Методическая разработка "Работа с текстом на уроках русского языка" 10 классе



РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ Г.А. БОГДАНОВОЙ

(с использованием технологии развития критического мышления)





Учитель: Грибанова Т.А.























МБОУ Гимназия №5

2012 г

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МАСТЕР-КЛАССА


Цель: передача преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления на примере анализа текста.

Задача мастер-класса:

  • Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

  • Распространение педагогического опыта.

Методические цели:

  • Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

  • Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

  • Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности


Один из методов системно-деятельностного обучения по учебнику Г.А. Богдановой в 10 классе является технология развития критического мышления (далее РКМЧП). Одним из наглядных приемов технологии РКМЧП – построение кластера.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.












Данная технология позволяет не только разнообразить урок, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • Формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлективность, осознанность, альтернативность);

  • Развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);

  • Формирование культуры чтения и письма;

  • Формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

  • Запуск механизмов самообразования и самоорганизации.


КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (КМ)


  • Естественный способ взаимодействия с идеями и информацией;

  • Разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить;

  • Особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения;

  • Отправная точка для развития творческого мышления;

  • Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации.

Критическое мышление имеет 5 характеристик:

  • Во-первых – это мышление самостоятельное

  • Во-вторых – это мышление обобщенное

  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

  • В четвертых – это мышление аргументированное

  • В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Критический мыслитель:

  • Формирует собственное мнение;

  • Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;

  • Решает проблемы;

  • Аргументировано спорит;

  • Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение;

  • Умеет ценить чужую точку зрения и осознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Формы и средства развития КМ:

  • Сбор данных;

  • Анализ текстов;

  • Сопоставление альтернативных точек зрения
    коллективное обсуждение;

  • Разные виды парной и групповой работы;

  • Дебаты, дискуссии, публикации письменных работ учащихся.

Основные умения: чтение и письмо

Чтение для развития КМ

На наших уроках мы работаем с двумя основными типами текстов - информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии, в основном, одинаково "работают" на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном - определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.

  • Ориентироваться в источниках информации

  • Пользоваться разными стратегиями чтения

  • Адекватно понимать прочитанное

  • Сортировать информацию с точки зрения ее важности

  • Критически оценивать новые знания

  • Делать выводы

Письмо для развития КМ

Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и "разбудить сознание".

Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает ее записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, еще более интересная.

Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем больше.

Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают "читать как писатели" и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.

При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность.


Базовая модель РКМЧП

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  • Фаза вызова (evocation)

  • Фаза реализации смысла (realization of meaning)

  • Фаза рефлексии (reflection)


Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Приемы работы по ТРКМЧП, наиболее успешно используемые учителями. Их несколько групп. Просмотрит в опорном материале информацию о приемах и скажите, какие из них вы используете, не предполагая, что они относятся к ТРКМЧП.

Приемы восприятия информации:

«Знаю – хочу узнать – узнал» (работа с таблицей);

«Продвинутая лекция» (заполняется первая графа таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, кратко записывает новую информацию);

«Зигзаг» (члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга).

Прогнозирование:

«Верные – неверные утверждения» (на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме; дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая);

Прогнозирование (прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэт, прогнозирование по фотографии)



Работа с текстом:

«Чтение с остановками» (чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании текста, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из их предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы);

«Чтение с пометками «INSERT» (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы);

«Двойной дневник» (по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали);

«Составление кластера» (кластер – графический систематизатор, схема).


Приемы, развивающие умение задавать вопросы:

приемы «Толстые и тонкие вопросы» («тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать);

«Мозаика» (класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста).

«Ромашка Блума»:

  • Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти;

  • Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»;

  • Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?);

  • Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке;

  • Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»;
    Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Творческая интерпретация информации:

прием «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо», когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими);

«Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде);

«Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников);

прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину)

Актуальность опыта.

Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Перед нами встали вопросы:

  • как процесс составления «сухого» алгоритма, схемы, таблицы, помогающих систематизировать знания, «видеть» и анализировать их графически, превратить в увлекательное занятие;

  • как добиться четкости и точности ответов учащихся;

  • как объединить «лириков» и «физиков» в их умениях, с одной стороны, «растекаться мыслью по древу», и, с другой стороны, предельно лаконично излагать информацию.

В решении этих вопросов мы видели перспективность опыта, который имел своей целью практическую значимость:

- разработать методические рекомендации по применению приемов технологии РКМЧП;

- определить результативность использования данной технологии: а) в классах разного уровня подготовки; б) в разнопрофильных группах учащихся.


Учащимся 10 класса было предложено создать лингвистическую метафору на слово «Текст», очень интересные получились сравнения:


« Текст – это песня. Песня состоит из мелодий, образующих вместе неповторимый причудливый рисунок. Мелодии состоят из нот. Ноты в музыке похожи на слова в тексте: они могут менять свой смысл в зависимости от того, каким образом переплетены между собой. Сама по себе нота не несет никакого настроения. Но когда ноты соединяются в мелодию, они становятся проводниками чувства и мысли. А когда из мелодии составляется песня, тут уже каждая нота приобретает красоту, звучание и особый смысл».

«Текст – это многоэтажный жилой дом. Дом состоит из этажей. Этажей много, но каждый этаж тесно связан с предыдущим и последующим. Основная мысль соединяет предложения текста, как лифт в доме соединяет этажи. На каждом этаже есть квартиры. Это слова в предложениях. В каждой квартире есть жильцы – где один, а где несколько. Также и в слове может быть одно или несколько значений».

«Со словом текст у меня возникает ассоциация с парфюмом. Каждый аромат имеет что-то свое, неповторимое, также и текст. После ознакомления с ароматом одному человеку он нравится, а другому нет. Каждый чувствует в этом запахе какую-то особую нотку. Аромат состоит из разных компонентов, составляющих единое целое. Также и текст: для его создания требуется множество ингредиентов, умение их сочетать».


Заканчивая тему «Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи», я предлагаю обратиться к тексту учебника Г.А. Богдановой «Листопад», 10 класс.


ЛИСТОПАД

Начался листопад. Им заканчивается карнавальное шествие золотой осени – праздник природы великой Русской равнины. Это летом лес стоял ровной зеленой стеной, а уже в сентябре можно было издали сосчитать, сколько в его первых рядах стоит вязов, кленов, дубов. И с того дня, когда в кронах лип запестрели первые желтые пряди, лес, оставаясь самим собой, каждое утро являлся с обновами. Лавина теплых красок затопила дубравы, приветливее становилось под их густым пологом. Эта приветливость в ясную погоду удлиняла тень, а в пасмурную – не поддавалась многочасовому гипнозу осеннего дождя. Власть над лесами, садами, парками переходила к золотой осени. Она не в один прием перекрасила клены, прежде чем отдала им самую чистую желтую краску. На рябиновых листьях остались все краски вечерней зари, от нежно-золотого, до почти фиолетового.

Сосны стряхнули с ветвей рыжину хвои, в лучах низкого солнца медью отливают прямые стволы. На круглом торфяном болотце сто берез, как сто белых свечей на драгоценном блюде, в торжественном окружении вековых сосен. Может, какая-то из них именинница: ведь сосны рождаются и осенью. Зеленым остается ясень, зеленой остается ольха.

На речном откосе прижались к земле красные трилистники клубники. Её несравненная вкусом и ароматом ягода окрашена летом бледновато, будто листья приберегают все для себя на осень. Ниже всех распластался багряный луговой чай. Алеют налитые ягоды ландыша.

Еще не угасло цветение. Цвета осени рядом с цветами весны и лета: голубыми звёздами цикория, белыми венчиками дремы, пестротой анютиных глазок.

Задания для работы на уроке:

  • Прочитайте внимательно текст про себя; прочитайте текст второй раз, ставя вопросы возле тех слов, значения которых вам непонятно (воспользуйтесь толковым словарем для объяснения значения незнакомых слов);

  • Определите стиль текста;

  • Выберите и выпишите из текста слова, входящие в тематическое поле «Осень» («Растения», «Цветообозначение»); как связаны тема текста и его заглавие с использованием слов этой группы?

  • Попробуйте создать небольшой кластер из слов, имеющих оценочное значение. Как они помогают передать отношение автора к предмету речи?

  • Объясните лексическое значение выделенного слова (воспользуйтесь толковым словарем); подберите синонимы к нему (воспользуйтесь словарем синонимов); попробуйте узнать о происхождении этого слова (воспользуйтесь этимологическим словарем); сделайте морфемный и фонетический разборы этого слова.

  • Найдите слово, являющееся одновременно паронимом и синонимом к слову «багровый».

  • В качестве домашнего задания можно предложить написать сочинение на тему «Языковой портрет слова» (обратите внимание на происхождение, особенности написания и произношения, на системные связи, наличие разных значений, о производных от него словах и включающих его фразеологических единицах)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ