Русский язык "Буква и звук Ы"

Занятие № 9. Буква и звук Ы.


Оргмомент.

Прозвенел звонок для нас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо.


Повторение пройденного материала. Работа со слогами.

- Ребята, чтобы сегодня отправиться в страну Знаний и познакомиться с новой буквой, нам надо с вами выполнить очень сложное задание, которое нам прислала королева страны Знаний. Она хочет проверить, чему мы с вами научились за все наши путешествия. Королева прислала нам картинку. Отгадайте что это?

А вот кто-то важный

На беленькой ножке

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки.

На доске открывается картинка мухомора, под ней собирается слово.

- Ребята, давайте вспомним, что такое слог. Это песенка гласного звука с согласным.

- Назовите мне примеры слогов. Дети называют.

-Молодцы! А теперь давайте с вами разобьем слово мухомор на слоги. Му – хо - мор.

- Сколько слогов в этом слове? Три.

- Назовите первый слог. МУ Найдите на доске первый слог. МУ

- Назовите второй слог. ХО Найдите на доске второй слог. ХО

- Назовите третий слог. МОР.

- Сколько звуков поют песенку третьего слога? Три. Какие? М О Р

- Найдите на доске третий слог.

Молодцы, вы с успехом справились с трудным заданием, которое нам задала королева страны Знаний. Мы можем отправляться в город Звукоград и знакомиться с новым звуком.

Игра «Составь слово».

Ребята, посмотрите, что натворила Ошибуська. Пока мы с вами выполняли задание, она разбросала слова под картинками. Давайте найдем недостающие слоги или буквы и соберем слова. Под картинкой написаны отдельные слоги или буквы. Ребенок должен найти недостающие слоги или буквы и собрать слово.

Му – ха, у - ха, с -ом, шу- м, о -са, хо- р, ш -ар.


Знакомство со звуком [ы].

- Ребята мы сегодня с вами познакомимся с звуком - волшебником. Этот звук может из одного предмета сделать много. Давайте поиграем. Я буду называть один предмет, а вы мне много таких предметов. И мы с вами узнаем, что это за звук. Дети произносят слова, выделяя последний звук.

Арбуз –арбузы, конфета – конфеты, блин – блины, цветок – цветы, огурец – огурцы, машина – машины, кот – коты, кит - киты. Сережа молодец, а мы – МОЛОДЦЫ!!!

- Ребята, кто услышал какой звук, мы произносили в конце слов. [ы]

- Давайте произнесем звук [ы]

- Нам что-нибудь мешает произносить этот звук? Нет.

- Значит, какой это звук? (Гласный)

- Почему? (Звук [ы] гласный, т.к. его можно тянуть и петь)


 Фонетическая зарядка. Учим стих наизусть.

У мышат был вкусный сыр

Сгрызли мыши сыр до дыр.


Местоположение звука [ы] в словах.

Ребята, звук [ы] не только великий волшебник и может из одного сделать много, но он еще и очень скромный звук и любит прятаться среди других звуков. Он никогда не становиться в начале слова.

Знаю я, и знайте вы, что нет слов, начинающихся на звук [ы].

Но другие звуки не могут обходиться без звука [ы], и часто зовут его петь дружные песенки. Поэтому звук [ы] часто встречается в словах. Но услышать его можно в середине или в конце слова. Давайте попробуем его отыскать, поищем слова с этим звуком и посадим слова в паровозик.

В первый вагончик слова, в которых звук [ы] находиться в середине слова.

Во второй вагончик слова, в которых звук [ы] находиться в конце слова.

На доске картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки. Называют, что на них изображено, выделяя звук [ы]. Сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, дыня, мышь, дятел, камыш, рыба, часы, шары.


Физкультминутка. Рифмовка.

Давайте поиграем в игру «Чудесные превращения» и попробуем превратиться в разных зверей. 
Дилы-дилы-дилы – появились …(крокодилы) 
Дети руками изображают пасть крокодила. 
Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы) 
Дети тянутся вверх, изображая жирафов. 
Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны). 
Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются. 
Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны). 
Дети изображают скачущих обезьян.


Знакомство с буквой Ы.

Работа с картинкой. Знакомство с образом буквы.

- Ребята, давайте посмотрим, как обозначается звук [ы], но сначала вспомним, чем мы обозначаем звуки, чтобы их увидеть. Буквами.

Давайте посмотрим на букву Ы.

Ы – это буква сы-ы-ытая3.gif

Несет брюшко набитое.


Ы… Какая ты толстушка

Твой животик как подушка

Чтобы легче ей ходить,

Палочку пришлось добыть.

Работа с учебником.



Паровозик. Ребята, нашу букву пора селить в домик. За ней приехал из Буквограда Паровозик. Слова в него мы уже посадили. Осталось отвезти букву Ы в Буквоград.


Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.





Итог. Закрепление. Чтение стихотворения.


Наш рассказ про букву Ы

Как лужайка без травы

Или скажем угощенье

Без айвы и без халвы.

Но великие умы

В том числе, конечно, мы

Не слыхали, чтобы слово

Начиналось с буквы ы.

Вспоминали безуспешно

И они, и мы, и вы

И рыдали безутешно

Ы – Ы – Ы – Ы!

Совершенствуя наши умы

С буквой Ы познакомились и мы!


Домашнее задание.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ