ПОДГОТОВКА К ГИА. УЧИМСЯ РАБОТАТЬ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ И СОЧИНЕНИЕМ

ПОДГОТОВКА К ГИА.

УЧИМСЯ РАБОТАТЬ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ И СОЧИНЕНИЕМ


Написание сжатого изложения

Задание С1 подразумевает написание выпускниками 9-го класса сжатого изложения исходного текста. Максимум баллов за это задание ученик получает, если:

1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;

2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста;

3)работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.


Основные способы сжатия текста:
Исключение:

• предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);

• предложений с описаниями и рассуждениями;

• повторов;

• одного или нескольких синонимов.

Обобщение:

• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)

• образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Упрощение:

• разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

• замена сложноподчинённого предложения простым.

• перевод диалога или прямой речи в косвенную;

• замена фрагмента текста синонимичным выражением.

• формулирование мысли своими словами.


Рассмотрим использование различных приемов сжатия на конкретных примерах.


Сжатие повествовательного текста

Если текст – повествование, нужно уметь выделить главные события – сюжетные узлы – и понять, как они связаны между собой.


Пример 1

Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа.


Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что

баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно.

Веревочка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ax, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять. Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик... (В.Катаев)


Правильно выполненное упражнение должно выглядеть примерно так:

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Веревочка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...



Анализ и обработка текста-рассуждения

Чтобы правильно понять рассуждение, нужно уметь видеть его структуру: различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой. Это умение ключевое: без него нельзя научить точному пониманию текста, точному и осмысленному пересказу.


Пример 2

В каждом предложении найдите слова, в которых сформулирована основная мысль. Остальное заключите в скобки.


Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно

закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать. (М.Гаспаров)


Части, не заключенные в скобки, соедините в одно предложение.

Выпишите из толкового словаря значение слов громоздкий и бесполезный, перескажите получившееся предложение, не используя этих прилагательных.


Прочитаем текст вслух, подчеркнем в каждом предложении такие слова, в которых сформулирована основная мысль (тезис), а те части, которые содержат разъяснение основной мысли, заключим в скобки.

Правильный ответ выглядит так:


[Чтобы спартанцы не копили богатств], в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: [для небольшой покупки их надо везти целый воз].Железные деньги бесполезны: [их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было пи во что перековать].


Запишем тезисы в тетрадь, соединив их в одно предложение с помощью союзов потому что или так как (два последних утверждения объясняют причину того, о чем сказано в первом: почему спартанцы выбрали в качестве денег именно железные прутья). Заменим повторяющееся словосочетание железные деньги местоимением они,

устраним повтор синтаксической конструкции, употребив однородные сказуемые:


Спартанцы вместо денег использовали железные прутья, потому что они тяжелые, занимают много места и ни на что не годятся.

Или:

Спартанцы вместо денег использовали железные прутья, потому что они тяжелые, занимают много места и их нельзя перековать.


Предложение в нашем изложении стало длиннее, зато понятнее.


Пример 3

Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Разбейте текст на абзацы.


Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней «великое множество пряностей». Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги. (Н.Грант)


Кратко перескажите предложения, не являющиеся тезисами. Прежде всего по словарю выясним значение слов пряности и эквивалент, потом продолжим работу.

В этом тексте можно выделить два тезиса. Подчеркнем их и отметим, какие предложения разъясняют каждый тезис. Текст разделится на две части – два абзаца.


Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней «великое множество пряностей».

Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги.


Перескажем только поясняющие части каждого абзаца. Для первого возможен такой ответ: Царица Савская подарила Соломону пряности вместе с золотом и драгоценными камнями.

В двух поясняющих предложениях второго абзаца речь идет об одном и том же – в некоторых ситуациях перец служил денежным эквивалентом. Заменим выражение денежный эквивалент на более понятное – заменял деньги, служил заменой деньгам, использовался вместо денег – и соединим два

последних предложения в одно. При этом из одинаковых по смыслу выражений – иногда и известны случаи – выберем короткое иногда.

Произведем и другие сокращения. Опустим ненужную в пересказе частность и на Востоке и на Западе:


Иногда перец использовался вместо денег, например, при уплате налогов;

Иногда вместо денег налоги платили перцем;

Иногда перец заменял деньги: им платили налоги.


А теперь попробуем поработать над большим текстом.

Текст 1.

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте.
Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.

«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (По В. Пескову)


Сначала выделим в тексте микротемы. Их четыре:

1) Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины..

2) Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

3) Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника невосстановима.

4) «Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.


Исходный текст

Сжатый текст

Использованный прием сжатия

1.

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают горестные картины.

• Замена фрагмента текста (доставшееся нам наследство) местоимением (его);

• Исключение фрагментов предложения (жизненный опыт, а порой);

• Исключение синонима (грустные);

• Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений)

2.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.

Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

• Упрощение (замена имени и отчества инициалами, местоимением);

• Исключение предложения, содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..);

• Замена фрагмента текста синонимичным выражением ( сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали);

• Исключение фрагментов предложения и переформулирование мысли своими словами.

3.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте.
Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли!
Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.

• Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение синонимов, упрощение;

• Исключение предложения, содержащего второстепенные факты


Советы учащимся для выполнения задания С 1.

1. Во время первого чтения слушать сосредоточенно весь текст, записать 2-3 слова начала каждого абзаца, определив количество абзацев по интонации длительных пауз читающего. Абзацы пронумеруйте. Пишите текст на развёрнутом листе, оставляйте место для записи рабочих материалов при втором чтении.

2 Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)

3. Обдумайте содержание текста. Постарайтесь определить и записать подробно тему в черновике.

4. Во время второго слушания необходимо конкретизировать первые впечатления от текста, делая по возможности запись ключевых слов и словосочетаний, отдельных фраз, но не старайтесь записывать дословно. Необходимо проникнуть в суть текста, следить за логической связью микротем и их последовательностью.

5. Оставляйте интервалы между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

6. Сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).

7. Обязательно проверить черновик







Написание сочинения – рассуждения

Задание С2 предполагает написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) или тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2).


Сочинения - рассуждения на лингвистическую тему

При оценке варианта С2.1 в критериях С1К1 и С1К2 акцент сделан на понимание экзаменуемым языковой теории, сущности языковых единиц и их функций, на умение подкреплять свои рассуждения на лингвистическую тему примерами из исходного текста. Важно отметить, что при оценке данного варианта учитывается разносторонность знаний учащихся (оценка снижается, если ученик назвал лишь одну функцию языковой единицы) и обоснованность суждений (пример должен подтверждать суждение).


Разберем несколько примеров сочинений - рассуждений и их оценок по критериям.


Текст для написания сочинения

Вариант 917 (ГИА-2009)

(1) Для меня музыка – это всё. (2) Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4) Свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант все дул напропалую в свой саксофон!..

(6) Там все про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса. Зовут Кит…

- (9) Представляешь? - говорит дядя Женя. – (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.

(11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13) Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов - зачем нам с Китом слова?

- (15)Андрюха! - вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)Здесь, в Доме культуры, есть такая студия.

(18) Конечно, джаз - это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19) Только с Китом. (20)Для Кита пение - все, поэтому я взял его с собой на прослушивание.

(21)Кит, съев полностью колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало. Сколько надежд!

(23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя.

(24)В комнату для прослушивания я вошел без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!..

- (25)Ты не подходишь, - сказали мне. – (26)Слуха нет.

(27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел.

(28) «Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» - всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару.

(31)Дома я позвонил дяде Жене.

- (32)У меня нет слуха, - говорю. - (33)Я не подхожу.

- (34)Слух - ничто, - сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поешь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз - не музыка, джаз – это состояние души.

(39)Положив трубку, я извлек из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит - гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43) А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…

(44)И песня пошла… (По М. Москвиной.)


Приведем примеры сочинений, получивших максимальные баллы - 7 по следующим критериям:


1) Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления;

2) Экзаменуемый привел 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.

3) Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

4) Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.


Сочинение-рассуждение «Зачем нужно тире?»

1. Трудно не согласиться с мнением Антона о том, что на письме без тире обойтись невозможно.
Тире – знак выделения, обособления. На письме тире ставится между подлежащим и сказуемым, между прямой речью и словами автора, перед каждой репликой в диалоге, после однородных членов перед обобщающим словом.

В тексте М. Москвиной встречаются предложения с этим знаком препинания. В 9, 25, 32, 34, 35 предложениях тире стоит перед репликами, произносимыми героями в диалоге, и отделяет речь героев от слов автора. В предложении 20 тире стоит между подлежащим и сказуемым.

Таким образом, мы убедились: без тире на письме не обойтись.


2. В русском языке много знаков препинания: запятая, точка, двоеточие, скобки и другие. Трудно представить письменную речь без них, например, без тире.

Тире в тексте М.Москвиной используется часто. Так оно стоит между подлежащим и сказуемым, которые выражены именем существительными (предложение 1).

В тексте автор использует диалог, передавая разговор мальчика с дядей Женей. Чтобы отделить речь героев от слов автора и каждую реплику, автор использует тире.

Таким образом, мы убедились, что тире помогает нам понять смысл предложения и разграничить его части, поэтому на письме без этого знака не обойтись. А Кириллу хотелось бы посоветовать выучить правила о постановке тире, чтобы использовать его в своей речи.


3. В письменной речи часто встречается тире. Зачем же мы его используем? Какую роль играет этот знак препинания в тексте?

Тире выполняет несколько важных функций. В предложениях этот знак используется для связи подлежащего и сказуемого, когда они стоят в именительном падеже. Примером могут послужить предложения 1, 38. Тире ставится при прямой речи, отделяя слова автора от реплик героя. Например, в предложениях 9, 10 данного текста. Если автор хочет выделить какую-то часть предложения, то он может поставить тире. В таком случае оно называется авторским.

Таким образом, мы видим, что тире - знак препинания, играющий важную роль в письменной речи.


Комментарии и выводы:

В данном тексте ученики привели примеры трех функций тире в письменной речи.
Во-первых, в прямой речи тире отделяет слова героев от слов автора, если они стоят за ним или вставлены в прямую речь(предложения 9, 15, 25, 32, 34). Во-вторых, тире ставится перед каждой новой репликой в диалоге (предложения 15, 25, 32, 34).

В-третьих, тире ставится между подлежащим и сказуемым. Но не все уточнили, что тире ставится, если сказуемое выражено именем существительным, числительным, неопределенной формой глагола и связка отсутствует. К тому же в приводимых примерах (предложения 1, 20) сказуемое выражено местоимением всё, а не существительными, как сказано учениками. Здесь тире указывает на то, что именно на местоимение падает логическое (смысловое) ударение. Можно было отметить, что в предложении 38 («Джаз – не музыка, джаз – состояние души») тире в первом случае поставлено потому, что автор хотел особо подчеркнуть значительность высказывания.

Никто из учеников не вспомнил, что тире ставится в неполных предложениях вместо сказуемого. Например, предложение 41: «На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит - гудок паровоза и гудок парохода» Во второй части сложносочиненного предложения тире «заменяет» пропущенное сказуемое изобразил и помогает сделать речь компактнее.

Тире используется в бессоюзных сложных предложениях, указывая на противопоставление. Например, предложение 14: «Конечно, без слов - зачем нам с Китом слова?».

В выводе необходимо указать, что без тире понять смысл высказывания, увидеть авторское «я» было бы затруднительно. Тире – «удобный» и необходимый знак для выделения важного слова, чтобы именно на нем сделать смысловое ударение.


Познакомимся с работами, получившими менее 7 баллов:

Трудно не согласиться с точкой зрения Антона, ведь о необходимости тире в письменной речи знает каждый человек.

Без тире на письме не обойтись, об этом свидетельствуют различные функции этого знака препинания. Тире ставится в предложении с прямой речью, перед обобщающим словом после однородных членов.

Приведем примеры из текста. В предложении 15, 25 тире разделяет прямую речь и слова автора.
Можно сделать вывод, что без тире затруднительно было бы понять смысл предложений.


Данная работа была оценена 5 баллами.

Во-первых, нет обоснованного ответа на вопрос. Во вступлении имеется фактическая ошибка: ученик утверждает, что о необходимости тире знает каждый человек. Но ведь из задания следует, что Антон не понимает важность этого знака. (1 балл)

Во-вторых, ученик назвал две функции тире. Но привел только один пример. К тому же в тексте нет предложений с обобщающим словом, после которого нужно поставить тире. (1 балл).
По остальным критериям 2 и 1 балл.


Советы учащимся для выполнения задания С 2.1

Задание С2.1 – это сочинение - рассуждение на лингвистическую тему. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Тому, кто предпочтет это вариант задания, придется рассуждать о языке, его единицах: словах, словосочетаниях, типах грамматических конструкций, знаках препинания. Для выполнения задания произведите следующие действия:

1. Рассмотрите иллюстрацию, представьте ситуацию, в которой происходит диалог героев, разберитесь в позиции говорящих.

2. Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения. (Например, «Без знаков препинания обойтись нельзя»).

3. Подберите аргументы, доказывающие справедливость позиции участника диалога, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний. (Например, знаки препинания придают завершённость мысли и обеспечивают интонационную законченность предложений).

4. Перечитайте текст.

5. Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.

6. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.


Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.

• Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .

• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

• Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

7. Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.

8. Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что знаки препинания …») или от имени героя («Антон рассказал о важности знаков препинания…»).

9. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.

Вступление

Введение в тему, сообщение о реплике героя иллюстрации или текста.

Основная часть

Раскрытие сути упомянутого в диалоге героев языкового явления. Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста.

Заключение

Вывод о справедливости высказывания героя о сущности языкового явления.

11. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.

12. Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.

Полезное приложение

Функции знаков препинания.

Знак препинания


Смыслоразличительная функция знака препинания

Примеры

Общие замечания о роли знаков препинания (возможны как

тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)

Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.

Передают логику предложения, связь между частями предложения.

Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.

Передают на письме оттенки смысла.

Могут быть средством выражения состояния пишущего.

Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями.

Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.

Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.

Запятая

Указывает на следование объектов и событий друг за другом.

Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.

Разделительный знак запятая несколько раз употребляется в предложении: «Ромашки, одуванчики, лютики, клевер – полевые цветы.» (№ 13) Здесь перечисляются однородные члены (подлежащие), соединенные бессоюзной связью. Границы между ними обозначают запятые.

Два простых предложения в составе сложного бессоюзного (№ 18) разделены запятой: «Гремел гром, сверкала молния.» Знак препинания указывает на границы частей сложного предложения, обозначает их автономность, независимость.


Точка

Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.

Указывает на завершённость высказывания.

Указывает на законченность мысли.

Приведу в пример предложение № 3: «В лесу стало тихо.» Это законченное высказывание, в котором повествуется о наступлении вечерней тишины и спокойствия. Точка обозначила конец предложения.

Вопросительный

знак в конце предложения

Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.

Указывает на ожидание ответа.

Посмотрим на предложение № 16: «Который час?» Здесь звучит прямой вопрос. Законченное высказывание принадлежит Павлу, герою рассказа, который ожидает ответа.


Восклицательный знак в конце предложения

Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.

Указывает на эмоциональная напряжённость

«Как жаль, что птицы улетели!» Это предложение (№4) представляет собой законченную мысль. Автор, находясь в лесу, с сожалением замечает, что стало очень тихо. Его эмоциональное состояние подчеркивает восклицательный знак в конце предложения.

Двоеточие

Ставят, когда хотят оказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)

Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.

Рассмотрим предложение: «Печален я: со мною друга нет.» (№ 20) Это законченное высказывание. Оно представляет собой бессоюзное сложное предложение. В нем две части, причем вторая поясняет причину того, о чем говорится в первой. Граница между двумя простыми предложениями обозначена двоеточием.


В тексте есть предложение № 15. Оно состоит из слов автора текста («Он спросил») и прямой речи («Который час?»), принадлежащей герою рассказа Владимиру. Между этими высказываниями ставится двоеточие, обозначающее их разделение.

Тире

Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.

Указывает на следование событий друг за другом.

Указывает на временной интервал.

В обозначении чередования : хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.

Указывает на варианты названия.

Значение противоположности (Я мрачен - ты весел).

Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).

Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).

Перед нами бессоюзное сложное предложение: «Настанет утро – двинемся в путь.» В нем две части (простые предложения), причем первая из них указывает на время, когда будут происходить предполагаемые события. Поэтому внутри сложного предложения между относительно самостоятельными высказываниями ставится тире.


Тире употреблено в предложении № 17: «Солнце дымное встает – будет день горячий.» Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых, представляющих законченные высказывания. Вторая часть указывает на следствие (результат). Поэтому между простыми предложениями ставится тире.

Кавычки

Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.

Обозначают границы прямой речи или цитаты.

Кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.

Автор, анализируя стихи российского поэта, приводит такие строчки: «Как писал Блок, «и вечный бой, покой нам только снится». (предложение № 29) Цитата из произведения заключена в кавычки, тем самым обозначается смена автора речи.

Например, предложение № 27 представляет собой высказывание русского критика 19 века В.Г.Белинского: «Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить о «высоких персонах». В словах писателя мы слышим иронию, а потому часть слов заключена в кавычки.

Скобки

Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.

Указывают на вспомогательный характер информации.

«Летом (скорее всего в июле) мы отправимся в круиз по Черному морю.» Прочитав это предложение, мы видим обстоятельство времени «летом», которое уточняется словами «скорее всего в июле». Уточняющие члены предложения, вносящие необходимую информацию, заключены в скобки.

Точка с запятой

Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя.

Автор использует точку с запятой в предложении: «Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.» (№ 16) Высказывание представляет собой бессоюзное сложное предложение. Оно состоит из двух независимых, самостоятельных частей. Второе простое предложение осложнено деепричастным оборотом, который обособляется. Следовательно, между частями сложного предложения поставлена точка с запятой.

Многоточие

Передаёт недосказанность, недоговорённость.

Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.

Указывает на неполноту информации.

Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

Многоточие стоит в конце предложения № 17: «Как бы вам объяснить попонятнее…» Этот пунктуационный знак указывает на конец завершенного высказывания. Многоточие указывает, что автор размышляет, пытается подобрать нужные слова, чтобы продолжить свою речь.

Возьмем, к примеру, предложение № 14: «В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте.» Гоголь поставил многоточие неслучайно. Этим пунктуационным знаком обозначен перерыв речи, заминка автора, видимо, размышляющего, стоит ли указывать место действия.


С2.2 Сочинение на морально-этическую тему по данному тексту

Задание С2.2 – это сочинение - рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Значит, основным содержанием такого сочинения будет анализ информации, которая содержится в тексте, осознание явных и скрытых значений, которые автор вложил в слова, словосочетания, предложения.


Разберем пример выполнения задания.

Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста (смысл финала):

«Мне думается, славные строки вписал Малый театр в свою историю, и без того уже славную, в тот самый день, когда второй раз поверил в Остужева».


(1)Много лет назад, еще до революции, молодой артист московского Малого театра Александр Остужев, наделенный талантом, благородной внешностью, сценическим обаянием, великолепными манерами, поразительной красоты голосом, заболел. (2)И в несколько дней потерял слух. (3)Навсегда. (4)Почти полностью. (5)Планы, надежды, будущность, слава – казалось, всё рухнуло!

(6)Жить без театра! (7)О нет! (8)Остужев убедил себя в том, что можно дойти до таких степеней совершенства, когда глухота не будет страшна ему. (9)Он знал себя, он рассчитывал на силу воли, на упорство свое, на всепреодолевающий труд. (10)Он верил в дружбу, верил в Малый театр!

(11)И остался актером.

(12)Чтобы сыграть в спектакле роль, даже самую крохотную, он выучивал наизусть всю пьесу. (13)Чего стоило ему произносить свои реплики вовремя, поддерживая живой диалог, делая вид, что он слышит партнеров! (14)Забудь он свой текст – ни один суфлер мира не помог бы ему, как кривое колесо шел бы такой спектакль до концa.

(15)Но любовь к театру превозмогла всё!

(16)Фамилия Остужева появлялась на афишах театра в продолжение многих лет. (17)И стояла она не в конце среди лиц без речей, а в начале. (18)Он играл бурных героев Шиллера и Гюго, Скупого рыцаря Пушкина, шекспировского Антония, Чацкого.

(19)Незадолго до последней войны, когда ему шел шестьдесят третий год, Остужев сыграл роль Отелло – и так, как уже давно никто не играл ее в русском театре. (20)Два с половиной часа сходился и снова шел занавес. (21)Два с половиной часа театральная Москва стоя приветствовала замечательного актера, который свершил великий художественный и, я бы сказал, великий нравственный подвиг...

(22)Но подумаем: много ли на свете театров, которые решились бы оставить в своей труппе глухого, верили бы в его силы и довели бы его до триумфа? (23)Мне думается, славные строки вписал Малый театр в свою историю, и без того уже славную, в тот самый день, когда второй раз поверил в Остужева. (По И.Л. Андроникову)


Рассмотрим возможный вариант работы с текстом. Поначалу вопрос обескураживает: о чём тут писать? Повторить другими словами то, что уже сказано?

Попытаемся представить себе описанную ситуацию.

Потом попробуем сформулировать задачу в виде вопроса. Получится примерно так: Почему слава Остужева – это и заслуга Малого театра?

Проследим, что об этом сказано в тексте. Во-первых, актер смог остаться в театре только потому, что его поддерживали его товарищи (ясно же, что работать с лишенным слуха актером труднее). Во-вторых, ему доверяли главные роли. Заметим, что не только Малый театр способствовал славе

актера, но и актер преумножил славу театра.

Уяснив для себя основные мысли сочинения, приступим к написанию. Может получиться так:


Когда талантливый актер Александр Остужев потерял слух, он не покинул любимый Малый театр. Но только ли сила воли и трудолюбие позволили актёру преодолеть все технические трудности и сыграть множество выдающихся ролей?

С самого начала Остужев надеялся на поддержку коллег: «Он верил в дружбу, верил в Малый театр». Остужеву поручались ведущие роли классического репертуара. Это означает, что театр ценил уникальность творческого дарования актера и помог спасти талант.

Подлинным триумфом актера стало исполнение роли Отелло. Остужев достойно отблагодарил родной театр. Хотелось бы присутствовать при таком оглушительном успехе: «Два с половиной часа театральная Москва стоя приветствовала замечательного актера…»

История Остужева показывает, что в Малом театре идеи добра и милосердия, дружбы и взаимопомощи не только проповедуются со сцены, но и являются принципом жизни. (119 слов).


Советы учащимся для выполнения задания С2.2


Для выполнения задания произведите следующие действия:

1. Прочитайте текст, выделите в нем указанный в задании фрагмент.

2. Вдумайтесь в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытый значения всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических, образных выражений и позицию автора.

3. Сформулируйте собственное мнение о смысле фрагмента.

4. Приведите два аргумента, подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента.

5. Подберите из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию.

6. Приводя примеры, используйте цитирование или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждения.

7. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.

Вступление

Сообщение о прочтении текста в выделенном фрагменте

Основная часть

Толкование и комментирование выделенного фрагмента с целью демонстрации правильности понимания его смысла. Доказательство правильности понимания смысла выделенного отрывка путем подбора примеров из исходного текста.

Заключение

Вывод о правильности понимания фрагмента текста.

8.Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.

9.Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ