сс)а, коми(с,сс)ия, режи(с,сс)ёр, конгре(с,сс), реп..тиция, ф..стиваль.

2).Повторение синтаксиса:

А) самостоятельная работа по синтаксическому разбору предложения у доски ( разобрать предложение, построить схему, дать характеристику предложению).

Родная мать отец-старик

Привет сыновний свой

Вам шлёт меньшой из пятерых

По почте полевой. (Твардовский А.Т.)

Б) самостоятельная работа по разбору словосочетаний (выписать из данных предложений словосочетания и сделать их разбор).

1) Сыпь ты, черёмуха, снегом. 2) Пой, гармоника, вьюге назло. 3) Про родимый край, баян, сыграй.

3)Повторение изученного по обращению «Кросс-опрос» (коллективная устная работа на определение уровня сформированности у учащихся необходимых теоретических знаний по теме урока – ученики задают друг другу вопросы и дают на них ответы опираясь на опросные листы, приготовленные дома, при необходимости исправляя и дополняя высказывания), например:

- Что такое обращение?

- Для чего служит обращение?

- Что такое распространённые обращения? Какие обращения называются нераспространёнными?

- Какие знаки препинания ставятся при обращении?

- Каким членом предложения является обращение?

4)Коллективная работа – диктант «Узнайте автора и произведение». Задание: написать предложения, определить автора и название произведения, объяснить знаки препинания, построить схемы предложений.

1. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. 2.Скажи, болван, чем ты оправдаешься? 3.Ах, Мати Божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка? 4.Любезная Софья! Скажи мне, каким случаем здесь нахожу тебя?

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».

5)Проверка самостоятельной работы по синтаксису (разбор предложения у доски, в том числе схема и характеристика предложения; разбор словосочетаний по заданию на карточке, в том числе вид словосочетания по характеру главного слова и вид подчинительной связи в словосочетании).

6)Работа по теме урока - знакомство с теоретическими сведениями учебника по теме «Употребление обращений» (п.58, с.170-172, учебник Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской) .

7)Закрепление материала – выполнение упражнений учебника №349, №350 (устная коллективная работа).

8)Работа в группах по анализу предложений с обращениями. Каждая группа получает свою карточку с текстами и работает по следующему плану (план написан на доске):

- найдите обращения, расставьте знаки препинания,

- выясните значение обращений (собственное имя, название лица по общественному положению, по профессии, по возрасту, по родству и т.д.),

- определите способы выражения обращений,

- определите роль обращений в тексте ( повышение выразительности речи, характеристика адресата речи, выражение отношения к адресату речи).

Карточка для 1 группы.

1)Соседушка мой свет! Пожалуйста, покушай. (Кр.) 2)Ты что же молодчик оброка не платишь? (С.-Щ.) 3)Звезда печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. (П.)

Карточка для 2 группы.

1)Сергей Сергеич это вы ли? (Гр.) 2)Сияй сияй прощальный свет любви последней, любви вечерней! (Тютч.) 3)Я и не отговариваюсь тётушка. (Т.)

Карточка для 3 группы.

1)Запылись ты путь-дороженька! (К.) 2)Да неужели вам мало ненасытный вы этакий! (Дост.) 3)А ты уж и рад скотина сейчас пересказывать мне всё это. (Г.)

9)Самостоятельная работа (письменно). Задание: составить предложения, в которых данные на доске слова и словосочетания выполняли бы функцию обращения; определить, в какой речевой ситуации вы их используете.

-Господин, Вань, уважаемый Михаил Иванович, друзья мои, голубушка.

10)Проверка письменной самостоятельной работы (выборочно прослушать получившиеся у учащихся предложения и проверить постановку знаков препинания при обращении).

11)Итоги урока.

- Что такое обращение?

- Каковы правила пунктуации при обращении?

- Что вы запомнили про употребление обращений?

-Какие этикетные формы обращения в официальной обстановке вы знаете?

- В чём состоит особенность обращений у иностранцев?

12) Домашнее задание: п.58 учебника, упр.358 или 359 или 360 (на выбор) или составить диалог (письменно) по одной из указанных тем, используя в нём обращения, соответствующие речевой ситуации, указанной в теме (возможные темы: «Семья за ужином», «На школьной перемене», «Разговор в кабинете директора»).

























-







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ