Русский язык "Правописание мягкого знака в глаголах после шипящих" 4 Класс
Разнопредметный урок в малокомплектной школе
(урок составлен учителями начальных классов Алтайского края Н.В. Гладких,
Е.М. Кулешовой, Г.Д. Масальских, И.В. Разумцевой, Т.В. Скорых, Т.А. Титовой)
Конспект урока
Класс
4 класс
1 класс
Предмет
Русский язык
Обучение грамоте
Тема
Правописание мягкого знака в глаголах после шипящих.
Буква «Ж, ж». Звуковой анализ слова. Выяснение особенностей звука.
Цели
1. Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих в глагольных формах.
2. Развивать умение работать самостоятельно, активно решать учебные задачи.
3. Воспитывать аккуратность, организованность в работе.
1. Дать учащимся сведения о новой букве, особенностях звука.
2. Формировать умение выделять главное, обобщать.
3. Воспитывать аккуратность, организованность в работе.
Ход урока
1 класс
4 класс
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте дети! Повернитесь налево, повернитесь направо, улыбнитесь друг другу. С хорошим настроением начинаем урок.
Внимание! Проверь дружок:
Готов ли ты начать урок?
Ученики: Всё на месте, всё в порядке –
Книги, ручки и тетрадки!
Повторение изученного
Самостоятельная работа
1. Упражнение по чистописанию: выполните упражнение по чистописанию (дидактический материал, стр.12). Оцените старание и красоту.
2. Выпишите слова в два столбика (слова последнего столбика закрыты): существительные и прилагательные. Объясните правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Ландыш, колюч, камыш, хорош, задача, ключ, свеж, могуч, помощь, дремуч, вещь, горяч.
береч…
приле…
знаеш…
веселиш…
намажеш…ся
не плач…те
Сообщение нового материала
Работа под руководством учителя
На доске предметные картинки: журавль, жук, жираф.
Учитель: Назовите, что вы видите. Соотнесите картинки и слова. Учащиеся под каждую картинку ставят нужное слово.
Учитель: Прочитайте слова вслух. Что в них общего? Сегодня мы поговорим о букве «ж» и звуке [ж]. На что похожа буква «ж»? Это буква широка и похожа на жука. И при этом, точно жук, издаёт жужжащий звук: «Ж-ж-ж-ж».
Учащиеся повторяют звук.
Учитель: Соберите букву «ж» из палочек. Что можете сказать про заглавную и строчную буквы?
Учащиеся определяют одинаковые элементы, выясняют, чем отличаются буквы.
Учитель показывает как напечатать сторную и заглавную буквы.
Сообщение нового материала
Работа под руководством учителя
Учитель: Давайте проверим, как вы выполнили работу. Что можете сказать о словах первого столбика? Какие существительные написали с мягким знаком? В каких словах мягкий знак не написали? Итак, мы повторили правило о правописании мягкого знака после шипящей в существительных и прилагательных.
Учитель открывает слова третьего столбика: К какой части речи относятся слова третьего столбика? Что общего в этих глаголах? Сегодня мы будем учиться писать глаголы с шипящими на конце.
Учитель: Посмотрите на слова. Что вы можете о них сказать?
Учащиеся должны ответить, что «беречь», «прилечь» - глаголы в начальной форме; «знаешь», «веселишь» - глаголы 2 л. ед. ч.; «намажься», «не плачьте» - глаголы, выражающие просьбу.
Учитель: В глаголах с шипящими на конце пишется мягкий знак. Прочитайте правило на странице 82.
Первичное закрепление нового
Самостоятельная работа
Учащиеся печатают буквы и слоги, дописывают элементы прописных букв.
Физкультминутка
Учитель: Как живёшь? Учащиеся говорят, показывают движения: Вот так живу!
Как идёшь? Вот так иду!
Как летишь? Вот так лечу!
Как плывёшь? Вот так плыву!
Как шалишь? Вот так шалю!
Как сидишь? Вот так сижу!
Первичное закрепление нового
Самостоятельная работа
Учитель: Найдите и выполните упражнение № 1 на стр. 82.
Сообщение нового материала
Работа под руководством учителя
Учитель: Прочитайте слова, которые вы написали. Что означает слово желе? Желе – это сладкое студенистое кушанье из фруктовых соков. Итак, мы научились печатать букву «ж». Вернёмся к картинкам. Произнесите первое слово.
Учащиеся произносят слово «журавль».
Учитель: Выделите первый звук и дайте ему характеристику.
Учащиеся определяют, что это согласный, звонкий, твёрдый звук.
Учитель организует аналогичную работу со словами «жук», «жираф».
Учитель ставит перед буквой «ж» синий квадратик: звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твёрдый.
Учитель проводит игру: Хлопайте всякий раз, как услышите новый звук: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, замок, вешалка, ёжик, лиса, мыши, жук, волк, крыша, ужин.
Упражнение в применении знаний, умений, навыков
Работа под руководством учителя
Учитель: Запишите слова под диктовку, прокомментируйте правописание слов: слышишь, будешь, сядешь, беречься, едешь, спросишься.
Учащиеся пишут с комментированием.
Учитель: Каким правилом вы пользовались при написании этих слов?
Упражнение в применении знаний, умений, навыков
Самостоятельная работа
Учитель: раскрасьте в рабочей тетради на странице 44 любым цветом пространство, где увидите букву «ж». Придумайте слова с буквой «ж» в начале, середине и конце слова. Запишите их в столбики .
Упражнение в применении знаний, умений, навыков
Самостоятельная работа
Учитель: выполните упражнение № 5 на странице 82.
Проверка понимания и усвоения изучаемого
Работа под руководством учителя
Учитель: давайте проверим вашу работу. Назовите слова с буквой «ж» в начале, середине, конце. Покажите, как вы написали слова.
Учитель проверяет и исправляет написанные детьми слова.
Учитель: Что вы узнали о букве «ж»?
Учащиеся отвечают и уходят в игровую зону.
Проверка понимания и усвоения изучаемого
Работа под руководством учителя
Учитель: Давайте проверим, как вы выполнили упражнение. Каким правилом пользовались?
Учащиеся называют слова, объясняют их правописание.
Учитель: Что вы узнали о правописании глаголов с шипящим на конце?
Определение домашнего задания
Работа под руководством учителя
Учитель: Дома выполните упражнение № 4 на странице 83. Прочитайте его. Всё ли понятно в задании?
Учитель поясняет, как нужно выполнить домашнюю работу.
Учитель: Собери в портфель, дружок, все сначала по порядку: книги, ручку и тетрадку!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ