ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Обращение. Знаки препинания при обращении.» 4 Класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Обращение. Знаки препинания при обращении.»
Гордеева Марина Николаевна
МАОУ «Медико-биологический лицей», г. Саратов
Учитель начальных классов
Предмет – русский язык
4 класс
Тема: «Обращение. Знаки препинания при обращении».
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (понятия о обращении,
знаки препинания при обращении).
Задачи:
Образовательные:
– формировать представление о обращении;
– находить обращение в предложении;
– ставить знаки препинания в предложения с обращением;
– составлять предложения с обращением;
– выразительно читать предложения с обращением.
Развивающие:
– развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
– развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции
– развиваем умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;
– развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитательные:
– воспитываем аккуратность;
– формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения;
- воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: рабочие тетради, репродукции картин русских художников к сказкам А.С. Пушкина, рисунки детей по сказкам А.С. Пушкина, выставка произведений А.С. Пушкина, проектор, компьютер, раздаточный материал.
Структура и ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Время
(мин.)
Организационный этап. Самоопределение к деятельности.
- С добрым утром и с хорошим днем!
Наш урок с улыбки мы начнем.
- К какому уроку и вы, и я приготовились?
- Чем вы занимаетесь на этих уроках?
- Посмотрите на доску. Чем мы будем сегодня заниматься?
- А что нужно сделать, прежде чем открывать новые знания?
-Я желаю, чтобы сегодня на уроке каждый из вас сделал маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные произведения Пушкина.
Дети улыбаются друг другу.
- К уроку русского языка.
- Мы пишем слова, предложения, тексты, изучаем части речи.
-Будем работать по
произведениями А. С. Пушкина
- Узнавать что-то новое!
- Вспоминать то, что мы уже знаем.
Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)
Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)
2 мин.
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
-Прочитайте строчки из произведений А. С Пушкина
«Друзья мои, прекрасен наш союз…»
- К кому обращается автор в этой строчке?
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло!»
- А в этой строчке к кому обращается автор?
« Ах ты, свет моя медведиха…»
- В последней строчке к кому обращается Александр Сергеевич?
- Я не случайно начала сегодняшний урок именно с этих строчек.
- К своим друзьям.
- К стеклу.
- К медведихе.
Познавательные (умение извлекать информацию)
4 мин.
Постановка учебной задачи.
- Какую функцию выполняют слова: друзья мои, мерзкое стекло, свет моя медведиха?
- Догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
- Как можно назвать это одним словом?
-Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Обращение. Знаки препинания при обращении».
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
- Давайте составим план работы.
- Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?
Примерный план.
1. Что такое обращение? Какую роль играют обращения в речи.
2. Какие знаки препинания необходимо поставить в предложении с обращением?
3. Где обращение может находиться в предложении?
- Называют того, кого спрашивают, обращаются с речью.
- Обращение.
(На доске появляется тема урока).
Дети с учителем планируют деятельность на уроке.
(Нужно дополнить предложения).
Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответсвии с задачей, планировать деятельность)
5 мин.
Построение выхода из затруднений («открытие»).
Исследование 1.
Что такое обращение. Какую роль играют обращения в речи.
- Предлагаю вам провести исследование.
- Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.
Откройте конверт №1.
- Пользуясь, карточкой № 1 дайте ответ на вопрос.
В этом вам поможет отрывок из сказок Пушкина, которые вы увидите на карточке № 2.
(У детей на партах отрывки из сказок и опорные вопросы для ответа).
Карточка №1.
Дайте полный ответ, опираясь на вопросы:
1. Из какой сказки данный отрывок?
2. Какое предложение содержит обращение?
3. К кому обращаются?
4. Как называют того, к кому обращаются?
5. Чем выражено обращение?
6. Почему именно это слово (сочетание слов) использовал автор?
Карточка № 2.
1. Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
2. Отвечает ей черница:
"Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел…
3. Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!" - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.
4. Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой"
.
Дети участвуют в диалоге.
Познавательные (умение ориентироваться в раздаточном материале, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)
5 мин.
Первичное проговаривание во внешней речи.
По окончании работы один участник группы дает ответ.
Ответы детей.
Коммуникативные (умение слушать и понимать других, работать в группе)
3 мин.
Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»).
Первичное проговаривание во внешней речи
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Рефлексия деятельности
Домашнее задание
Исследование 2.
Какие знаки препинания необходимо поставить в предложении с обращением? Где обращение может находиться в предложении?
Откройте конверт № 2.
- Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художника Владимира Конашевича.
- Рассмотрите их.
-Догадались, к каким сказкам рисунок?
-Выберите предложение с обращением, которое подходит к данной иллюстрации.
(Иллюстрации к сказке и карточка с опорными вопросами.)
1.Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".
1) Отпусти ты, старче, меня в море!
2) Не печалься, ступай себе с богом…
2.Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане".
1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
2) Князь пошел забывши горе…
3.Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне:"
1) Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
2) К красну солнцу наконец
Обратился молодец…
4. Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".
1) Чего тебе надобно, старче?
2) Отыскали старика, привели к ней…
Карточка № 2.
Дайте полный ответ, опираясь на вопросы:
1.К какой сказке иллюстрация?
2. Выбери предложение с обращением. Расставь знаки препинания.
3.Чем выражено обращение?
4.Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).
4.Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
5. Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?
После выполнения задания один участник группы выходит к доске, прикрепляет иллюстрацию и подпись к ней.
Одновременно ученики работают в тетрадях: записывают предложение, которое они подобрали к иллюстрации.
- Посмотрите на доску. Иллюстрацию к какой сказке вы видите?
- Какой момент сказки здесь запечатлён?
- А теперь я предлагаю вам используя строки из известной сказки разыграть мини–сцену.
-Нам понадобится ученик, который будет читать слова автора и ученик, который будет читать слова царицы.
- Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках.
- А можно ли в жизни обойтись без обращений?
- Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие по страничкам нашей повседневной и школьной жизни. В ней мы встречаем огромное количество людей. Давайте же проверим, всегда ли мы замечаем этих людей и как общаемся с ними.
- Перед вами слова и выражения. (Вероника Константиновна, ты, мое солнышко, зубрила)
- Какие можно использовать в речи и в какой ситуации, а какие вообще неуместны?
- Посовещайтесь в группе и дайте ответ.
- Посмотрите, кто сидит рядом с вами.
-Как вы обращаетесь друг к другу!
- Обменяйтесь тетрадями с соседом справа. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
Обменяйтесь тетрадями.
- Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении?
Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
- Ответили ли мы на вопросы урока?
-Что нового узнали на уроке?
-Каким образом вы получали новые знания?
-Что дала вам работа в парах?
-Каким образом вы сможете полученное на уроке использовать в будущей жизни?
- А теперь оцените свою деятельность на уроке.
На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на имя вашего учителя.
Откройте конверт № 3.
- Напишите телеграмму.
ТЕЛЕГРАММА
1) Сегодня на уроке…я….
2) … сегодня на уроке…
3) Сегодня на уроке я….
- Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?
- Сегодня на уроке вы познакомились с обращениями. Теперь вы понимаете, насколько важны они в нашей речи и насколько важно правильно их употреблять. А также правильно ставить знаки препинания в предложении с обращениями. Ведь это зависит, насколько верно вас поймет ваш собеседник. Не забывайте об этом.
- Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?
- По моей команде поднимите красный квадрат, если всё понравилось на уроке и всё удалось.
- Если правильно выполнено часть заданий и вы можете работать лучше, то поднимите зелёный квадрат.
- Синий квадрат поднимите те у кого сегодня не получилось, но на следующем уроке обязательно всё получится.
(Дети поднимают карточку под песню «Читайте Пушкина друзья»)
- Найдите в произведениях других авторов примеры с обращениями. По желанию запишите эти примеры в свою тетрадь.
Дети участвуют в диалоге.
- Словом, сочетанием слов.
- Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения.
- Запятая.
- В конце предложения может ставиться точка, вопросительный или восклицательный знак.
- По цели высказывания первое и второе предложение побудительное по интонации оно восклицательное.
- Третье предложение по цели высказывания повествовательное по интонации невосклицательное.
- Четвёртое предложение по цели высказывания вопросительное по интонации невосклицательное.
- Без обращений обойтись нельзя.
Дети участвуют в мини-сценке.
Ответы детей.
- Зубрилой называть никого нельзя, т.к. человек может обидеться.
Ответы детей.
Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов)
Познавательные (умение ориентироваться в раздаточном материале)
Коммуникативные (умение слушать и понимать других, работать в группе)
Познавательные (умение ориентироваться в раздаточном материале)
Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)
Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
Дух.-нрав. воспитание и развитие
Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)
7 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
4 мин.
3 мин.
2 мин.
1 мин.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ