Сценарий урока на тему «Выучи русский язык»

5



Сценарий урока на тему «Выучи русский язык»

Цели игры:  повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка; развивать логическое мышление и устную речь учащихся; воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету; формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение. 

Правила игры. Учащиеся делятся на команды и поочерёдно вращают барабан, определяя задание. За каждый правильный ответ команда получает балл.

Ход игры

Вступительное слово учителя

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

-Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи

-Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!



Домашнее задание

Конкурс ораторов - агитационная речь «Выучи русский язык»

Разминка

Наука о языке

Раздел лингвистики, изучающий правильность написания слов

Раздел лингвистики, изучающий правильность произношения

Раздел лингвистики, изучающий правильность расстановки знаков препинания

Раздел лингвистики, изучающий звуки речи

Раздел лингвистики, изучающий правильность расстановки слов и словосочетаний в предложении

Раздел лингвистики, изучающий части речи

Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов

Раздел лингвистики, изучающий устойчивые выражения, фразеологизмы


Морфология

Определить части речи

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

О Бойся Бармаглота, сын!

Он так свиреп и дик,

А в гуще рымит исполин-

Злопастный Брандышмыг!

В глущёбу путь его кежит.

Взы-взы ! –стрижает меч,

Ува! Ува! И голова

Барабардает с плеч!

Фонетика

Я с Л смягчённым - под землёй

Бываю каменный и бурый,

А с твёрдым – в комнате любой,

В геометрической фигуре.

Уголь- угол

С твёрдым Л я на стене,

Книги, например, на мне,

Но как только Л смягчите –

Сразу в танец превратите. Полка-полька

И по реке, и по пруду

Плыву я в тихую погоду.

А с буквой И легко веду

Стальную птицу к небосводу. Плот-пилот


Когда я с Д, я – часть строенья,

А с Т – плохое настроенье. Доска-тоска


С Л –лить слёзы заставляю,

С Ж – по воздуху летаю. Лук-жук


Начало – голос птицы,

конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдёшь ты без труда. Картина


Пунктуация

  1. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? (!)

  2. Какой пунктуационный знак первым появился в грамматике? (точка)

  3. В 16 веке стали появляться знаки препинания, но названия у них были не такие к которым привыкли мы. Скобки называли «вместным знаком», кавычки – «пресекательным», точку с запятой – «полуточием», восклицательный знак – «удивительным», перенос – «единительным. А какой знак называли «молчанкой»? (тире)










Орфоэпия

Расставьте ударения в словах

  1. Красивее, случай, средства, щавель, украинский, августовский, звонишь.

  2. Досуг, жалюзи, балуясь, планер, поняла, мельком, гравер.

  3. Обеспечение, ходатайство, каталог, звонит, диспансер, договор, премировать.





Этимология

Название этой книги состоит как бы из двух склеенных первых букв древнего алфавита. Как называется эта книга?

(Азбука)



Это слово пришло к нам из латинского языка, а в него из греческого. Первая часть слова переводится - книга, а вторая – хранилище. Что это за слово?

(Библиотека)



Какой школьный предмет в переводе с латинского языка означает «шар».

(Глобус)



Древние римляне называли самую яркую звезду Сириус, так как сейчас называют перерыв в занятиях.

(Каникулы)



В польском языке это предмет означает «лохмотья», «негодный клочок бумаги». Как называют это предмет наши школьники?

(Шпаргалка)

Фразеология

Одним словом передайте смысл фразеологизма

  • У чёрта на куличках

  • Семи пядей во лбу

  • От горшка три вершка

  • Когда рак на горе свистнет

  • Хоть пруд пруди

  • С гулькин нос

  • Палец в рот не клади

  • В голове ветер гуляет

  • После дождичка в четверг



Орфография

  1. Почему по-разному пишутся слова, звучащие одинаково.

Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам из мрачных свинцовых туч, окутавших небо, падала изморось.


  1. Какие ошибки в своей записке допустил Миша?

Ребята в лагере проводили военную игру. Миша был назначен разведчиком. В дупле старого дуба он оставил записку: «Спишите. Бегите к огородам, там в шалаше будет кот». Ребята принялись переписывать текст, потом долго искали в шалаше кота, но не нашли, и проиграли игру.

О чём же на самом деле хотел сказать Миша своим друзьям?


  1. В диктанте по русскому языку ученики написали одно и тоже предложение по разному.

Перед школой росли вперемежку астры и маргаритки.

Перед школой росли вперемешку астры и маргаритки.

Почему учитель, проверяя работы, никому не подчеркнул ошибку?

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ