Мнемонические приёмы письма в моей практике
Гузалия Набиулловна Бондюрова
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ с УИОП № 1 г.Малмыжа Кировской обл.
Мнемонические приёмы письма в моей практике.
Учиться всегда тяжело. Есть татарская пословица: «Учиться – это всё равно что иголкой погреб копать». Изучение русского языка вдвойне тяжелей, так как громоздкие правила, исключения из правил, слова, которые нужно просто заучивать наизусть, – все это требует от ученика приложения больших усилий. В первые годы своей работы я тщательно планировала уроки, продумывала каждую деталь, старательно объясняла правила, но это не всегда давало результаты. Начала я свои правила «оживлять» с подсказки своей учительницы начальных классов. Нам, татарским детям, трудно давалось различение звуков ч и щ, поэтому предложение: «Мужчина носит чин, женщина варит щи», - учило нас и правильному произношению, и грамотному письму. А ведь действительно, язык наш живой, и каждый звук можно наполнить живым образом.
Не секрет, что число слабоуспевающих учащихся в школах не уменьшается, у таких детей низкий уровень мотивации, развития общеучебных навыков, у них наблюдается отсутствие устойчивого интереса, плохо развита память. Сегодняшние дети больше понимают «язык» компьютерных технологий, нежели книжных наставлений. Поэтому перед современным учителем встаёт вопрос: «Как же помочь (не заставить!) ученику разобраться в языке, который, казалось бы, он уже знает? Как же научить его грамотно выражать свои мысли устно и письменно?
Запоминание лучше происходит с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально образная память ребенка. Использование мнемонических приёмов - это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши» с помощью мнемотехники – совокупности приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Это возможность помочь слабым учащимся понять объяснение нового материала.
Вот некоторые приёмы запоминания правил и трудных написаний. Подчёркиваем под чертой, почерк красивый по черте.
Безветренный пишем нн, ветер подул – ветреный, пишем н.
В словосочетании крашеная яхта (крашеная – отглагольное прилагательное, пишется одна н). Яхта, крашенная белой краской (крашенная - причастие, с
зависимыми словами, пишется нн). Это правило семиклассники закрепляют словами из песни: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много».
Некоторые правила мы разыгрываем в мини-сценках. 1) У доски стоят два ученика, держась за руку. На доске слово никого, написанное слитно. Подходит третий ученик и встаёт между теми двумя, руки опустили: ни у кого пишем раздельно. 2) Объясняю фразеологизм поставить на ноги. Снова у доски два мальчика. Один из них – это старший брат, он должен поставить на ноги упавшего младшего брата. А родители хотят поставить на ноги своих детей (т.е. воспитать, дать образование).
Интересно, что не только ученики среднего звена, но и старшеклассники любят вспоминать и применять все эти «нестандартные» правила. Ведь после школы им нужно будет учиться в техникумах, ВУЗах, и этот принцип звуковых, зрительных ассоциаций поможет им оставить в памяти больший объём информации.
Применяя приём мнемотехники, важно не переусердствовать, так как в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.
Совсем недавно я была «награждена» за свой многолетний опыт использования приёма мнемотехники словами своих учеников: «А это так интересно, оказывается, изучать русский язык! И вовсе он не скучный, а очень даже интересный». Думаю, именно благодаря приёмам мнемотехники мне удалось показать ученикам, что язык наш многогранен, образен, таит в себе много нераскрытого, т.е. язык наш «живой, как жизнь».
2014
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ