Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Три склонения имён существительных"

Автор: Гилевская Валентина Анатольевна, учитель начальных классов

КГУ «Макашевская средняя школа», Северо-Казахстанская область Тайыншинский район село Макашевка.

Описание материала: Предлагаю вам конспект открытого урока русского языка в 3 классе. Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Этот конспект направлен на познавательную деятельность в области русского языка и развитии логического мышления и речи младших школьников.




Открытый урок по русскому языку в 3 классе


Тема: Три склонения имён существительных.


Цель: знакомство учащихся со склонением имени существительного.


Задачи:

1)формировать представление о трёх склонениях имени существительного.

2) развивать умение определять склонение имён существительных, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, познавательную сферу деятельности.

3) воспитывать любовь к природе.


Тип урока: изучение нового материала



Технология обучения:


«Развитие критического мышления через чтение и письмо»


Оборудование:


1)таблица «Имя существительное»,

2)таблица «Три склонения имени существительного»,

3)портрет А.С.Пушкина,

4) иллюстрации о зиме,

5)карточки – письмо с заданиями,

6)фонограмма «Времена года»,

7)листы для заданий.

Ход урока


1.Организационный момент.


Вызов побуждения. Слайд


Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки.

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Отгадайте, что это? (амиз). Прочитайте отгадку.


2. Целеполагание.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с именем существительным. Вы многое знаете о нем. И сегодня пополните свои знания.


3.Осмысление.


  1. Словарная работа. слайд


Наш урок будет зимним.

-Чем отличается зима от других времён года?

- Опишите природу зимой, изображенную на иллюстрации.

  • Любите ли вы зиму?

-Какую радость приносит зима детям?

- Найдите лишнее слово в ряду слов.


М.ро., сев.р, з.ма, хол.дно, сне., сол.це, в.юга, м.тель, дедушка. (Холодно).


-Почему?

-Вставьте пропущенные буквы, объясните написание орфограмм.

- К какой части речи относятся данные слова?

(Имя существительное.)
Что вы знаете об имени существительном?




У нас появился один вопрос, позже мы сможем ответить на него… слайд



4.Исследовательская работа. ( в тетрадях) слайд


-Сравните слова, чем они отличаются?

( Род, окончания).

-Мы сгруппируем их в группы.


1- группа 2- группа 3-группа

-а –я -о –е ь

ж.р, м.р м.р, ср.р. ж.р.


мишутка мороз метель

вьюга солнце


Учитель: - Существуют три склонения имён существительных.

Ученики :


- К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я.


Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е.


К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с ь знаком на конце.


5.Работа по учебнику


  1. Прочитать самостоятельно правило.(стр.81)


Существительные бывают 1-го, 2-го, 3-его склонения.

К 1 склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я в именительном падеже: девочка, тётя, дедушка.Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о,-е: яблоко, море, брат. К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с ь знаком на конце: вещь, тетрадь.


2. Сравните свой вывод и правило в учебнике.

Правильный вы сделали вывод?

Молодцы!

6. Практическая работа . слайд


1 склонение

2 склонение

3 склонение

М.р., ж.р.

М.р., ср.р.

Ж.р.

-а,-я

-о,-е

ь


Как определить склонение имен существительных?


7. Составление алгоритма. слайд

  • 1. Определить часть речи.

  • 2. Определить род имени существительного в Им. п., ед. числа.

  • 3. Выделить окончание.

  • 4. Определить склонение.

8. Закрепление.

1.Задание по группам. (работа в парах на листах). Взаимопроверка.


  • Просклоняйте имена существительные.

1 группа: 2 группа:

Зима, солнце. Снег, метель.


2.Задание. (Работа в тетрадях). Коллективная работа.

  • Выполнить упражнение №285.

-Спиши имена существительные. Укажи склонение.

Адрес, артист, беседа, билет, болото, бровь, вагон, верёвка, вершина, ветвь, вещество, возраст, вокзал, голова, голос, дворец, деревня, дерево, дисциплина, дождь, долина.


9. ИГРА


  • -Почтальон принёс 2 письма. Давайте посмотрим, что в них. Здесь находятся карточки со словами. В них задания для каждой группы:

  • Распределить слова по склонениям.

(сделать это нужно как можно быстрее)

Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданиями.


  1. Дочь, сестра, ровесник, друг, учитель, Коля, рожь, внучка, ночь, сосед.


  1. Море, , камыш, соль, олень, ручка, библиотекарь, дядя, Оля, лед, мышь.



10.РЕЛАКСАЦИЯ


- Представьте себе, что за окном идет снег, метет метель.

- Что вы чувствуете?

- Изобразите падающие снежинки, метель, гололед, езду на лыжах, на коньках.


11. Чтение и разбор стихотворения. слайд


-Многие поэты посвящали свои стихи зиме? Почему?

-Послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя…».


Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки- зимы.


Разбор стихотворения.

  1. Чтение стихотворения учителем (учеником).

  2. Чтение стихотворения учениками про себя.

  3. Словарная работа:

Объясните смысл слов, выражений: север дохнул, завыл; зима пришла, рассыпалась; брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою.


-О каком времени года пишет поэт?

-Как изобразил зиму А.С.Пушкин?

-С каким чувством поэт пишет о ней?

-Как её называет? Почему?

-Какими средствами, какими словами он передал её красоту и пышность?



4. Задание. (В тетрадях)


1.Выписать имена существительные в единственном числе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Определить их склонение.


12.ТЕСТ. слайд


1. К какому склонению относятся имена существительные ж.р. с ь знаком на конце:

а) 1 скл. б)2 скл. В) 3 скл.

2. Какие имена существительные относятся к 1 склонению:

А) стол, поле. Б) берёза, Серёжа. В) мышь, степь.

3.Какие имена существительные относятся ко 2 склонению:

А) Игорь, окно. Б) малина, папа. В) память, тишь.

4. К какому склонению относятся имена существительные с окончаниями –а-я:

А) 1 скл. Б) 2 скл. В) 3 скл.

5. К какому склонению относятся имена существительные с окончаниями –о –е:

А)1 скл. Б) 2 скл. В) 3 скл.


13.ЭССЕ.

(Звучит музыка из пьесы «Времена года» П.И.Чайковского «Декабрь»)

  • Задание:

  • Напишите рассказ о зиме. Покажите в нём красоту природы зимой, своё отношение к зиме.

-Подчеркните имена существительные

1 склонения.

14. РЕФЛЕКСИЯ

Подведение итогов.

-Какой ответ мы запишем вместо вопросительного знака в кластере.

(Бортовой журнал). слайд


-Давайте вспомним, что мы знали об имени существительном и что

узнали.


Знаем Узнали

Часть речи бывают

Предметы 1-го, 2-го, 3-его склонения

Вопросы: кто? что?

Одушевлённые, неодушевлённые

Собственные, нарицательные

Имеют род: м., ж., ср. род

Изменяются по числам,

по падежам - склоняются .



15. Домашнее задание


1.Выучить правило на стр.81


2.Выполнить упражнение №287 стр. 82.

(Выписать имена существительные в два столбика: 1 скл., 2 скл.)



-Сегодня вы хорошо поработали. Оценивание работы учащихся.


-Своё мнение об уроке изобразите на смайликах.


-Давайте прочитаем данное слово.



! ЫЦДОЛОМ





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ