Открытый урок по русскому языку для 4 класса «Однородные члены предложения»

ГБОУ СОШ №1743

г. Москва





Открытый урок по русскому языку

4 класс



Тема: «Однородные члены предложения»



(УМК “Школы России”)





Учитель начальных классов

Кудинова Надежда Анатольевна

















Тема урока: Однородные члены предложения.

Цель: систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения.

Задачи:

  • рассмотреть случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения при повторяющемся союзе И;

  • повторить правила постановки запятой при однородных членах предложения, где нет повторяющегося союза И;

  • находить предложения с однородными членами в тексте;

  • вспомнить признаки однородных членов предложения;

  • развивать память, внимание, мышление и речь

Оборудование: Мультимедийная установка, презентация, сборник упражнений Т.В.Шкляровой «Русский язык», памятки и схемы однородных членов предложения.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Чистописание (и или да то либо а)

  3. Словарная работа.

Автомобиль, велосипед, корабль, путешествие

1)-В переводе с французского, означает «быстрые ноги». Это вид транспорта, движущийся с помощью силы человеческих мускул, которая направлена на ножные педали.( велосипед),

2)— наземное транспортное средство ,движущееся по крайней мере на четырех колесах, чаще всего относится к личному транспорту (Автомобиль)

3) -1.плавучее средство для перевозки пассажиров и грузов

2.летательный аппарат для полётов в космос (корабль)

Работа над новым словом:

4)-Поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам. (Путешествие)

- Запишите слово (1 у доски)

-Делим на слоги

-Ставим ударение

-Обозначаем опасные места

- Подберите однокоренные слова (путешественник, путешествовать)

Развитие речи. Разбор предложения (синтаксический + части речи))

-Составьте предложение, используя слова, которые записали.

-Главные члены предложения (части речи)

-Какое это предложение? (по цели высказывания - повествоват., по интонации – невоскл., распростр.)

-выписываем словосочетания.

-Что особенного в этом предложении? (однородные членами предложения)

  1. Сообщение темы урока

-Тема нашего урока: Однородные члены предложения

  1. Постановка цели.

-Давайте подумаем, на какие вопросы мы можем ответить, изучая эту тему? (Что такое однородные члены? Как связаны между собой? В каких случаях ставится запятая, а в каких нет?Какие члены предложения могут быть однородными?) Вопросы на доске

- На эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить

-И ещё один вопрос, о котором мы поговорим в процессе урока

  1. Повторение .

1 вопрос Что такое однородные члены предложения?

-Давайте вернёмся к нашему предложению, есть ли в нём однородные члены? Назовите их

-Как определили? (они относятся к одному слову – путешествовал и отвечают на один и тот же вопрос – на чём?)

-Что же такое однородные члены предложения? (Схема на доске) (Это члены предложения, которые относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос)

2 вопрос Какие члены предложения могут быть однородными?


-Какие члены предложения вы знаете? (главные и второстепенные)

-Что такое подлежащее?, сказуемое?

-Какие второстепенные члены предложения вы знаете? (определение, дополнение, обстоятельство)

-В нашем предложении, какие члены предложения однородные: главные или второстепенные?

-(Экран) Прочитайте и запишите предложение, подчеркните главные, есть ли однородные?, какие? (подлежащее)

- (Экран) Прочитайте стихотворение Исаковского, определите подлежащее, определите сказуемое. Есть ли однородные , какие (сказуемое)

Давайте ответим на второй вопрос (Схема на доске) (Однородными могут быть любые члены предложения)

3 вопрос Как связаны однородные члены предложения?

Упр. 90 1 предложение

-Послушайте предложение. Есть ли в нём однородные? Как связаны? (интонацией перечисления) (Схема на доске)

-(экран) Прочитайте и запишите. Как связаны? (Союзами И А НО) есть и другие союзы, некоторые мы писали на чистописании(Схема на доске)


4 Вопрос Когда нужно ставить запятую, а когда нет?

Упр. 90 (письменно по заданию)

Проверяем:

Читай, главные члены, однородные, как связаны, запятые Схема на доске) (союз и - не ставится)(Схема на доске)

-А перед какими союзами всегда ставится запятая? А НО (Схема на доске)


5 вопрос

-Настало время последнего вопроса (Экран)

-Прочитайте, из какой сказки этот отрывок (А. Пушкин )

_Есть ли однородные? Назовите, Как связаны? (Интонацией перечисления и союзом И)

Значит в некоторых случаях перед союзом И ставится запятая! В каких?

Читаем, Называем однородные, Что заметили ?(союз повторяется, запятая ставится)

Вывод

Работа со схемами (на доске и индивидуально)


  1. Закрепление


Памятка(у каждого на парте)

Вспомним, как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами.

  1. Найти грамматическую основу.

  2. Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами предложения.

  3. Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.

  4. Если интонацией перечисления, то ставим запятую.

  5. Если союзами, то смотрим какими: И и ДА в значении И – не ставим запятую,

А, НО и ДА в значении НО – ставим запятую.




  1. Самостоятельная работа по памятке. Индивидуальная работа на компьютере.

Рабочая тетрадь упр.161 стр. 91 (Составить предложения с однор. чл. пр. и расставить знаки препинания, используя памятку)

Взаимопроверка


  1. Обобщение

-Как называется раздел русского языка, который изучает знаки препинания? ПУНКТУАЦИЯ

  1. Итог.

  • Что нового узнали об однородных членах предложения?


Дополнительный материал: Предупредительный диктант





Список используемых источников:

  1. Гараева Я.Ш. «Поурочные разработки по русскому языку»

к учебному комплекту Т.Г Рамзаевой, издательство Москва

«ВАКО» 2008




Приложения

Памятка

-как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами:

  1. Найти грамматическую основу.

  2. Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами предложения.

  3. Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.

  4. Если интонацией перечисления, то ставим запятую.

  5. Если союзами, то смотрим какими: И– не ставим запятую,

А, НО– ставим запятую.

  1. Если союз И повторяется – ставим запятую.








Памятка

-как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами:

  1. Найти грамматическую основу.

  2. Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами предложения.

  3. Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.

  4. Если интонацией перечисления, то ставим запятую.

  5. Если союзами, то смотрим какими: И– не ставим запятую,

А, НО– ставим запятую.

  1. Если союз И повторяется – ставим запятую.





Однородные члены предложения

  1. О и О.

  2. О,О ,О

  3. О, а О. (могут употребляться союзы но, да)

4. и О, и О, и О, и О.

5. О и О, О и О.

Однородные члены предложения

  1. О и О.

  2. О,О ,О

  3. О, а О. (могут употребляться союзы но, да)

4. и О, и О, и О, и О.

5. О и О, О и О.

Однородные члены предложения

  1. О и О.

  2. О,О ,О

  3. О, а О. (могут употребляться союзы но, да)

4. и О, и О, и О, и О.

5. О и О, О и О.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ