«Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий» 7 Класс


Альметьевский муниципальный район

Негосударственное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №23 «Менеджер»





Технология деятельностного метода «Школа - 2100»


Урок открытия новых знаний


«Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий»



(Урок русского языка в 7 классе)




Разработала и провела учитель

1 квалификационной категории

Мосенкова Елена Владимировна















Альметьевск, 2010


ТЕМА: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий».

ТИП УРОКА: открытие новых знаний.

Оборудование, демонстрационный материал. (Слайд №1).


1.Задание для мотивации к учебной деятельности. (Слайд №2)

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык.

И пусть для каждого из нас язык станет учителем, а слово – уроком.

2. Задания для актуализации знаний. (Слайды №3, №5)

1. Молодеж…, дремуч…, стереч…, шалаш…, из-за туч…, брош…, поёш…,

не тревож…, береч…, маж…ся, кипуч…, обидиш…, много задач…, стеллаж… .

2. Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ… Не пряч…тесь от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч… снег, проверьте скорость лыж... Из- за туч…все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч… . Ему невтерпеж… растопить лед на скатах крыш… и увидеть, как бьет из-под земли ключ…. Это не блаж… . Ведь весна уже не мираж…, а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж… окна соседних дач… .

3. Эталон. Алгоритм «Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи». (Слады №4, №7 – с наречием).

1. Определить часть речи

имя существительное имя прилагательное глагол наречие

Да Нет (уж,

замуж,

невтерпеж)


2. Определить грамматическую форму слова




3 скл. 2 скл краткая форма инфинитив пов.накл. 2л.ед.ч.

Р.п.мн.ч.





Да Нет Да Да Да Да

4. Задания для первичного закрепления.



Заполните кроссворд, выбрав из данных слов наречия. Объясните правописание мягкого знака в наречиях, затем – в оставшихся словах (устно).

1) хранилищ…, наотмаш…, угрожающ…;

2) замуж…, тягач…, проучиш…;

3) страж…, проч…, тягуч…;

4) наследуеш…, перереж…те, невтерпеж…;

5) училищ…, вскач…, толоч…;

6) этаж…, фальш…, навзнич…;

7) настеж…, передач…, блестящ….








5. Задание для самостоятельной работы.

Задание №1. Подберите к данным словосочетаниям синонимы-наречия, которые оканчиваются на шипящие. Запишите пару. Графически обозначьте в наречиях условия выбора изучаемой орфограммы.

Упасть вверх лицом, открыть до конца, отсутствие терпения, ударить с размаху, мчаться быстро, уйти в сторону, густо засыпать.

Для правок: вскач…, невтерпёж…, настеж…, навзнич…, наотмаш…, проч…, сплош….

6. Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

Упасть вверх лицом – навзничь (нареч.), открыть до конца – настежь (нареч.), отсутствие терпения – невтерпёж (нареч., искл.), ударить с размаху – наотмашь (нареч.), мчаться бытро – вскачь (нареч.), уйти в сторону – прочь (нареч.), густо засыпать – сплошь (нареч.).


ХОД УРОКА


1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: 1) создать условия для мотивации к учебной деятельности;

Организация учебного процесса на этапе 1.

1.Чтение стихотворения. (Слайд №2).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового

материала: употребление буквы Ь после шипящих на конце наречий;

2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, сопоставление, анализ,

обобщение;

3) организовать актуализацию изученного способа действия: определение

условий написания буквы Ь после шипящих в разных частях речи;

4) организовать и зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности,

демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний в определении условий

употребления или неупотребления буквы Ь после шипящих на конце наречий.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1. Диалог с учениками:

-В наши дни много говорят о реформировании современного русского правописания, о необходимости упрощения орфографии, об отмене некоторых исключений из правил. Последним большим вмешательством в языковую систему была отмена в 1918 году трёх букв дореволюционного алфавита: ъ, ь, i. Это повлекло за собой изменение традиционного правописания. Помешало ли это пониманию нами смысла слов? Стало ли это барьером для постижения читателями, например, классики 19 века?


- Как вы считаете, можно ли без ущерба изъять букву мягкий знак?

Вспомним, для чего эта буква служит в русском языке? Приведите примеры.

( Когда буква - Ь разделительный, он необходим в словах для передачи произношения: веселье, шьёт. Ещё буква - Ь служит для обозначения мягкости согласных. Иногда эта буква помогает при различении смысла слов: угол – уголь)

- А как быть с мягким знаком после шипящих?

Может быть, он в этих случаях вообще не нужен?

Наверное, ничего бы страшного не произошло, если бы его просто не писали.

Что изменится, если станем писать не РОЖЬ, а РОЖ?

(Из контекста ясно, что «спелая рожь» - это хлебный злак, а увидеть можно несколько хохочущих рож. Но смысл этих слов, взятых по отдельности, удаётся различить только с помощью Ь).

- О чём идёт речь, когда мы произносим слова ПЛАЧЬ и ПЛАЧ?

(Здесь буква - Ь – средство разграничения грамматических форм различных частей речи: повелительного наклонения глагола и существительного 2-ого склонения.).

2. Вывод из диалога.

- Как бы вы решили проблему упрощения орфографии за счет изъятия буквы мягкий знак?

(Букву мягкий знак изъять нельзя. Она нужна и как разделительный знак, и для различения смысла слов, и для различения грамматических форм).

- Исходя из нашего предыдущего диалога, как вы думаете, с чем сегодня

будет связана тема урока? (С буквой Ь).

3. Выборочно-распределительная работа. (Слайд №3).

- Какой случай правописания буквы - Ь представлен на экране?

- На какие группы и по какому принципу можно разделить данные слова?

(1-я группа - слова с мягким знаком на конце после шипящих, 2-я группа - слова без буквы мягкий знак на конце после шипящих).

- Выполните задание. Докажите свой выбор (графическое обозначение орфограмм).

(Один ученик выполняет эту работу на доске).

- Какой способ действия необходимо применить при решении данной

орфографической задачи?

(Алгоритм «Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи»).

4. Повторение алгоритма «Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи». (Слайд №4. Пошаговое проговаривание алгоритма, последовательное высвечивание на слайде материала).

5. Индивидуальное задание с затруднением:

- Спишите текст. Графически обозначьте орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи». (Один ученик работает на доске: выписывает слова с пропущенными орфограммами и графически их обозначает). (Слайд №5).

6. Проверка выполнения задания с применением алгоритма. (Должны вызвать затруднения слова «невтерпеж» и «настежь»)

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и

фиксируется в громкой речи место и причина затруднения в решении проблемы

употребления или неупотребления мягкого знака после шипящих на конце

наречий;

2) согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3.

  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог к осознанию противоречия.

- Вы смогли полностью выполнить указанное задание?

- Какие слова вызвали у вас затруднение?

- Почему? В чем возникло затруднение?

(Это наречия, которые оканчиваются на шипящий. Но мы не знаем, нужно там писать букву мягкий знак или нет).


-Но у нас же есть алгоритм «Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи»?

(Это алгоритм «Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных, именах прилагательных и глаголах», но там нет условий написания мягкого знака в наречиях).

- Какова же цель нашего урока?

Цель: 1. Открыть условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

2. Учиться писать букву Ь после шипящих на конце наречий.

- Назовите тему урока.

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий».

IV. Построение выхода из затруднения.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для определения способа

выхода из затруднения;

2) построить план достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4.

- Каким образом предлагаете решить первую цель урока?

(прочитать в учебнике, спросить у учителя, сравнить и проанализировать примеры и догадаться самим).

- Какой путь все же интереснее?

(Открыть новое знание самим на основе наблюдения за материалом и его анализа).

V. Реализация построенного проекта.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для реализации проекта,

направленного на открытие нового знания: условия употребления или

неупотребления мягкого знака после шипящих на конце наречий;

2) зафиксировать новый способ действия во внешней речи и знаково;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5.

1.Наблюдение над материалом, побуждающий к гипотезам и открытию новых знаний диалог.


Учитель

Ученики

- Прочитайте слова на доске.



- Чем все эти слова похожи?


- Чем эти слова отличаются?



- Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих?


- Все согласны с этой гипотезой? (Побуждение к устной проверке).




- Другие гипотезы есть? (Побуждение к выдвижению гипотез).



- Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке).



- Может, как-то рассортируем слова? (Подсказка к плану проверки).



- Что дала проверка?





- Можно ли продолжить список наречий в правом столбике? (Побуждение ещё к одной гипотезе).


- Как можно назвать такие слова?


- Сформулируйте общий вывод.




- Проверьте правильность формулировки, сверив её с правилом учебника на стр. 117.

Читают: невтерпеж, настежь, наотмашь,

вскачь, уж, навзничь, замуж.


- Это наречия с шипящим на конце.


- В одних из них есть мягкий знак после шипящих, в других – нет.


- Мягкий знак пишется после «ч» и «ш», а после «ж» не пишется (ошибочная гипотеза).


- Согласен, что мягкий знак пишется после «ч» и «ш», но не после «ж» или не во всех словах на «ж» (контраргумент, но предполагающий).


- Может быть, мягкий знак пишется во всех наречиях на шипящий, кроме указанных трех слов: уж, замуж, невтерпеж?


Молчат.




- Выпишем в левый столбик слова с мягким знаком, в правый – без мягкого знака. (Делают.) (План проверки).


- В левом столбике наречия на «ч», «ш», «ж» с мягким знаком. В правом – слова «уж», «замуж», «невтерпеж» без мягкого знака. (Аргумент).


- Наверное, нет, так как в других словах на «ж» мягкий знак пишется. (Аргумент).



- Это слова-исключения.


Формулируют правило «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». (Открытие нового знания).


Читают правило, заучивают орфограмму с графическим обозначением.

  1. Создание схематического алгоритма «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». (Слайд №6).

- Вставьте необходимые ключевые слова из правила и запишите вывод:

«Во всех наречиях ты … (мягкий знак) найдешь,

кроме … (трех) слов: … (уж), … (замуж), …(невтерпеж)».

3. Графическое обозначение орфограммы «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» в словах из текста с затруднением.

4. Фиксация построенного способа действия в речи.

- Каким образом мы действовали, решая первую цель урока?

- Какие новые знания вы открыли?

- Что необходимо добавить в общий алгоритм «Правописание мягкого знака

после шипящих в разных частях речи» на основании открытых

сегодня новых знаний?

(Ввести: «наречие» - «да», кроме слов-исключений). (Сайд №7).

5. Составление более упрощенного общего алгоритма.

- Давайте попробуем составить более упрощенный алгоритм,

объединяющий несколько правил. (Предложения учеников).

- От чего зависит употребление или неупотребление

мягкого знака после шипящих? (От части речи).

(Возможный вариант сокращенного алгоритма).

«Мягкий знак после шипящих в разных частях речи».

Глагол

Сущ. 3 скл. Ь

Наречие



Краткое прилаг-е

Сущ. 2 скл. м.р. Ь

Р.п. мн.ч.





6. Знакомство с рифмованным алгоритмом «Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи». Каждый ученик получает печатный текст и вставляет ключевые слова.

В глаголах и наречиях

Знак пишется … (всегда).

А в кратких прилагательных

Его нет … (никогда).

Существительное – много,

Существительное - мой

Знак не … (нужен) никакой.

А подставь она, одна –

Мягкий знак пиши … (всегда)

7. Диалог-размышление учащихся.

- Какую роль в наречиях играет мягкий знак после шипящих?

(Мягкий знак неразделительный. Он не служит ни для обозначения мягкости согласных, т.к. «ш» и «ж» всегда твердые, а «ч» и «щ» всегда мягкие. Он не служит для смыслоразличения. Он не служит и как показатель грамматической формы).

- Почему же его стоит писать в наречиях после шипящих?

(Это дань многовековой традиции).

- Можно ли без ущерба упразднить написание мягкого

знака после шипящих на конце наречий? (Слайд №8).

(Можно. В древнерусском языке наречия писались и с мягким знаком и без него.

В современном русском языке наречий с Ь на конце не так много: вскачь, напрочь, навзничь, сплошь, прочь, наотмашь, точь- в -точь, лишь, настежь (9).

Но ещё в Х1Х веке Владимир Иванович Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» зафиксировал существование таких наречий, как НАОТКРЫШЬ («открыто, не скрывая ничего»), НАОТПАШЬ («нараспашку»), НАОПАШЬ (о верхней одежде: «набросив на плечи, не надевая в рукава»), НИЧЬ («вниз»), ВЗНИЧЬ («ничком, вниз»), ИНОПЛОШЬ («беспрерывно»).

Наличие трёх наречий - исключений объясняется многовековой традицией правописания).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: 1) зафиксировать открытое учебное содержание во внешней речи;

2) организовать выполнение типовых заданий на применение нового алгоритма:

правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих.

Организация учебного процесса на этапе 6.

- Напомните вторую цель урока.

- Чем же мы сейчас займемся?

(Будем тренироваться, чтобы научиться правильно определять условия употребления или неупотребления мягкого знака после шипящих на конце наречий).

- Думаю, что вы с этим хорошо справитесь.

1.Работа в парах. Заполните кроссворд, выбрав из данных слов наречия. Объясните правописание мягкого знака в наречиях, затем – в оставшихся словах (устно).

1) хранилищ…, наотмаш…, угрожающ…;

2) замуж…, тягач…, проучиш…;

3) страж…, проч…, тягуч…;

4) наследуеш…, перереж…те, невтерпеж…;

5) училищ…, вскач…, толоч…;

6) этаж…, фальш…, навзнич…;

7) настеж…, передач…, блестящ….

2. Проверка правильности нахождения наречий и правописания данной орфограммы в них по образцу.

3. Фронтальная проверка правописания мягкого знака в остальных словах (по алгоритму).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый

способ действия и применения нового учебного содержания;

2) организовать самопроверку выполненного задания путем сопоставления

с эталоном;

3) организовать при необходимости коррекцию допущенных ошибок;

4) создать условия для ситуации успеха каждого ученика

Организация учебного процесса на этапе 7.

1. Задание №1. Подберите к данным словосочетаниям синонимы-наречия, которые оканчиваются на шипящие. Запишите пару. Графически обозначьте в наречиях условия выбора изучаемой орфограммы.

2. Самопроверка по эталону «Карточка №1». Самооценка: «+» - если верно; «?» - если есть ошибки.

- Где возникло затруднение и почему?

2. Занимательная лингвистика. Лексическое значение наречий.

1) «Настежь» - на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», т.е. «открыто».

2) «Навзничь» - на спину, вверх лицом.

3) «Наотмашь» - размахнувшись, отведя руку в сторону.

4) Невтерпеж» - не хватает терпения, невмоготу.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 1) тренировать навык использования нового содержания с ранее изученными

темами: правописание мягкого знака в разных частях речи, правописание

изученных орфограмм в наречиях;

2) тренировать навык применения алгоритма «Правописание мягкого знака

после шипящих в разных частях речи».

Организация учебного процесса на этапе 8.

Работа с текстом в тетрадях с печатной основой: Е.С.Барова, М.Р.Богданова «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс».

Самостоятельная работа №3.

  1. Упражнение 1, стр.21. Фронтальная коллективная работа.

- Задания для работы:

*Выразительно прочитайте текст.

* Докажите, что это текст. Определите тему и основную мысль текста.

* Определите стиль текста, докажите.

* Найдите наречия (подчеркните). Какую роль выполняют они в тексте?

* Укажите изученные орфограммы в наречиях («Мягкий знак после шипящих на конце наречий», «Буквы о-е после шипящих на конце наречий», «Буквы а-о на конце наречий с приставками»). Фронтальная проверка по абзацам.

* Объясните употребление или неупотребление мягкого знака после шипящих в других частях речи, применив сокращенный алгоритм.

2. Упражнение 7, стр. 25-26. Задания в тестовой форме. Часть 1. Задания А1 – А6.

Часть 2. Задания В1 – В3. Индивидуальная работа с последующей фронтальной проверкой каждого задания.

(Ключ: А1 – 3; А2 – 3; А3 – 4; А4 – 4; А5 – 3; А6 – 2.

В1 – ещё, горячо, хорошо; В3- подходящие, связана.

В2 – мне, для меня.

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать оценивание детьми собственной деятельности на уроке;

3) организовать фиксацию неразрешенных затруднений как направление

будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9.

1.Обобщающий диалог с учащимися.

- В чем состояло затруднение на уроке при открытии новых знаний?

- Какие цели мы ставили перед собой? Достигли ли их?

- Каким способом мы открывали новые знания?

- Что же сегодня «открыли»?

- А что повторили? Давайте проверим, все ли вы усвоили?

2. Обобщающая беседа.

*В словах какой части речи после шипящих всегда пишется мягкий знак? (глагол).

*В словах какой части речи после шипящих никогда не пишется мягкий знак? (краткое

прилагательное).

*В словах какой части речи мягкий знак после шипящих не пишется только

в исключениях? (наречие)

*В словах какой части речи написание мягкого знака после шипящих зависит от рода,

числа и падежа? (существительное).

*К какой части речи относятся слова «настежь», «навзничь», «прочь»? И как вы их

напишите? (наречие, с мягким знаком).

3. Рефлексия.

- Попробуйте оценить уровень новых знаний и свою деятельность

на уроке, отметив это в карточке.

4. Обсуждение и запись домашнего задания.

1) стр.117 (выучить теоретический материал

2) Задание по выбору: упр.189 (графическое обозначение вставленных орфограмм в данных предложениях) или упр.191 (творческая работа: продолжить текст с использованием наречий с уже изученными буквенными орфограммами).





































Заполните кроссворд, выбрав из данных слов наречия. Объясните правописание мягкого знака в наречиях, затем – в оставшихся словах (устно).

1) хранилищ…, наотмаш…, угрожающ…;

2) замуж…, тягач…, проучиш…;

3) страж…, проч…, тягуч…;

4) наследуеш…, перереж…те, невтерпеж…;

5) училищ…, вскач…, толоч…;

6) этаж…, фальш…, навзнич…;

7) настеж…, передач…, блестящ….




Заполните кроссворд, выбрав из данных слов наречия. Объясните правописание мягкого знака в наречиях, затем – в оставшихся словах (устно).

1) хранилищ…, наотмаш…, угрожающ…;

2) замуж…, тягач…, проучиш…;

3) страж…, проч…, тягуч…;

4) наследуеш…, перереж…те, невтерпеж…;

5) училищ…, вскач…, толоч…;

6) этаж…, фальш…, навзнич…;

7) настеж…, передач…, блестящ….



Заполните кроссворд, выбрав из данных слов наречия. Объясните правописание мягкого знака в наречиях, затем – в оставшихся словах (устно).

1) хранилищ…, наотмаш…, угрожающ…;

2) замуж…, тягач…, проучиш…;

3) страж…, проч…, тягуч…;

4) наследуеш…, перереж…те, невтерпеж…;

5) училищ…, вскач…, толоч…;

6) этаж…, фальш…, навзнич…;

7) настеж…, передач…, блестящ….


Заполните кроссворд, выбрав из данных слов наречия. Объясните правописание мягкого знака в наречиях, затем – в оставшихся словах (устно).

1) хранилищ…, наотмаш…, угрожающ…;

2) замуж…, тягач…, проучиш…;

3) страж…, проч…, тягуч…;

4) наследуеш…, перереж…те, невтерпеж…;

5) училищ…, вскач…, толоч…;

6) этаж…, фальш…, навзнич…;

7) настеж…, передач…, блестящ….


Заполните кроссворд, выбрав из данных слов наречия. Объясните правописание мягкого знака в наречиях, затем – в оставшихся словах (устно).

1) хранилищ…, наотмаш…, угрожающ…;

2) замуж…, тягач…, проучиш…;

3) страж…, проч…, тягуч…;

4) наследуеш…, перереж…те, невтерпеж…;

5) училищ…, вскач…, толоч…;

6) этаж…, фальш…, навзнич…;

7) настеж…, передач…, блестящ….





Заполните кроссворд, выбрав из данных слов наречия. Объясните правописание мягкого знака в наречиях, затем – в оставшихся словах (устно).

1) хранилищ…, наотмаш…, угрожающ…;

2) замуж…, тягач…, проучиш…;

3) страж…, проч…, тягуч…;

4) наследуеш…, перереж…те, невтерпеж…;

5) училищ…, вскач…, толоч…;

6) этаж…, фальш…, навзнич…;

7) настеж…, передач…, блестящ….




Заполните кроссворд, выбрав из данных слов наречия. Объясните правописание мягкого знака в наречиях, затем – в оставшихся словах (устно).

1) хранилищ…, наотмаш…, угрожающ…;

2) замуж…, тягач…, проучиш…;

3) страж…, проч…, тягуч…;

4) наследуеш…, перереж…те, невтерпеж…;

5) училищ…, вскач…, толоч…;

6) этаж…, фальш…, навзнич…;

7) настеж…, передач…, блестящ….









1. Молодеж…, дремуч…, стереч…, шалаш…, из-за туч…, брош…, поёш…,

не тревож…, береч…, маж…ся, кипуч…, обидиш…, много задач…, стеллаж… .










2. Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ… Не пряч…тесь от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч… снег, проверьте скорость лыж... Из- за туч…все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч… . Ему невтерпеж… растопить лед на скатах крыш… и увидеть, как бьет из-под земли ключ…. Это не блаж… . Ведь весна уже не мираж…, а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж… окна соседних дач… .













Задание №1. Подберите к данным словосочетаниям синонимы-наречия, которые оканчиваются на шипящие. Запишите пару. Графически обозначьте в наречиях условия выбора изучаемой орфограммы.

Упасть вверх лицом, открыть до конца, отсутствие терпения, ударить с размаху, мчаться быстро, уйти в сторону, густо засыпать.

Для правок: вскач…, невтерпёж…, настеж…, навзнич…, наотмаш…, проч…, сплош….



Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

Упасть вверх лицом – навзничь (нареч.), открыть до конца – настежь (нареч.), отсутствие терпения – невтерпёж (нареч., искл.), ударить с размаху – наотмашь (нареч.), мчаться бытро – вскачь (нареч.), уйти в сторону – прочь (нареч.), густо засыпать – сплошь (нареч.).


Задание №1. Подберите к данным словосочетаниям синонимы-наречия, которые оканчиваются на шипящие. Запишите пару. Графически обозначьте в наречиях условия выбора изучаемой орфограммы.

Упасть вверх лицом, открыть до конца, отсутствие терпения, ударить с размаху, мчаться быстро, уйти в сторону, густо засыпать.

Для правок: вскач…, невтерпёж…, настеж…, навзнич…, наотмаш…, проч…, сплош….



Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

Упасть вверх лицом – навзничь (нареч.), открыть до конца – настежь (нареч.), отсутствие терпения – невтерпёж (нареч., искл.), ударить с размаху – наотмашь (нареч.), мчаться бытро – вскачь (нареч.), уйти в сторону – прочь (нареч.), густо засыпать – сплошь (нареч.).


Задание №1. Подберите к данным словосочетаниям синонимы-наречия, которые оканчиваются на шипящие. Запишите пару. Графически обозначьте в наречиях условия выбора изучаемой орфограммы.

Упасть вверх лицом, открыть до конца, отсутствие терпения, ударить с размаху, мчаться быстро, уйти в сторону, густо засыпать.

Для правок: вскач…, невтерпёж…, настеж…, навзнич…, наотмаш…, проч…, сплош….



Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

Упасть вверх лицом – навзничь (нареч.), открыть до конца – настежь (нареч.), отсутствие терпения – невтерпёж (нареч., искл.), ударить с размаху – наотмашь (нареч.), мчаться бытро – вскачь (нареч.), уйти в сторону – прочь (нареч.), густо засыпать – сплошь (нареч.).

Задание №1. Подберите к данным словосочетаниям синонимы-наречия, которые оканчиваются на шипящие. Запишите пару. Графически обозначьте в наречиях условия выбора изучаемой орфограммы.

Упасть вверх лицом, открыть до конца, отсутствие терпения, ударить с размаху, мчаться быстро, уйти в сторону, густо засыпать.

Для правок: вскач…, невтерпёж…, настеж…, навзнич…, наотмаш…, проч…, сплош….


Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

Упасть вверх лицом – навзничь (нареч.), открыть до конца – настежь (нареч.), отсутствие терпения – невтерпёж (нареч., искл.), ударить с размаху – наотмашь (нареч.), мчаться бытро – вскачь (нареч.), уйти в сторону – прочь (нареч.), густо засыпать – сплошь (нареч.).



В глаголах и наречиях

Знак пишется … (всегда).

А в кратких прилагательных

Его нет … (никогда).

Существительное – много,

Существительное - мой

Знак не … (нужен) никакой.

А подставь она, одна –

Мягкий знак пиши … (всегда)


В глаголах и наречиях

Знак пишется … (всегда).

А в кратких прилагательных

Его нет … (никогда).

Существительное – много,

Существительное - мой

Знак не … (нужен) никакой.

А подставь она, одна –

Мягкий знак пиши … (всегда)



В глаголах и наречиях

Знак пишется … (всегда).

А в кратких прилагательных

Его нет … (никогда).

Существительное – много,

Существительное - мой

Знак не … (нужен) никакой.

А подставь она, одна –

Мягкий знак пиши … (всегда)



В глаголах и наречиях

Знак пишется … (всегда).

А в кратких прилагательных

Его нет … (никогда).

Существительное – много,

Существительное - мой

Знак не … (нужен) никакой.

А подставь она, одна –

Мягкий знак пиши … (всегда)



В глаголах и наречиях

Знак пишется … (всегда).

А в кратких прилагательных

Его нет … (никогда).

Существительное – много,

Существительное - мой

Знак не … (нужен) никакой.

А подставь она, одна –

Мягкий знак пиши … (всегда)




Утверждения

Да

Нет

1.Я понял тему урока



2.Я уверенно могу отличить наречия с шипящим на конце от других частей речи.



3.Я уверенно могу применить орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» и графически её обозначить.



4.Я понял тему урока, но не уверен, что смогу применить знания и умения на практике.



5.Я не понял темы урока.






Утверждения

Да

Нет

1.Я понял тему урока



2.Я уверенно могу отличить наречия с шипящим на конце от других частей речи.



3.Я уверенно могу применить орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» и графически её обозначить.



4.Я понял тему урока, но не уверен, что смогу применить знания и умения на практике.



5.Я не понял темы урока.





Утверждения

Да

Нет

1.Я понял тему урока



2.Я уверенно могу отличить наречия с шипящим на конце от других частей речи.



3.Я уверенно могу применить орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» и графически её обозначить.



4.Я понял тему урока, но не уверен, что смогу применить знания и умения на практике.



5.Я не понял темы урока.










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ