ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка во 2 классе "Суффикс как часть слова"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Суффикс как часть слова



Ф.И.О. Пономарева Елена Николаевна

Место работы МБОУ «ООШ с.Старицкое»

Должность учитель начальных классов
















Тема Суффикс как часть слова

Базовый учебник «Русский язык. 2 класс» (Часть 1) Иванов С.В., Евдокимова А.О. Цель урока Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.

Задачи

- обучающие

Создать условия для ознакомления с суффиксом как части слова и его основными признаками, особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.

- развивающие

развивать внимание, память, мышление,творческую самостоятельность, активностьобучающихся.

- воспитательные

Воспитывать интерес и любовь к родному языку, аккуратность, целеустремлённость.

Тип урок аурок открытия новых знаний

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная и групповая

Необходимое техническое оборудование компьютер, проектор, экран.









СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД


Время

(мин)

1

2

3

5

6

7

8

1.

Самоопределение к деятельности.



Приветствует учащихся,создаёт эмоциональный настрой, рабочую обстановку, т нацеливает на урок.

Готовятся к уроку, настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

2

2.


Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности

.













1.Словарно-орфографическая работа.

На доске:

море

аист

липа

ирис

нота

атом

-Ребята, прочитайте слова на доске.Слово, с которым мы познакомимся на уроке вы узнаете, если прочитаете первые буквы по вертикали в каждой строчке.(малина).

Найдите слово малина в орфографическом словарике, напишите его, поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании?

2. Фронтальный опрос

-Как можно назвать маленькую ягоду малины?(малинка)

-Как называется участок земли, где растут кусты малины?

(малинник)Записывает на доске слова «малинка» и «малинник». - Что вы можете сказать об этих словах? Разберите эти слова по составу, выделите корень и окончание.

Читают слова, составляют слово малина.

Находят слово в словарике, записывают в тетрадь, обозначают ударение.

Делают вывод: в слове непроверяемая безударная гласная а.



















- Малинка, малинник.

(В тетради слова «малина»,«малинка» и «малинник»). -Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится их общее значение.

- Различия в составе и оттенке значения.

Регулятивные:корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.


8

3.

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности



Формулирует проблемный вопрос: «Какая часть слова в словах«малинка»,«малинник» находится после корня?

Выделяют одинаковый корень этих слов (малин-) и окончания (малина – а, малинка – а,малинник -  (нулевое).

Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «малинник» есть часть слова (-ник-), в слове «малинка» есть часть слова (-к-) которые мы никак не обозначили.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов.

Личностные: применять правиладелового сотрудничества


4

4.

Постановка учебной задачи.


Знакомство с суффиксом

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf


-Кто знает, как называется новая часть слова?

-О чём мы будем говорить на уроке, что нового узнаем?

- Сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения.


Не выделили часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием.

- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

Формулируют под руководством учителя цели урока:

узнать как называется новая часть слова, для чего служит.


Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы

3

5.

Построение проекта выхода из затруднения


Роль суффиксов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf



Попробуем сами определить нахождение суффикса в словах Работа с учебником. (Упр.1. стр.100)

-Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?

- Обратитесь к учебнику стр. 101, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Запишите в тетрадь название новой для нас части слова.


Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)

- Она находится между корнем и суффиксом.

- Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова

Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь.


Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные:моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5


6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи



- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.

- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?




- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?


Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:

- какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва? Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?

Записывают в тетради первые 2 строчки слов с комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.

- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.


- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.


5



7.

Самостоятельная работа самопроверкой по эталону


Разделитесь на группы (по 3 человека). На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.

- Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 104.


Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.





Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном виде.

5

.

Включение в систему знаний и повторение



















Ласковые суффиксы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/865bd372-7396-4475-8660-1da15b100f56/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BQN_009%5D.swf

-Oбразуйте слова с помощью суффиксов

(упр.3 в учебнике, стр.101-102)

- Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске). Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.

- Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-?

Выпишите слова из упр.4, обозначающие маленький предмет или ласковое слово.

Какое значение имеют суффиксы -ушк-, юшк-, -к-? Прочитайте на стр.103 подсказку.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.







Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. - Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства.




- Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение. - Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных.

Читают текст учебника, самостоятельно выполняют задание.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Личностные: самоопределение, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству.

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: коррекция, осознание качества и уровня усвоения;

7


















3

8.

9

Рефлексия

деятельности



- Что вы знали в начале урока о том, из каких частей состоит слово?

- Что нового узнали о составе слова? Как называется новая часть слова?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- А над чем вам ещё необходимо поработать?

Выставление оценок за урок.

Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.

Регулятивные:анализироватьэмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности:оцениватьуровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия

2

10

Домашнее задание


-Подумайте, какие еще суффиксы придают словам уменьшительно-ласкательное значение. Выполните

упр.5 стр.103.


Записывают домашнее задание.

Регулятивные: контроль , коррекция;

Личностные: самоопределение.

1






Суффикс как часть слова

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1


Знакомство с суффиксом

Мультимедийныйинформационный


Анимация

Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf


2

Роль суффиков



Мультимедийныйинформационный


Анимация

Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf


3

Ласковые суффиксы

Мультимедийный

Интерактивное задание

Анимация

Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/865bd372-7396-4475-8660-1da15b100f56/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BQN_009%5D.swf


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ