Обособленные члены предложения
Тема: «Обособленные члены предложения»
Цель: повторить и обобщить материал по теме «Обособленные второстепенные члены предложения, их роль в предложении»; совершенствовать умение учиться находить и объяснять обособленные определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения; расставлять знаки препинания; строить самостоятельно предложения с обособленными членами, использовать в речи; формировать интерес к литературе, умение анализировать текст художественного произведения.
Тип урока: обобщающий.
Методы и приёмы: тестовая работа, работа с текстом художественного произведения.
Наглядность: художественные тексты разных авторов о весне (см. Приложение), таблицы по теме «Обособленные члены предложения», тесты.
Ход урока
Ι. Организационное начало урока.
ΙΙ. Объявление темы и цели урока.
Слово учителя. Весна… Как много в этом слове. Во все века и у разных народов май ассоциировался с возрождением. Это само собой вытекало из ритма крестьянских будней. В этом месяце начинается сев, сопровождаемый надеждами на тучную жатву. Именно тогда закладываются семена будущего урожая, а значит и имущественного достатка семьи. Наконец, в последний месяц весны все вокруг поражает буйством красок, напоенным всевозможными ароматами воздухом, предчувствием чего-то особенного…
Деревья в сумраке туманном спокойно спят,
досматривая сны,
в томительном предчувствии Весны...
Снежинки запоздавшие летят,
кружась в последнем зимнем танце,
Кусты - нагие оборванцы -
в предчувствии Весны за ним следят...
Скамейки тихо дремлют, ожидая
влюбленных, в парк спешащих на свиданья...
И мы живем, зимой утомлены,
Сердца каких-то смутных чувств полны
в болезненном предчувствии Весны...
Она в пути...
( Любовь Сафонова)
Расставьте недостающие знаки препинания, выполните графический комментарий. Запишите в тетради понравившийся образ.
Чему будет посвящен наш урок?
Действительно, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения».
Каковы же будут наши задачи? (Мы должны повторить основные правила обособления. Работая с текстом художественного произведения, мы должны показать, как умелое их использование придаёт красоту, точность, выразительность различным описаниям, динамику событиям, о которых рассказывается в произведении. )
ΙΙΙ. Работа над темой урока.
Выполнение теста.
1. Обособленными членами предложения называются
1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;
2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;
3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
2.К обособленным членам предложения относятся
1)определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения;
2)имена прилагательные, причастия, имена существительные, деепричастия;
3) определения, причастные обороты, обстоятельства, деепричастные обороты.
3. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится
1) перед определяемым словом;
2) после определяемого слова;
3) в любом месте предложения.
4. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся
1) перед местоимением;
2) в любом месте предложения;
3) после местоимения.
5. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если
1) они распространенные;
2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;
3) они согласованные.
6. Приложения с «как» обособляются, если
1) как можно заменить «в качестве»;
2) как можно заменить так как;
3) всегда.
7. Что относится к обособленным обстоятельствам?
1)деепричастный оборот;
2)одиночные деепричастия;
3)обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.
8. Что такое уточняющие члены предложения?
1)второстепенные члены, которые служат для конкретизации значений других членов предложения;
2) главные члены предложения, которые служат для конкретизации значений других членов предложения;
3) части речи, которые служат для конкретизации значений других членов предложения.
(самопроверка)
Ключ: 1.2); 2. 1)3.2); 4.2); 5.2); 6.2). 7.1,2,3) 8.1)
(на доске)
Выставляется количество набранных баллов в бланк оценивания (см. Приложение)
2.Групповая работа
Класс разбивается на 3 группы
1 группа работает над предложениями (интерактивная доска, выполнение теста, см. Приложение)
2 группа работает над художественными миниатюрами (раздача текстов, см. Приложение)
3 группа работает над художественными миниатюрами повышенного уровня
(раздача текстов)
Курирует работу класса учитель и 3 тьютора из учащихся класса
Выставляется количество набранных баллов в бланк оценивания (см. Приложение)
3. Работа с текстом (элементы комплексного анализа).
На парте текст В.П. Астафьева
***
Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольней, а высота берегов пошла на убыль. Чем шире становился Енисей, тем более пологими делались берега, утихало течение, река усмирялась, катя воды без шума и суеты.
Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхая прохладу белой, тихой ночи. Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня. Я слизывал с губ капли и ругал себя за то, что так долго не был на своей родине, суетился, работал, хворал и ездил по чужим краям. Зачем?
Пароход шел по Енисею, разрезая, как студень, реку, светлую ночь и тишину ее. Все на пароходе спали. Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал. Вахтенный матрос хотел прогнать меня с палубы, но посмотрел на меня, постоял рядом и ушел.
Я ждал солнце. Оно с час назад укатилось в лес и зависло в вершинах его. Туман поднялся над рекою, выступил по логам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. Вот-вот после короткой дремы оттолкнется солнце от острых вершин леса, взойдет над синими хребтами и спугнет туманы. Они потянутся под срез тенистых берегов, заползут в гущу леса и там падут росою на травы и листья. И кончится так и не начавшаяся ночь. Утром, на самом взлете его, я увидел впереди остров. В середине острова навалом трудились скалы, меж скал темнели кедрачи, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес.
Берега яркие, в сочной зелени — так бывает здесь в конце весны и в начале лета, когда бушует всюду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сибири.
В середине лета, к сенокосу, цветы осыпаются и листья на деревьях блекнут.
Но на подоле острова живая лента зелени! Это только что распустившийся гусятник и низенький хвощ. За ними синяя полоса, окропленная розовыми и огненными брызгами. Цветут колокольчики, жарки, кукушкины слезки, дикий мак. Везде по Сибири они отцвели и семя уронили, а тут...
— Весна на острове! Весна!..
Я побежал на корму парохода, я торопился. Остров все удалялся, удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну!
Остров зарябил птичьим косяком, задрожал в солнечном блике, свалился на ребро и затонул вдали.
Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. Встречалось много островов, одиноких и цепью, но весеннего больше не попадалось. Тот остров оставался долго под водою, и когда обсохли его берега, — всюду уже было лето и все отцвело, а он не мог без весны — и забушевал, зацвел яркой радугой среди реки, и ничто не могло сдержать торжества природы. Она радовалась, буйствовала, не соблюдая никаких сроков.
Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна. В каком облике, в каком цвете — неважно. Главное, что она приходит.
(По В. Астафьеву)
1. Прочитать выразительно текст.
2.Определить тему и основную мысль текста. В каком предложении текста содержится основная мысль? Выпишите его в тетради.
3.К какому стилю вы отнесёте этот текст? Докажите. (Эмоциональность повествования, эпитеты, сравнения, метафоры.)
4.Каков тип речи? (Повествование с элементами описания.)
5.Каков синтаксический строй языка? (Сложные предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения)
6.Найдите в тексте обособленные определения. Для чего они используются писателем?
7.Найдите в тексте обособленные обстоятельства. Для чего они используются?
8. Найдите в тексте уточняющие члены предложения. Для чего они используются?
9. А какими строками закончилось стихотворение, с которого мы начали с вами урок?
10. Что объединяет эти два разных по форме художественных произведения?
IV. Подведение итогов урока.
Достигли ли мы поставленных на сегодня задач?
Что получилось? Над чем еще предстоит работать?
Слово учителя: Сегодня на уроке мы повторили обособленные члены предложения. Мы помним, что они выделяются чаще всего запятыми, в устной речи – интонацией. Они часто употребляются в нашей речи. А художественному произведению придают красоту, точность, выразительность, стилистическую отшлифованность. И если вы хотите знать хорошо русский язык, обращайтесь к художественной литературе, учитесь у прекрасных писателей.
V. Домашнее задание
1. Напишите размышление на тему «Моя весна», используя обособленные члены предложения.
2.Выпишите из художественных текстов 10 предложений с обособленными членами, графически прокомментируйте
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ