Местоимение как часть речи

Тема: Местоимение как часть речи

Цель и задачи: Формировать знания учащихся о местоимении как части речи;

  1. Познакомить с личными местоимениями и особенностями склонения местоимения в единственные и множественные числа. Обратить внимание на склонение местоимения «Вы» ; правописание местоимения с предлогами.

  2. Развивать диалогическую и монологическую речь, память, творческое воображение.

  3. Воспитывать чувство добра, чуткости, взаимопомощи, аккуратности.

Методы обучения: Наглядный , словесный, практический.

Формы обучения: Индивидуальная; в паре.

Оборудование: Блок - схема, карточки с текстами, ребусы, тесты.

Ход урока: Девиз урока «я, ты, он, она – вместе дружная семья»

I. Организационный момент.

- Поприветствуйте ребята гостей, улыбнитесь друг другу веселей.

- Сегодня у нас будет необычный урок, урок – игра. В этой игре, я уверенна вы будете « эрудитами». Игра будет проводиться в форме конкурсов, в которых мы проверим ваши знания. Девиз нашего урока « Я, ты,он, она – вместе дружная семья». И мы разделились на небольшие семейки – команды. У каждой команды есть свое настроение:

1 команда – «Указывает»

2 команда – «Не называет»

3 команда – «Обозначает»

- Названия команд необычные, но они и девиз нашего урока подскажут вам, о какой части речи мы будем говорить.

- Догадались, о чем будут конкурсы. (о части речи - местоимение) Зачитать этапы конкурсов с доски.

- Задания, данные в конкурсах, будет проверять комиссия, в составе Кульзиры Калиевны и Ирины Анатольевны.

II. – И так начнем!

1 конкурс « Ассоциация» (1 слайд)

Подобрать ассоциации к слову «Местоимения» (комиссия засчитывает количество слов каждой команды)

2 конкурс «Домашнее задание» (2 слайд)

Прочитать составленное стихотворение о местоимение





3 конкурс «Просклоняй местоимение» (3 слайд)

У доски один участник команды склоняют местоимения. Дать характеристику местоимениям.

«Указывает» - они

«Не называет» - ты

«Обозначает» - мы

4 конкурс « Найдите местоимения» (4 слайд)

Раздать тексты, выписать местоимения, определить падеж и лицо местоимения.

III. Минута отдыха (разгадывание ребусов)

  1. Прочитай это слово. Оно очень важное для каждого и вас. 7 + Я (семья)

  2. К какому местоимению надо добавить слог – ЛО, чтобы получилось моющее средство? (мыло)

  3. За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из пароды грызунов? (заяц)

Сценка «На огороде»

Зашел как – то маленький лягушонок на огород и увидел тыкву.

- Какая большая лягушка, - подумал лягушонок, - а может и не лягушка вовсе.

- Я – ква, а ты – ква ? – спросил лягушонок. Молчит тыква

- Ты ква? Сново спросил лягушонок.

Подлетел воробей и сказал:

- Да тыква это, тыква! Не видишь что ли?

Какое местоимение спряталось в этой сценке?


5 конкурс «Замени существительное»

Местоимение живет в своем имении , оно очень удивительное, и заменяет существительное. (Раздать тексты каждой команде. Над существительными запишите местоимения)

IV. 6. Тесты.

7. Дополнительное задание:

Заполнить таблицу

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Не называет предмет, а только указывает на него

Местоимение















- Дописать местоимения к каждому лицу, составить предложения с этими местоимениями.

V. Итог: На какую часть речи даны все задания в конкурсах?

- А теперь подведем итог о местоимении по блок – схеме:

  1. Местоимение – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что?, указывает на предмет, но не называет его.

  2. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

  3. Имеют № лица и два числа (единственное и множественное).

  4. К местоимению 1 лица относятся местоимения

  • Единственного числа – Я

  • Множественного числа – мы

К местоимению 2 лица относятся местоимения

  • Единственного числа – ты

  • Множественного числа – вы

К местоимению 3 лица относятся местоимения

  • Единственного числа – он, она, оно

  • Множественного числа – они

  1. Местоимения 3 лица изменяются по родам. После предлогов у местоимения 3 лица пишется Н.

  2. Личное местоимение в косвенном падеже выполняет функцию дополнения и в Именительном падеже является подлежащим.

VI. Выставление оценок.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ