Конспект урока "Золотой ключик" 5 Класс



Лингвистическая игра - путешествие для 5-х классов «Золотой ключик»

Цели проведения игры:

  1. Развитие интереса к изучаемому предмету.

  2. Активизация пройденного ранее материала по русскому языку и литературе.

  3. Расширение кругозора участников игры.



Задачи:

1.Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых ситуаций.

2. Развитие инициативы детей.

3.Развитие детского коллектива.



Ход игры.

В процессе подготовки к игре задействованы старшеклассники. Они помогают в оформлении зала, где проводится игра, составляют маршрутный лист для каждой команды, опрашивают и оценивают игроков, участвуют в награждении победителей.

Перед игрой формируется команда игроков из пятиклассников, выбирается название команды, капитан (удачное название команды может быть оценено дополнительным баллом). Составляется и вручается капитану маршрутный лист для каждой команды, где указан маршрут и последовательность посещаемых командой станций. За каждую удачно пройденную станцию команде вручается вырезанный из картона золотой ключик. В игре побеждает команда, набравшая большее количество золотых ключиков.









Ведущий:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались, чтобы сыграть в игру «Золотой ключик». Для всех нас золотой ключик связан с любимым героем нашего детства – деревянным мальчиком Буратино. Золотым ключиком Буратино открыл потайную дверь и нашёл там счастье для себя и своих друзей. Правда, он часто попадал впросак, а всё потому , что не хотел учиться и вместо школы попал в страну дураков. Ну а вы – сегодняшние игроки – охотники за золотыми ключиками – люди образованные, уже начальную школу закончили. Вперёд, добывать золотые ключики , открывающими дверь в страну знаний. А помогут вам в этом знания по русскому языку и литературе и крепкая дружба.

Звучит песня Г. Гладкова «Про русский язык». Командам раздаются маршрутные листы, и команды отправляются в путь. Станции располагаются в актовом зале, свободных кабинетах, рекреации и других школьных помещениях.

























  1. Станция «Загадочная»

Отгадать загадки.

  1. Сам не бежит, стоять не велит (Мороз)

  2. Режут – терплю, разбивают – терплю, и за всё добром плачу (Земля)

  3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (Яма)

  4. Жидко, а не вода, бело, а не снег (Молоко)

  5. Весной веселит, зимой холодит, осенью питает, зимой согревает (Лес)

  6. Не зверь, не птица, а нос ,как спица (Комар)

  7. Когда ненастье, он гуляет, а в ясный день в углу стоит (Зонтик)

  8. В этом домике жильцы – все умелые пловцы (Аквариум)



  1. Королевство « Сказка»

Соотнесите названия сказочных элементов с примерами.(Правильно соединить 2 половины разрезанной пополам карточки)



Долго ли, коротко ли.



В некотором царстве, в некотором государстве.



Добрый конь, молодецкий посвист, чудище поганое.



Три сына, три желания, три поединка.



Честным пирком да за свадебку.



Зачин.



Присказка.



Постоянные эпитеты.



Троекратные повторы.



Концовка.



Ответьте на вопросы по содержанию сказок.

  1. Во что завернул Иван-царевич свою невесту, когда нёс её из болота?

  2. Как Василиса Премудрая украсила свой каравай хлеба?

  3. Что Василиса Премудрая прятала на пиру у царя в своём правом и левом рукаве?

  4. На чём Иван-царевич вернулся с женой из царства Кощея?

  5. С кем прибыло на Калинов мост чудо-юдо?

  6. Куда сложил Иван отрубленные головы чуда-юда?

  7. Сколько крыльев было у коня чуда-юда на 3 поединке с Иваном?

  8. Что бросил Иван на избушку, чтобы разбудить братьев?

  9. Сколько соли бросили в пасть матери-змеихе?



  1. Гора «Олимп».

Вы знаете, что некоторые выражения имеют название «крылатые». Многие дошли до наших дней из Древней Греции. Объясните, как вы понимаете данные выражения.



1.Ахиллесова пята (Уязвимое место)



2.Рог изобилия (Множество вкусных вещей, которые никогда не иссякают)



3.Яблоко раздора (Предмет ссоры)



4.Канул в лету (Пропал, исчез, забыт)



5.Нить Ариадны (Возможность выйти из затруднительного положения)



6. Ящик Пандоры (Источник всяких бед)



  1. Остров Антиподов.



Вы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые понимают каждое слово с точностью до наоборот. Например, такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле - означает известную русскую пословицу: Без труда не выловишь рыбку из пруда. Итак, вам надо заняться переводом на наш родной язык известных пословиц. (Фразы написаны на карточках)



1.Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.



2.Идёт юноша из светлицы и хвост под домом.



3.Ненавидишь гулять пешком, ненавидь и велосипед толкать.



4.Упала тыква – можно выплюнуть.



Ответы:1.Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. 2.Сидит девица в темнице, а коса на улице. 3. Любишь кататься – люби и саночки возить. 4. Висит груша – нельзя скушать.





5. Магазин.



Наверное, вы проголодались в пути. Пришло время подкрепиться. В нашем магазине вы можете «купить» продукты, название которых обозначается именем существительным, употребляемом только в единственном или только во множественном числе. Победит тот, у кого окажется больше правильных «Продуктов». Но учтите, ходить по нашему магазину можно только 2 минуты. ( На столе разложены карточки с изображением продуктов)



Примерный перечень продуктов:



Капуста Дрожжи Конфеты



Молоко Свёкла Сахар



Колбаса Морковь Макароны







  1. Капитанский мостик



Конкурс капитанов. Из букв предложенного слова составить как можно больше новых слов. Дополнительный ключик получает команда, чей капитан составит больше всего слов за определённое время.



  1. Озеро «Глубокое»



В нашем озере водится много рыбы. Чтобы поймать рыбку, надо вспомнить пословицу. Кто поймает больше рыбок, тот и молодец. (Игра проводится на основе детской настольной игры с магнитиками). На спине у каждой рыбки наклеена этикетка с началом пословицы. Игрокам надо вспомнить всю пословицу.



Примерный перечень пословиц:



1.Что посеешь…

2.Без труда…

3.Кончил дело…

4.Волков бояться…

5.С кем поведёшься…

6.Как аукнется…

7.За двумя зайцами погонишься…

8.Тяжело в учении…

9.Любишь кататься…

10 . Учение – свет…

11.Делу - время, а потехе-…

12. Ученье и труд…

13. Век живи-….

14. Грамоте учиться-…



  1. Станция «Конечная»

Пока собираются команды и подводятся итоги соревнований, команде задаются дополнительные вопросы. Проводится конкурс шуточных вопросов и шарад, приносящий команде дополнительный Золотой ключик. В качестве главного приза команда – победительница получает красиво упакованный мешочек с конфетами «Золотой ключик», которыми угощает все остальные команды.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ