Сценарий праздника «Слово – лучшее украшение нашей речи»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курская область Фатежский район











Сценарий праздника

«Слово – лучшее украшение нашей речи»



Учитель начальных классов

МБОУ «Глебовская СОШ»

Обухова Галина Викторовна





















2012 г



Сценарий праздника

«Слово – лучшее украшение нашей речи»,

проведённого в рамках «Недели русского языка» МО учителей начальных классов и МО учителей гуманитарного цикла.

Цель: формирование знаний по истории происхождения слов.

Планируемые результаты:

- Познавательные УУД: формирование умения оценивать материал с целью дальнейшего применения;

-Коммуникативные УУД: формировать умения выражать свои мысли в оценочном суждении в конкретной коммуникативно-речевой ситуации;

-Личностные УУД: ценить и принимать поступки, чувства других людей, сопереживать им;

-Регулятивные: самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных поступков в жизненных ситуациях.


Основные понятия: «крылатые выражения», частушки о русском языке, «слово», «живая речь»

Форма проведения: праздник

Ресурсы: компьютер, книга Г.Г.Граник «Секреты орфографии», рассказ Р.Киплинга «Как было написано первое письмо».

(класс делится на 4 группы, которые готовят сценки, мини-сценки, частушки)

Сценарий праздника:

1 ведущий: - Добрый день, дорогие гости!

2 ведущий: - Привет! Как «клёво», что мы здесь собрались.

1 ведущий: - Мы так привыкли к словам. Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся.

2 ведущий: - Да. Язык нам нужен как воздух. Но как редко мы задумываемся о его происхождении.

1 ведущий: - Дорогие друзья, мы приглашаем Вас заглянуть в далёкое прошлое.

Сценка по рассказу Р.Киплинга «Как было написано первое письмо»

( обучающиеся 4 класса)

Ведущий: - Жила-была девочка по имени «Девочка – которую – нужно –хорошенько – отшлёпать – за – то – что – она – такая -шалунья», а кратко её звали Таффи. Как-то раз отец Таффи Тегумай пошёл по болоту, где водились бобры, чтобы острым копьём набить к обеду карпов. Таффи пошла вместе с ним. Копьё у отца было деревянное и быстро сломалось.

Тегумай: - Рыба так и кишит, а на починку копья уйдёт целый день.

Таффи: - У тебя же есть другое копьё. Хочешь я сбегаю в пещеру и попрошу его у мамы?

Тегумай: - Куда тебе бежать в такую даль.

Таффи: - Это очень досадно, что мы не умеем писать.

Автор. – В это время по берегу реки шёл незнакомец.

Таффи: - Подойди сюда. Знаешь, где живёт моя мама?

Незнакомец: - ГМ…

Таффи: - Я хочу, чтобы ты пошёл к маме и попросил другое копьё. Я тебе нарисую картинку, так как писать я не умею.

Автор: - Мама прочла письмо так.

Мама:- Этот незнакомец проткнул копьём Тегумая и напугал Таффи.

Автор: - И все жители побежали на помощь Таффи и Тегумаю. А когда всё выяснилось, Тегумай сказал:

- О, «Девочка – которую – нужно – хорошенько – отшлёпать – за – то – что – она – такая - шалунья», ты сделала великое открытие!

Таффи: – Никакие открытия я не хотела делать, просто я хотела, чтобы принесли папино копьё.

Тегумай: - Всё равно! Это великое открытие. И придёт день, когда люди назовут его умение писать.

Ведущий: - И вот пришёл такой день. Мы умеем читать и писать. А смогли бы мы прочитать старинные письмена? (слайд №1)

Рисунок 1. Куда иголка, туда и нитка.

Рисунок 2. Двум врагам долго не устоять.

Рисунок 3. Нельзя объять необъятное

Рисунок 4 (слайд №2)















Пиктограмма «Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, охотился на моржа, плыл на лодке с другим охотником, заночевал».

1 ведущий: - Не правда ли, как просто! И учиться писать не надо, и правила учить. Нарисовал записочку и привет!

2 ведущий: - Когда-то персидский царь Дарий хотел стать властелином всего мира. Однажды от скифов к нему принесли «письмо». Попробуй - те прочитать его (слайд №3)



Царь Дарий: - Мышь живёт в земле, лягушка – в воде, птица – подобна лошади, а стрелы – это военная храбрость. Значит, скифы отдают мне воду, землю и военную храбрость.

Скифы: - Если вы, персы, не улетите отсюда, как птицы в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачете в озёра, то не вернётесь назад и падёте под ударами наших стрел.

1 ведущий: - Слова, крылатые выражения. Как украшают они нашу речь. Вот послушайте как говорили наши бабушки:

(Сценка «Живая речь»)

Мама: - Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят.

Папа: - Прекрати стук!

Бабушка: - Как об стенку горох. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток (бабушка отбирает молоток).

Саша: - Отдай.

Бабушка: - Завтра. А сейчас не видать тебе молотка, как своих ушей!

Саша: - Я машину чиню… (плачет)

Бабушка: - Всему своё время.

Саша: - Зачем молоток унесла?

Бабушка: - Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

Саша: - Не все: мы не спим.

Мама: - Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш, в кровать.

Папа: - Какая живая у нашей бабушки и мамы речь – вся пословицами пересыпана, что ни слово, то пословица или поговорка.

Бабушка и мама (вместе) – Кашу маслом не испортишь.

2 ведущий: Как можно говорить о словах и не вспомнить о частушках. А наши – то частушки всё о русском языке.

(дети поют частушки)

  1. Откровенные ребята

Не умеем мы тужить,

Без частушек-прибауток,

Русский нам не выучить.

2.Здесь порядок очень строгий,

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро – дит ста – до по лу – гам.

3.Так же как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

4.Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударение.

5.Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

6.После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» да «ах»!

7. «Ни» и «не» - у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять!

8.Встали «мы» - местоименье.

Бьёт числительное «семь».

За ученье, без сомненья,

Приниматься нужно всем.

9.Ох, уж правда, это правда,

Мы не станем спорить тут, С русским всем нам веселее,

Только пусть друзья поймут!

10.Русский наш родной язык,

С детства я к тебе привык.

Будем мы тебя любить,

Над Америкой шутить.

1 ведущий: Слово – лучшее украшение нашей речи. Оно и согреет и рассмешит. Послушайте малышей и не повторяйте ошибок.

(мини – сценки)

  1. Мама: - Леночка, вымой ручки: они у тебя грязные.

Леночка: - Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой.

  1. Мама: - Вот сынок, я твою рубашку выстирала. Неси, повесь на солнышко, пусть сохнет.

(мальчик ушёл и тотчас вернулся)

Мама:- Почему ты не повесил?

Сынок: - Не достал до солнышка.

1 ведущий: - Друзья! Ищите и произносите только добрые слова.

Ученица читает стихотворение «Ищу слова» В.Выркина

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Да чтобы в душу падали,

Как в полюшко бы зёрнышко,

Чтоб добрые да ладные,

Светили б, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые,

Да на дела хорошие.



2 ведущий: - Слова – наши корни. И в словах есть корни. На память о нашей встрече мы дарим вам «корень» дружбы и знаний, чтобы всегда «зрить в корень».





















Литература:

1.Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. «Секреты орфографии. М. «Просвещение». 1991.

2. А.В.Полякова. « Превращения слов». М. «Просвещение». 1991.











МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»











Сценарий праздника

«Слово – лучшее украшение нашей речи»

(мероприятие в рамках внеурочной деятельности научно-познавательного направления)



Внеурочное мероприятие

разработано учителем

начальных классов МБОУ

«Глебовская средняя ОШ»

Обуховой Г.В.











2012 год



МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»





Протокол урока

по литературному чтению для 3 класса по теме

«Самое удивительное чудо.

А.П. Платонов. Цветок на земле».

(УМК «Школа России»)







Урок разработан

учителем начальных классов

МБОУ «Глебовская СОШ»

Обуховой Г.В.









2012 год

Тема урока: «Самое удивительное чудо. А.П. Платонов. Цветок на земле»

Цель урока: формирование умения работать с текстом.

Планируемые результаты обучения (формирование УУД):

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное с целью оформления своих мыслей в монологическое речевое высказывание (рассуждение).

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли, коллективно обсуждать прочитанное, опираясь на текст.

Личностные УУД: формировать умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать высказывания героев, самостоятельно определять для себя жизненные ценности.

РегулятивныеУУД: формировать умение планировать и решать учебную задачу урока.

Тип урока: «урок открытия новых знаний»

Основные понятия: вопросы, которые задают взрослым - «самое удивительное чудо», «скажи мне про всё».

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Ресурсы: «Литературное чтение», 3 кл. ч. II, с.129-136, презентация к уроку «Цветы».

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация

(самоопределение к учебной деятельности)

Личностные УУД

.Какое чудо вы считаете самым удивительным?


Желаю вам открыть в уроке самое главное, то, что пригодится вам в жизни.


Высказывания учеников









Благодарность детей.

2.Актуализация знаний (пробное учебное действие)

Познавательные УУД

Презентация «Цветы» (слайд 1)

Как вы думаете, чему могут научить цветы? Вспомните произведение автора, в названии которого уже встречалось слово «цветы».

Чему оно нас научило? (слайд №2, №3)


Высказывания детей


И.Бунин «Полевые цветы»

Высказывания детей




3.Выявление места и причины затруднения.

Познавательные УУД

А есть ли ещё произведения в названии, которых было бы слово «цветы»?


Предположения детей.



4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Вы оказались правы. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением, в названии которого есть слово «цветы». Называется оно «Цветок на земле».

Автора этого произведения вы узнаете, если соберёте первые буквы в названии цветов (Слайд № 4).

Презентация А.П.Платонов (слайд №5)

Определите, к какому жанру может быть отнесено это произведение?

Как вы думаете, чему оно нас может научить?

Попробуйте сформулировать тему урока «Самое удивительное чудо. А.П. Платонов. Цветок на земле» (слайд №6)

Какие задачи для себя поставим? (слайд №7)








Дети отгадывают автора произведения.







Прогнозирование детей




Высказывания детей

5.Реализация построения проекта.

Познавательные УУД

Чтение произведения.


Слушание

6.Первичное закрепление

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

К какому жанру относится произведение?

Кто главные герои рассказа?

Как меняется настроение Афони в рассказе?

Физкультминутка «Весна»

(слайд №8)

Доказательные ответы

7.Самостоятельная работа

(с самопроверкой по эталону)

Познавательные УУД

Личностные УУД

Перечитайте рассказ, стараясь понять, о каком чуде узнал Афоня у деда.

Объясните значения устаревших слов. Соедините стрелками (слайд № 9)

Прочитайте диалог деда с внуком.



Высказывания детей





Работа в парах

8.Включение в систему знаний и повторение.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Почему Афоне стало скучно?

За какие качества вы стали бы дружить с Афоней? (слайд №10)


Задумайтесь, это рассказ о чём? Почему рассказ П.Платонова нужен нам и сегодня?

Как же мальчик относится к своему дедушке? Докажите словами из текста.

Согласны ли вы с автором, который назвал Афоню добрым внуком?

Перечитайте рассказ от слов «А маленький Афоня остался один в поле …» до конца и ответьте на вопрос Можете ли вы ответить Афоне «О чём же молчат все цветы на земле? (слайд №11)


Дети произносят доказательные высказывания.








Просмотровое чтение, выборочное чтение


Аргументированные ответы.






Работа в парах.

Домашнее задание

(по выбору)

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


1.Подготовте рассуждение на тему «Какой я внук, внучка?»

2.Расскажи о мальчике Афоне. Возьми в помощь задание 4 учебника.

Выбор задания и его обоснование

9.Рефлексия

Коммуникативные УУД

Личностные УУД


Можем ли мы ответить на вопрос «Что же является самым великим чудом на свете? (слайд № 12)

Захотелось ли вам что-то изменить в себе?


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ