Конспект урока-исследования по русскому языку во 2 классе по теме: «Антонимы»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№7

города Донецка Ростовской области






Конспект урока-исследования по русскому языку
во 2 классе

«Антонимы»



подготовила

учитель начальных классов

Белова Ирина Петровна





г. Донецк
2014



ОУ

МБОУ СОШ №7 г. Донецк, Ростовская область

Учитель

Белова Ирина Петровна

УМК

Начальная школа 21 века

Класс

2

Урок

Русский язык

Тема

"Антонимы"

Цель

Задачи







УУД


формирование понятия «антонимы»

-положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи;

- в процессе работы прийти к выводу, что

антонимы являются одной частью речи

- способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

- развивать устную речь;

- обогащать словарный запас;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

Личностные УУД:

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им


Планируемый результат

Знать:

- названия слов с противоположным значением - антонимов;

Уметь:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы слов: синонимов и антонимов;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.


Основные понятия

Антонимы, синонимы

Метапредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, математика, физическая культура

Ресурсы:

- основные


-дополнительные

Учебник часть 2 Русский язык . «Начальная школа xxi века»

- -


Введенская., Словарь антонимов, Москва, ООО «Издательство «ЭЛПИС», 2003, интерактивная доска

Условные обозначения

!?C:\Users\Windows\Desktop\картинки школа и эмоции\1267605825_sryos5.jpg C:\Users\Windows\Desktop\картинки школа и эмоции\1267633198_ris4.jpg


Формы работы

Фронтальная, групповая






Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД

  1. Организационный момент













II . Актуализация знаний






















Проверка домашнего задания.





Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я, урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.

Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!


Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:


Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

  1. - В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Работать мы сейчас начнем

И сами до всего дойдем.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно.



- Для чего нужны слова?



- Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке?



-Какие слова называются синонимами?




- Приведите примеры синонимов, которые являются именами существительными.


- Приведите примеры синонимов, которые являются именами прилагательными.


- Приведите примеры синонимов, которые являются глаголами.























Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!













- С помощью слов мы общаемся.



- На прошлом уроке мы изучали синонимы.



Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением.



- Алфавит – азбука, огонь – пламя, дорога - путь, метель – вьюга.




- Красный – алый, волшебный – чудесный.


- Прыгать – скакать, бросать – кидать, бежать – мчаться

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя



Подготовка к формулированию темы урока














Учитель: -Ребята, посмотрите на картинки, давайте их сравним.

- Какое время суток изображено на первой картинке? .. на второй?

- Глядя на выражение лица, скажите какой первый клоун, второй клоун?



Что делает первый клоун? Второй?

Выберите синонимы.

Почему вы не можете это сделать?

Что объединяет эти пары слов?







Ночь- день



Грустный – весёлый



Выходит – заходит



Их там нет

Эти слова противоположные по значению.


  1. Постановка темы и целей урока

Какова же тема нашего урока?



Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?






Какие знания и умения нам пригодятся?

Слова с противоположным значением.

Узнавать, как называются эти слова.

Где встречаются слова?

Зачем они нужны?

На какие вопросы отвечают?

Какой частью речи являются?

Нам понадобятся умения писать, умение писать с «окошками», умение работать в группе.


  1. Открытие детьми нового знания

Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

Работа со словарём.

Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Что будет предметом нашего исследования? -Верно, предметом нашего исследования будут слова с противоположными значениями.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – три группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Будь внимательным.

5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

6. Говори только по делу.

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Итак, приступим.
















Слова с противоположными значениями
































Сообщение темы

1. Исследование«Как называются слова с противоположными значениями?»

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо к данным словам добрать слова с противоположным значением.

Пассивный - активный

Высокий – низкий

Мягкий – твёрдый

Подниматься –опускаться

Направо - налево

Неинтересный – интересный

Большой – маленький

Молодцы!


Посмотрите на вертикальные буквы, как же называются слова с противоположным значением?

Так какая же тема нашего урока?


Вывод:

АНТОНИМЫ

Слова с противоположным значением


Минус-плюс, огонь-вода,
Дерзкий осторожный,
Все антонимы всегда противоположны.


Из истории:

Слово антоним состоит из двух частей: «анти» - приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название.























Антонимы

Антонимы

















  1. Изучение нового

  1. Исследование

- На какой вопрос отвечают в паре?

- Какой частью речи являются в паре?

Для этого подберём антонимы к словам, вопросы, определимкакой частью речи являются в парах. У вас на столах есть спасательные круги, если вам нужна помощь, можете обратиться к ним.



1группа

Шум-тишина
дружба-вражда

Здоровье-болезнь



2 группа

Длинный-короткий

Редкий-частый

Холодный-тёплый



3 группа

Строить-ломать

Вносить-выносить

Поджигать-тушить



- Какие слова подобрали? (1 гр., 2 гр.,3гр.)

- какую букву вставили, почему?

- На какие вопросы отвечают слова?

- Что можем сказать о вопросах в паре слов, они какие (одним словом)?

Вывод:

Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи.



  1. Физминутка

А сейчас все дружно встали,
Отдохнём как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись.

Руки вверх, руки в бок

И на месте скок да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы ребятишки!
Встали, сели, встали, сели

И друг друга не задели!



Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте.

3. Исследование«Для чего в речи нужны антонимы?»

Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения:


1.
Слон большой, а мышка маленькая.

2.Зимой погода холодная, а летом тёплая.

3.Работать трудно, а отдыхать легко.


- Представьте нашу речь без антонимов. Какая бы она была?
- Зачем же нужны антонимы?


- Действительно антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.


Вывод:

делают нашу речь более яркой и выразительной.













Скудная, неинтересная.


Они делают нашу речь богаче, красивее.



  1. Наблюдение за тем, где встречаются антонимы

4. Исследование «Где встречаются антонимы?»

- Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами?

1 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках математики.




2 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира.



3 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры.


- Назовите антонимы.

- А на уроках литературы мы изучаем разные жанры художественных произведений. Встречаются ли там антонимы? Как вы думаете?


1 гр. Найдите антонимы в пословицах.


Знай больше, а говори меньше.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

2 гр. Найдите антонимы в отрывках из басен и стихов.


  1. М. Дудин

Тары-бары

Тары-бары
Растабары.
Сказки старые
не стары.
Новые не старятся,
Старые – останутся.


  1. И Крылов

Лебедь, Щука и Рак.

Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.


3 гр. Найдите антонимы в загадках.


В полотняной стране 
По реке простыне 
Плывет пароход, 
То
назад, то вперед
А за ним такая гладь, 
Ни морщинки не видать. (Утюг)


Днём спит,
Ночью летает,
И прохожих пугает. (Сова)










Плюс-минус, умножить-разделить, больше – меньше, сложение, вычитание.

Живая- неживая, дикие- домашние, расцветают- отцветают.



Старт-финиш, вверх-вниз, быстро- медленно.











Работа со словарем антонимов.

- Всегда ли вам было просто подбирать антонимы?


- Что же делать в случае затруднения? (спросить у

взрослых, посмотреть в словаре)


- Рассмотрите, полистайте. Сколько слов в словаре?

Сможете воспользоваться его подсказками?

Работа в группах. Знакомство со словарем антонимов.



6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ 




























Рефлексия


- Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать. Возьмите карточку с тестом, выполните задания. 

































Рефлексия


) Проверка. Что будем проверять? Как будем проверять?

(Буду слушать ответ товарища, и сравнивать со своей записью в тетради)

Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно выписали антонимы, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ?

После проверки.

У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:

!! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.

!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе антонимов.

?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.

?? – Сомневался в правильности и на самом деле нашёл антонимы неверно.


Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно выписали антонимы, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ?

Проверка по образцу (Слайд 17)


После проверки.

У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:

!! Был уверен в правильности , и работа выполнена верно.

!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе антонимов..

?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.

?? – Сомневался в правильности и на самом деле нашёл антонимы неверно.


11. Итог урока.

- С каким новым понятием познакомились на уроке?

Какие слова называют антонимами?

На какой вопрос отвечают антонимы?

Где встречаемся с антонимами?

-Зачем нужны антонимы?




А вот прощальная игра…

Нам книгу закрывать пора;

Мы всё надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь («низко»).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты («нашёл»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)!

12. Рефлексия. (Слайд 18)


- Возьмите у себя в конвертах рисунки котиков.

- Какой первый котик по выражению лица ? а второй?

-Пользуйтесь антонимами: грустный и весёлый оцените работу на уроке











  • C:\Users\Windows\Desktop\1267605825_sryos5.jpgВы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим.

C:\Users\Windows\Desktop\1267633290_ris6.jpg Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно и вы нуждаетесь в помощи.




13. Домашнее задание:(Слайд 19.)

1. стр. 60 правило; стр.61 упр. 4


Я проверю ваши тесты и выставлю вам оценки.

Спасибо за урок.

Желаю вам успехов в освоении этой темы.







ТЕСТ

1) Найди неверно составленную пару антонимов.

трудолюбивый – ленивый   

справа – слева                         

светлый - темнота

2) Найди однокоренные антонимы.

правда - ложь                        

счастье – несчастье

друг -  враг

3)  Найди слово, которое не имеет антонима.

 вход                                                      

рука                                                    

худой  

4) Вставь подходящий по смыслу антоним.

Хороша верёвка длинная, а речь … 

Знай больше, а говори …  .




Учащиеся контролируют уровень усвоения нового материала.

 

 

 

Выполнение теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся проводят самоанализ по результатам теста и прогнозируют план следующего урока. 

Список использованной литературы


  1. 1. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя - М.: Просвещение, 1984.

  2. Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык. 2 класс. Ч.2. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2011.

  3. Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана- Граф, 2008.

  4. Иванов С. В., Кузнецова М. И. Русский язык: Комментарии к урокам:2 класс.- М.: Вентана- Граф, 2008. .

  5. Казачкова С.П. Требование стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2012.

  6. Остроумов А.В. Почему занятия по русскому языку могут быть интересными. - М.: ЭКСМО, 2012.

  7. Русский язык после уроков: стандарты второго поколения/ Э.Н. Петляков, С.Н. Подгорная. – Ростов н/Д; Фениск, 2011.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. Интернет ресурс www.yandex.ru



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ