Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласного звука на конце слова мягким знаком" 1 класс
Русский язык
1 класс
Тема:
«Обозначение мягкости согласного звука на конце слова мягким знаком»
Цель урока:
способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение слышать мягкие согласные звуки и правильно обозначать мягкость согласного звука на письме при помощи мягкого знака; закрепить знания учащихся о правописании слов с мягким знаком на конце, умения правильно писать сочетания с шипящими, составлять предложение, выделять в предложении главные члены;
развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность учащихся;
воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.
Оборудование:
рисунки гномов, домик гномов, колодец, ведра(из цветного картона) с буквами А, У, И;
карточки с цифрами 1, 2, 3, 4 (номера групп);
презентация, выполненная в PowerPoint; магнитофон.
Ход урока
Слайд №1
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
(Звучит музыка)
(Появляется Белоснежка)
Белоснежка:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своем
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Ну-ка, открывай глаза!
(На доске появляются дом, гномы)
- Я рада приветствовать вас в сказочной стране. Ребята, а как меня зовут, кто знает?
- Из какой сказки я к вам пришла?
Слайд №2
- А на какую сказку она похожа? Кто автор сказки?
Слайд №3
2. Сообщение темы урока.
Белоснежка:
Отгадали вы меня,
Вы правы, Белоснежка – это я.
Живу у гномов своих,
А кто мне скажет
Сколько их?
Слайд №4
- Семь – это магическое число. Оно упоминается в пословицах и поговорках, в названиях сказок.
Приведите примеры (Семеро одного не ждут. 7 пятниц на неделе. 7 раз отмерь, один раз отрежь. Волк и семеро козлят.)
- А сколько дней в неделе?
- Ребята, а что особенного в слове «семь»?
- Сколько букв в этом слове? звуков?
- Почему букв в слове больше, чем звуков?
- Тема нашего урока-сказки «Обозначение мягкости согласного звука на конце слова мягким знаком».Слайд №5
3. Чистописание.
Белоснежка
Мои гномы – шалунишки,
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось,
Столько умненьких ребят.
- Ребята, поиграем с гномами? Тогда отправляемся к первому гному. А зовут его Пишичитай. Он нам предлагает свое задание.
Слайд №6
Пишичитай
Вот ромашка непростая,
А чудесная какая.
Букву лишнюю найдите.
Всем нам чудо покажите.
(Игра «Найди лишнюю букву». На лепестках ромашки расположены буквы: я, е, ё, и, ь, ю.)
- Какая буква лишняя? Почему?
- Какое общее свойство у всех букв, изображенных на лепестках?
- Напишем на следующей строчке букву «ь»,а на второй - «ьь» ( показать на доске).
- Прежде чем мы приступим к чистописанию, гном напомнит нам правила при письме.
Я тетрадочку открою.
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Молодцы! Справились с заданием гномика. Но нам пора дальше идти.
4. Словарная работа.
- Гномик Говорун приготовил для вас интересное задание, а вот и сам гномик. Он слишком много говорит, поэтому внимательно слушайте задание, которое он предложит.
Говорун
- Вот, ребята, моя игра. Слова читать буду я. В тетради писать – вы. Запишите только те слова, в которых пишется мягкий знак на конце слова.
- Пишем слово «словарь» с большой буквы, далее с маленькой буквы через запятую.
Декабрь, мороз, учитель, тетрадь, март, работа, портфель, ворона, февраль.
- Написали? (Взаимопроверка)
- Какие слова написали?
(Проверка слов) Слайд №7
- Что общего в написании этих слов?
- Какова его роль?
- На какие две группы можно разбить слова? По какому признаку?
- Молодцы! Справились с заданием. Пойдем дальше.
5. Фонетический анализ.
- А вот и гномик Буквоежка.
Что за ужас, что за хлам?
Везде буквы по углам.
Давайте в доме уберем.
Из букв мы слово соберем.
- Задание группам.
Слайд №8
1гр. ВЕДЬМЕД, ЬУСГ, ЬНОК
2гр. РАВЛЬЖУ, ЛЬОГУ, ЬНЕП
3гр. ШАДЬЛО, ТЬГОС, ЬНЕЛ
4гр. РАБЛЬКО, НЬДЕ, ЬСЫР
- Какие слова вы составили?
(Проверка слов. Один ученик от группы зачитывает слова.)
Слайд №9
- Выполните фонетический разбор слова ( по группам). Напишите, сколько букв, звуков в этом слове, обозначьте гласные, твердые и мягкие звуки.
- От 1гр. ответит…., 2гр……, 3гр……, 4гр……
- Где стоит «ь»? Для чего он нужен?
Физкультминутка
- Гномик Весельчак приглашает вас отдохнуть.
Белоснежка
Вижу, сильно вы устали.
Позову Весельчака,
Проведет он физкультминутку,
Всем понравится она.
Весельчак
Гномы шли-шли-шли,
Земляничку нашли.
Раз и два, и три, и четыре, и пять,
Мы начнем искать опять.
6. Группировка слов по значениям.
- Гномик Любознайка уверен, что вы с удовольствием выполните его задания.
Любознайка
Я однажды на прогулке
Повстречал животных тьму
Где здесь птицы, а где здесь звери?
Ничего я не пойму!
- Поможем гному разместить птиц в свой домик, а зверей в свой?
- Отгадайте загадки и запишите отгадки. 1 и 3 группы записывают названия птиц, а 2 и 4 группы – названия зверей. Пишем с новой строки, первое слово с большой буквы, далее – с маленькой через запятую.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь) Слайд №10
Сизый в луже сидит,
Глуп да сердит,
Житель городской,
Пернатый да босой.
А белый его брат –
Миру в мире рад,
Символ чистоты,
Любви и красоты. (Голубь) Слайд №11
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь) Слайд №12
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти – рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь) Слайд №13
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось) Слайд №14
(Проверка)
- Молодцы! На какие вопросы отвечают эти слова?
- Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Что общего у всех слов – отгадок в написании? Подчеркните Ь.
- Какие еще названия птиц и зверей вы знаете?
- Сказочный лесной гном вам дают следующий наказ:
Не стреляй воробьев,
Не стреляй голубей,
Не стреляй просто так
Из рогатки своей!
Эй, малыш, не стреляй
И не хвастай другим,
Как без промаха бьешь
По мишеням живым.
7. Комментированное письмо.
В уголочке кто сидит?
Тихо что-то говорит?
- Да это же гномик Тихоня. Он никак не может составить предложение из слов:
«Каждый, Белоснежка, убирала, в, день, домике».
Слайд №15
- Расположите слова, чтобы получилось предложение?
(Дети читают предложения)
- Что мы должны помнить об оформлении предложения на письме?
- Как вы напишите слово «Белоснежка», если оно в середине предложения?
- Запишите предложение в тетради (ученик у доски ).
- Подчеркните главные члены предложения.
- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.
Белоснежка
Вижу, сильно вы устали.
Позову Весельчака,
Проведет он физкультминутку,
Всем понравится она.
Физкультминутка
Весельчак
Чтобы лучше нам писать,
Надо пальчики размять!
Рыбки плавали, ныряли
В теплой ласковой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
8. Закрепление правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Ой, как жарко, пить хочется. А вот и волшебный колодец. И поджидает нас здесь гномик Повторялка. Давайте у него спросим, можно ли пить из этого колодца?
- Гномик Повторялка приготовил вам задание.
Повторялка
Выбери себе ведерце.
Размести его в оконце.
Если верно разместить,
Из колодца можно пить.
(Из картона вырезаны ведра, на которых изображены буквы А,И,У)
Лыж…, рощ…, щ…ка, ж…раф, мыш…, ч…до, ч…йник, ш…шки.
- Напишите слова, вставляя пропущенные буквы (ученик у доски).
-Молодцы! Справились с заданиями. Воды напились.
Слайд
9. Итог урока.
- Вот наше путешествие подошло к концу. Я вас всех благодарю. Мне очень понравилось, как вы работали. Отвечали, писали. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили гномы. Но чтобы вернуться, надо ответить на следующие вопросы.
Слайд №17
- Как обозначить мягкость согласного звука на конце слова при написании?
- Для чего в словах «день, пень» написан ь?
- Чем буква «Ь» необычна?
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без него не написать.
«Тридцать, двадцать, десять, пять».
Вместо «шесть» получим «шест»,
Вместо «есть» напишем «ест».
- Понравилось вам путешествие?
Слайд №18
Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки,
Раз, два, три, четыре, пять –
В класс вернемся мы опять.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ