Открытый урок по русскому языку для 4 класса «Однородные члены предложения»
ГБОУ СОШ №1743
г. Москва
Открытый урок по русскому языку
4 класс
Тема: «Однородные члены предложения»
(УМК “Школы России”)
Учитель начальных классов
Кудинова Надежда Анатольевна
Тема урока: Однородные члены предложения.
Цель: систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения.
Задачи:
рассмотреть случаи постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения при повторяющемся союзе И;
повторить правила постановки запятой при однородных членах предложения, где нет повторяющегося союза И;
находить предложения с однородными членами в тексте;
вспомнить признаки однородных членов предложения;
развивать память, внимание, мышление и речь
Оборудование: Мультимедийная установка, презентация, сборник упражнений Т.В.Шкляровой «Русский язык», памятки и схемы однородных членов предложения.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Ход урока.
Организационный момент.
Чистописание (и или да то либо а)
Словарная работа.
Автомобиль, велосипед, корабль, путешествие
1)-В переводе с французского, означает «быстрые ноги». Это вид транспорта, движущийся с помощью силы человеческих мускул, которая направлена на ножные педали.( велосипед),
2)— наземное транспортное средство ,движущееся по крайней мере на четырех колесах, чаще всего относится к личному транспорту (Автомобиль)
3) -1.плавучее средство для перевозки пассажиров и грузов
2.летательный аппарат для полётов в космос (корабль)
Работа над новым словом:
4)-Поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам. (Путешествие)
- Запишите слово (1 у доски)
-Делим на слоги
-Ставим ударение
-Обозначаем опасные места
- Подберите однокоренные слова (путешественник, путешествовать)
Развитие речи. Разбор предложения (синтаксический + части речи))
-Составьте предложение, используя слова, которые записали.
-Главные члены предложения (части речи)
-Какое это предложение? (по цели высказывания - повествоват., по интонации – невоскл., распростр.)
-выписываем словосочетания.
-Что особенного в этом предложении? (однородные членами предложения)
Сообщение темы урока
-Тема нашего урока: Однородные члены предложения
Постановка цели.
-Давайте подумаем, на какие вопросы мы можем ответить, изучая эту тему? (Что такое однородные члены? Как связаны между собой? В каких случаях ставится запятая, а в каких нет?Какие члены предложения могут быть однородными?) Вопросы на доске
- На эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить
-И ещё один вопрос, о котором мы поговорим в процессе урока
Повторение .
1 вопрос Что такое однородные члены предложения?
-Давайте вернёмся к нашему предложению, есть ли в нём однородные члены? Назовите их
-Как определили? (они относятся к одному слову – путешествовал и отвечают на один и тот же вопрос – на чём?)
-Что же такое однородные члены предложения? (Схема на доске) (Это члены предложения, которые относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос)
2 вопрос Какие члены предложения могут быть однородными?
-Какие члены предложения вы знаете? (главные и второстепенные)
-Что такое подлежащее?, сказуемое?
-Какие второстепенные члены предложения вы знаете? (определение, дополнение, обстоятельство)
-В нашем предложении, какие члены предложения однородные: главные или второстепенные?
-(Экран) Прочитайте и запишите предложение, подчеркните главные, есть ли однородные?, какие? (подлежащее)
- (Экран) Прочитайте стихотворение Исаковского, определите подлежащее, определите сказуемое. Есть ли однородные , какие (сказуемое)
Давайте ответим на второй вопрос (Схема на доске) (Однородными могут быть любые члены предложения)
3 вопрос Как связаны однородные члены предложения?
Упр. 90 1 предложение
-Послушайте предложение. Есть ли в нём однородные? Как связаны? (интонацией перечисления) (Схема на доске)
-(экран) Прочитайте и запишите. Как связаны? (Союзами И А НО) есть и другие союзы, некоторые мы писали на чистописании(Схема на доске)
4 Вопрос Когда нужно ставить запятую, а когда нет?
Упр. 90 (письменно по заданию)
Проверяем:
Читай, главные члены, однородные, как связаны, запятые Схема на доске) (союз и - не ставится)(Схема на доске)
-А перед какими союзами всегда ставится запятая? А НО (Схема на доске)
5 вопрос
-Настало время последнего вопроса (Экран)
-Прочитайте, из какой сказки этот отрывок (А. Пушкин )
_Есть ли однородные? Назовите, Как связаны? (Интонацией перечисления и союзом И)
Значит в некоторых случаях перед союзом И ставится запятая! В каких?
Читаем, Называем однородные, Что заметили ?(союз повторяется, запятая ставится)
Вывод
Работа со схемами (на доске и индивидуально)
Закрепление
Памятка(у каждого на парте)
Вспомним, как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами.
Найти грамматическую основу.
Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами предложения.
Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.
Если интонацией перечисления, то ставим запятую.
Если союзами, то смотрим какими: И и ДА в значении И – не ставим запятую,
А, НО и ДА в значении НО – ставим запятую.
Самостоятельная работа по памятке. Индивидуальная работа на компьютере.
Рабочая тетрадь упр.161 стр. 91 (Составить предложения с однор. чл. пр. и расставить знаки препинания, используя памятку)
Взаимопроверка
Обобщение
-Как называется раздел русского языка, который изучает знаки препинания? ПУНКТУАЦИЯ
Итог.
Что нового узнали об однородных членах предложения?
Дополнительный материал: Предупредительный диктант
Список используемых источников:
Гараева Я.Ш. «Поурочные разработки по русскому языку»
к учебному комплекту Т.Г Рамзаевой, издательство Москва
«ВАКО» 2008
Приложения
Памятка
-как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами:
Найти грамматическую основу.
Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами предложения.
Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.
Если интонацией перечисления, то ставим запятую.
Если союзами, то смотрим какими: И– не ставим запятую,
А, НО– ставим запятую.
Если союз И повторяется – ставим запятую.
Памятка
-как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами:
Найти грамматическую основу.
Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами предложения.
Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.
Если интонацией перечисления, то ставим запятую.
Если союзами, то смотрим какими: И– не ставим запятую,
А, НО– ставим запятую.
Если союз И повторяется – ставим запятую.
Однородные члены предложения
О и О.
О,О ,О
О, а О. (могут употребляться союзы но, да)
4. и О, и О, и О, и О.
5. О и О, О и О.
Однородные члены предложения
О и О.
О,О ,О
О, а О. (могут употребляться союзы но, да)
4. и О, и О, и О, и О.
5. О и О, О и О.
Однородные члены предложения
О и О.
О,О ,О
О, а О. (могут употребляться союзы но, да)
4. и О, и О, и О, и О.
5. О и О, О и О.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ