План-конспект урока русского языка в 4 классе «Значение наречий»

План-конспект урока русского языка в 4 классе по программе Л.В. Занкова, учебник А.В. Поляковой

Тема: «Значение наречий»

Цель: обеспечить закрепление понятий учащихся о наречии, обобщить представления о значении наречий, способствовать формированию орфографической зоркости, развивать творческие способности детей, воспитывать интерес к родному языку.

Задачи:

  • Отработать навык выделения в тексте наречий;

  • Научиться определять значение наречий;

  • Выделять наречия как член предложения.

Тип урока: закрепления знаний и способов деятельности.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями по группам, листы самооценки, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока.

1. Организационный

- Здравствуйте, ребята! Сегодня вы принимаете много гостей, поэтому я предлагаю вам поприветствовать всех присутствующих.

- Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Я думаю, искренняя улыбка – отличное средство, чтобы поднять себе настроение. Желаю вам успехов и творческих удач!

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

- Давайте поиграем в игру «Доскажи пару». Ваша задача продолжить предложение, подобрав по смыслу противоположное слово.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – «низко».

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – «близко».

Скажу я слово «медленно», а ты ответишь – «быстро».

Скажу я слово «громко», а ты ответишь – «тихо».

(слова записываются на доске)

- Какой частью речи являются слова, которые вы назвали? (наречие)

- Верно, ребята. А что вы уже знаете о наречии? (это неизменяемая часть речи, которая обычно поясняет глагол или прилагательное и имеет различное значение: образа, места, времени действия и степень качества)

- Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (наречие)

- Что наиболее трудное? (определять значение наречий)

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Сегодня мы посвятим наш урок

  • закреплению знаний о наречии как части речи,

  • научиться определять, что обозначают наречия

  • находить наречия в тексте и проследить, как они пишутся.

- За каждое задание вы будете получать баллы, которые фиксируются в листе самооценки. В итоге баллы приравниваются к оценке.

- Откройте тетради. Запишите число и классную работу. Проведем небольшую словарную работу.

Словарная работа.

- Замените фразеологизм одним словом – наречием.

- Что такое фразеологизмы? (Фразеологизм – это устойчивое словосочетание, употребленное в переносном смысле)

Работать спустя рукава – небрежно

Рукой подать – близко

Навострить уши – внимательно

Как курица лапой – неразборчиво

Засучив рукава – старательно

С пятого на десятого – бессвязно

Зарубить на носу – крепко

В мгновение ока – моментально

На глазок – приблизительно

За тридевять земель – далеко

- Проверим, что у вас получилось. Сравните свои наречия с данными (на экране). Если все наречия совпадают поставьте себе 10 баллов в первом задании.

- Чем объяснить написание слов? (это наречия, неизменяемая часть речи, пишутся слитно, оканчиваются на -о)

- Одинаковое ли у них значение? А вопросы? (Нет, значения и вопросы разные)

3. Этап закрепления изученного

Проектная деятельность.

- А сейчас выполним небольшую проектную деятельность по данной части речи. Разобьемся на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание в папке. Ваша задача обсудить вопрос и выбрать правильный ответ, прикрепить его к карте-опоре.

Проверка. (карточки вывешиваются на доску в определенной последовательности, командиры команд защищают свои ответы)

- Посмотрите внимательно на карточки. Что вам напоминает эта последовательность? (план, алгоритм изучения наречия как части речи)

1. Часть речи …наречие

2. Отвечает на ? как? Когда? Где? Куда? В какой степени?

3. Роль .. поясняет глаголы и прилагательные

4. Обозначает … место, время, образ действия и степень качества

5. часть речи изменяемая или неизменяемая

6. В предложении является чаще .. обстоятельством, реже определением

4. Этап применения изученного

Индивидуальная работа с карточками. Игра «Редакция газеты».

- Как вы думаете, люди каких профессий трудятся в издательстве газеты? (редакторы, секретари, корреспонденты, технические служащие редакции, корректорская служба, библиотекари и т.д.)

- Давайте мы представим, что весь наш класс – это издательство газеты. Кстати, у нашей газеты пока нет названия. А какие вы знаете названия газет? Давайте придумаем такое название, которое бы содержало наречие. (варианты: «Двигайся вперед!», «Точно в цель», и т.д.).

- Как напишем название? (в кавычках с большой буквы)

- Чем занимаются корректоры газеты? (они корректируют готовые к публикации тексты)

- Машинисты набирали текст, но пропустили некоторые слова. Ваша задача отредактировать текст, вставив в него наречия по смыслу, которые даны ниже.

Среди зелени охотник увидел бурую голову и грудь медведя, который ______________________ озирался по сторонам. Убедившись, что опасности нет, медведь двинулся ________________. Следом за медведем ____________ скатились два медвежонка. Став на ноги, медвежата _____________________ кинулись догонять мать. __________ показался медведь-пестун. Он шел к воде __________, ___________ поглядывая на мать, и что-то дожёвывал на ходу. Пестун переминался с ноги на ногу и ____________________ ворчал.

Слова для справок: наконец, кубарем, подозрительно, вперед, вприпрыжку, недовольно, боком, искоса.

Самопроверка! Откройте учебник на с.128 упр. 190. Правильно ли вы употребили наречия? За каждое верное наречие по 1 баллу, максимум 8 б.

- Подчеркните, каким членом предложения являются вставленные слова.(обычно обстоятельство)

- Скажите, можно ли обойтись без вставленных вами слов? (да, смысл текста понятен).

- Тогда какую роль выполняют наречия в тексте? (Они как будто заполняют пробелы в нашей речи. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой.)

Физминутка

(выполняются действия по тексту)

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись – вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись.

- Ребята, слова какой части речи вы услышали в этом стихотворении? (наречие)

- А теперь встаньте еще раз и отыщите эти наречия в кабинете только глазами. Сколько их? (7)

5. Этап обобщения и систематизации изученного

Работа в группах (по рядам). Задание «Определи значение наречий»

- К данным глаголам подобрать и записать наречия, которые будут отвечать на вопросы:

1гр. – КАК? 2гр. – КОГДА? 3 гр. – ГДЕ?

Прыгал шел

Играл просил

Пел писал

- Определите значение наречие по вопросу.

Проверка! Командиры записывают на доске свои наречия.

- Какое значение наречия здесь отсутствует? (степени качества)

- На какой вопрос отвечает? (насколько? В какой мере?)

За каждый верный ответ 1балл, максимум за задание 6б.

6. Этап контроля и самоконтроля

Работа в парах. Задание «Четвертое - лишнее»

На экране вы видите два столбика глаголы и наречия. Одно из наречий в каждом группе – лишнее, не соответствующее смыслу глагола, его писать не нужно.

РАБОТАТЬ – быстро, издалека, плохо, много

ПИСАТЬ – аккуратно, чисто, громко, разборчиво

ИГРАТЬ – весело, пешком, долго, дружно

Взаимопроверка! Контроль на слайде.

За правильно выполненное задание 3 б.

7. Этап рефлексии

Используя 3-4 наречия, продолжите фразу:

На уроке мне было…

- Заполните листы самоанализа, ответьте на вопросы письменно.

Подсчитайте количество баллов по заданиям. Переведите баллы в оценку.

9. Этап подведения итогов учебного занятия

О какой части речи мы говорили на уроке?

Какую роль выполняют наречия в тексте?

Какое значение имеют?

Каким членом предложения выражены?

Как пишутся наречия?

8. Этап информации о домашнем задании

Упр. 192. Составить и записать 5 предложений на новогоднюю тему так, чтобы в каждом присутствовало наречие.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ