ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка во 2 классе "Суффикс как часть слова"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Суффикс как часть слова
Ф.И.О. Пономарева Елена Николаевна
Место работы МБОУ «ООШ с.Старицкое»
Должность учитель начальных классов
Тема Суффикс как часть слова
Базовый учебник «Русский язык. 2 класс» (Часть 1) Иванов С.В., Евдокимова А.О. Цель урока Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.
Задачи
- обучающие
Создать условия для ознакомления с суффиксом как части слова и его основными признаками, особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
- развивающие
развивать внимание, память, мышление,творческую самостоятельность, активностьобучающихся.
- воспитательные
Воспитывать интерес и любовь к родному языку, аккуратность, целеустремлённость.
Тип урок аурок открытия новых знаний
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная и групповая
Необходимое техническое оборудование компьютер, проектор, экран.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
УУД
Время
(мин)
1
2
3
5
6
7
8
1.
Самоопределение к деятельности.
Приветствует учащихся,создаёт эмоциональный настрой, рабочую обстановку, т нацеливает на урок.
Готовятся к уроку, настраиваются на работу.
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.
2
2.
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности
.
1.Словарно-орфографическая работа.
На доске:
море
аист
липа
ирис
нота
атом
-Ребята, прочитайте слова на доске.Слово, с которым мы познакомимся на уроке вы узнаете, если прочитаете первые буквы по вертикали в каждой строчке.(малина).
Найдите слово малина в орфографическом словарике, напишите его, поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании?
2. Фронтальный опрос
-Как можно назвать маленькую ягоду малины?(малинка)
-Как называется участок земли, где растут кусты малины?
(малинник)Записывает на доске слова «малинка» и «малинник». - Что вы можете сказать об этих словах? Разберите эти слова по составу, выделите корень и окончание.
Читают слова, составляют слово малина.
Находят слово в словарике, записывают в тетрадь, обозначают ударение.
Делают вывод: в слове непроверяемая безударная гласная а.
- Малинка, малинник.
(В тетради слова «малина»,«малинка» и «малинник»). -Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится их общее значение.
- Различия в составе и оттенке значения.
Регулятивные:корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
8
3.
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Формулирует проблемный вопрос: «Какая часть слова в словах«малинка»,«малинник» находится после корня?
Выделяют одинаковый корень этих слов (малин-) и окончания (малина – а, малинка – а,малинник - (нулевое).
Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «малинник» есть часть слова (-ник-), в слове «малинка» есть часть слова (-к-) которые мы никак не обозначили.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов.
Личностные: применять правиладелового сотрудничества
4
4.
Постановка учебной задачи.
Знакомство с суффиксом
-Кто знает, как называется новая часть слова?
-О чём мы будем говорить на уроке, что нового узнаем?
- Сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения.
Не выделили часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием.
- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.
Формулируют под руководством учителя цели урока:
узнать как называется новая часть слова, для чего служит.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы
3
5.
Построение проекта выхода из затруднения
Роль суффиксов
Попробуем сами определить нахождение суффикса в словах Работа с учебником. (Упр.1. стр.100)
-Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?
-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?
- Обратитесь к учебнику стр. 101, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Запишите в тетрадь название новой для нас части слова.
Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)
- Она находится между корнем и суффиксом.
- Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова
Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь.
Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные:моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.
- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения.
- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?
- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?
Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:
- какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва? Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?
Записывают в тетради первые 2 строчки слов с комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.
- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.
- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
5
7.
Самостоятельная работа самопроверкой по эталону
Разделитесь на группы (по 3 человека). На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.
- Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 104.
Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.
Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном виде.
5
.
Включение в систему знаний и повторение
Ласковые суффиксы
-Oбразуйте слова с помощью суффиксов
(упр.3 в учебнике, стр.101-102)
- Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске). Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.
- Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-?
Выпишите слова из упр.4, обозначающие маленький предмет или ласковое слово.
Какое значение имеют суффиксы -ушк-, юшк-, -к-? Прочитайте на стр.103 подсказку.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. - Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства.
- Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение. - Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных.
Читают текст учебника, самостоятельно выполняют задание.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
Личностные: самоопределение, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству.
Познавательные:
логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: коррекция, осознание качества и уровня усвоения;
7
3
8.
9
Рефлексия
деятельности
- Что вы знали в начале урока о том, из каких частей состоит слово?
- Что нового узнали о составе слова? Как называется новая часть слова?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- А над чем вам ещё необходимо поработать?
Выставление оценок за урок.
Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.
Регулятивные:анализироватьэмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности:оцениватьуровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия
2
10
Домашнее задание
-Подумайте, какие еще суффиксы придают словам уменьшительно-ласкательное значение. Выполните
упр.5 стр.103.
Записывают домашнее задание.
Регулятивные: контроль , коррекция;
Личностные: самоопределение.
1
Суффикс как часть слова
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Знакомство с суффиксом
Мультимедийныйинформационный
Анимация
Текст с иллюстрациями
2
Роль суффиков
Мультимедийныйинформационный
Анимация
Текст с иллюстрациями
3
Ласковые суффиксы
Мультимедийный
Интерактивное задание
Анимация
Текст с иллюстрациями
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ