Русский язык для 2 класса «Речь и культура общения»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Писцовская средняя общеобразовательная школа № 4

Методическая разработка по предмету «Русский зык» для 2 класса

Урок развития речи на тему «Речь и культура общения»

Разработчик:

учитель начальных классов

Сидорова Анна Александровна

Цели урока:

Познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

Задачи:

Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел на практике;

Объяснить учащимся, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.

Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

Урок поможет мне вести кот Леопольд. Прочитайте, о чем пойдет речь на уроке. (Слайд 1).

Анализ пословиц о вежливости

О доброте сложено много не только песен и стихов, но и пословиц.

- Какие пословицы о доброте вы знаете?

- Прочитайте пословицы.(Слайд 2)

- Как вы понимаете их смысл?

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

2. Свет не без добрых людей.

3. Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.

4. Как аукнется, так и откликнется.

5. Жизнь дана на добрые дела.

- Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.


III. Работа по теме урока

  1. Обобщающая беседа.

Как вы понимаете, что такое “вежливость”? (Слайд 3).

- Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.

Ребята, скажите, пожалуйста, а знаете ли вы вежливые слова? (Учащиеся перечисляют). (Слайд 4) Доброе утро, добрый день, до свидания, здравствуйте, извините, пожалуйста, приятного аппетита, простите, спасибо. В чем заключается их волшебство? (Учащиеся отвечают).

Эти слова особенно волшебные. Например, в сказках волшебники бывают добрые и злые. Чем они отличаются друг от друга? (Учащиеся отвечают). Добрые волшебники делают только добрые дела, приносят людям добро, а злые – наоборот. Как вы понимаете выражение «приносить людям добро»? (Учащиеся отвечают).

Делать так, чтобы людям было хорошо, делать приятное, полезное, помогать им.

  1. Беседа о волшебных словах.

  • Можно ли принести добро словом?

  • Часто ли вы говорите добрые и ласковые слова другим? (Учащиеся отвечают)

  • Прочитайте стихотворение (Слайд 5).

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит: “Извините,
Я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя: “Извините,
Я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя, или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.

Скажите, ребята, вежлив ли Витя? Почему? (Учащиеся отвечают) Какой можно сделать вывод? (Учащиеся отвечают)

Правильно. Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Важно лишь, говорить их искренне, от души.

  1. Сейчас мы с вами будем отгадывать «Вежливые загадки» (Слайд 6).

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы… (СПАСИБО)
Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться…( ДОБРОЕ УТРО)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим …      (ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА)


IV.Физкультминутка для глаз «Кот Леопольд»


V. Продолжение работы по теме урока.

1. Игра Вежливые ребята”. Я буду читать рассказ, а вы, где нужно, вставляйте волшебные слова. (Слайд 7)

Однажды Ваня ехал в автобусе. Он сел у окна и удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребёнком на руках. Ваня встал и сказал ей: «…». (Присаживайтесь, пожалуйста)

Женщина ответила Ване: «…». (Спасибо)

Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите так же, как Ваня.

Говорите добрые слова чаще, и утром, и днем, и вечером, и даже когда ложитесь спать, обязательно пожелайте своим родным: “Доброй, спокойной ночи!!!”

А что вы говорите утром, когда просыпаетесь? (Учащиеся отвечают)

А если на улице плохая погода, дождь, снег или метель? Надо ли говорить доброе утро? (Учащиеся отвечают)

Молодцы! Эти слова надо говорить всегда, потому что когда мы говорим «доброе утро», то желаем своим родным и знакомым добра, хорошего настроения, несмотря на погоду.

Закрепление нового материала

2. Самостоятельная работа в группах. Игра «Посмотри, подумай» (Слайд 8)

Задание для первой группы – подобрать синонимы к слову «вежливый», используя словарь синонимов русского языка.

Задание для второй группы – подобрать антонимы, используя словарь антонимов русского языка.

Синонимы: вежливый, внимательный, воспитанный, любезный, обходительный, приветливый, учтивый.

Антонимы: невежливый, невнимательный, невоспитанный, нелюбезный, необходительный, неприветливый, неучтивый (Слайд 9). Проверка работы (по одному ученику от группы)

Несколько учеников читают отрывок из стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы».

3. Игра «Ежели вы вежливы».

Вы звоните по телефону и хотите позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа.

-Позовите Сашу.

-Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Сашу.

-Здравствуйте, позовите Сашу.

-Здравствуйте, извините, Саша дома? (Слайд 10)

Вы опоздали на урок и хотите войти в класс.

-Можно войти?

-Я войду?

-Извините, можно войти? (Слайд 11)

Если ты пригласил к себе товарищей, а мама в это же время дала тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь?

-Пообещаю маме выполнить поручение в следующий раз.

-Попрошу прощения у ребят и выполню мамину просьбу.

-Сделаю вид, что забыл о маминой просьбе, и пойду играть с друзьями.(Слайд 12)

VII.Рефлексия

Выберите и нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока (Слайд 13)

VIII. Итог урока.

-Трудно ли быть вежливым человеком?

-Кого можно назвать вежливым человеком?

Ребята, я вас благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Я думаю, что теперь вы всегда будете делать добро людям, и это добро обязательно вернется к вам!

Всем спасибо! Урок окончен. (Слайд 14), (Слайд 15)



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ