Сценарный проведения мастер-класса по теме «Образ слова»
Сценарный проведения мастер-класса
по теме «Образ слова»
Учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
МОУ-СОШ №1 р.п. Степное
Советского района Саратовской
области
Михеева Ю.В.
2010 год.
Педагогическая мастерская «Образ слова»
Эпиграфом нашего занятия станут слова великого Микеланджело Буонаротти
Не правда ли – примерам нет конца,
Тому, как образ, в камне воплощённый,
Пленяет взор потомка восхищённый,
И замыслом, и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
Тема нашего занятия – образ слова. Что для вас таит это словосочетание? (значение слова, облик слова, те переживания, которые связаны со словом…)
- Сколько образов может быть у слова? От чего зависит многообразие образов?
Задача нашего занятия посредством технологии интерактивного обучения прийти к результату: увидеть образ конкретного слова через обращение к словарным статьям и создать мини-текст, соответственно заданию.
Слово- значимая самостоятельная единица языка, служащая для называния предметов, их свойств, явлений, отношений, а также обладающая совокупностью признаков, присущих словам в данном языке. С понятием слова связан следующий парадокс: с одной стороны, мы понимаем значение каждого произнесённого нами слова, с другой стороны, понятие слова трудноопределимо, мы не всегда можем правильно сформулировать лексическое значение слова.
Сегодня мы с вами будем работать со словообразовательным гнездом слова «образ», используя Кейс-метод (разбор ситуаций)
Кейс-метод (case study) - от англ. сase - случай - техника обучения, которая используется для описания реальных ситуаций. Вы должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы и предложить свои возможные пути решения. Слово «образ» является исходным в словообразовательном гнезде. Оно соединяет в себе все многообразие смысловых единиц и эмоциональной окрашенности. Я предлагаю вам ознакомиться со словарными статьями толкового и словообразовательного словарей. Обратите внимание, что слово «образ» многозначно. Одно и то же слово по-разному проявляет себя в зависимости от контекста. Так что же такое «образ»? Каково же его значение в первой словарной статье? (зачитывают выписки из словарей)
ОБРАЗ1 , -а, мн. –ы, -ов,м.
В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т.е. похожим на себя; книжн.) Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери.
В искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин – о.скупца. артист вошёл в о. (вжился в роль)
Прочтите вторую словарную статью?
ОБРАЗ2, -а, -ов, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе.
Таким образом, можно сделать вывод о многозначности и омонимии слова. Вспомним из курса русского языка, что омонимы – это слова одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению. Корень «образ» весьма продуктивный, позволяющий образовать новые слова, отражающие многообразие смысловых единиц. Давайте попробуем образовать новые слова при помощи суффиксов -ец-, -н-
От слова «образ» с помощью суффикса -ец- образуйте следующее слово, верно «образец». Что это?
ОБРАЗЕЦ, – зца, м
Показательное или пробное изделие. Образцы почв. Образцы изделий. Промышленный о. (новое, предназначенное для осуществления промышленным способом художественное решение внешнего вида изделия; спец.)
То (тот), чему (кому) нужно следовать, подражать; носитель каких-н. характерных черт, качеств, воплощение чего-н. Служить образцом кому-н. Этот человек – о. мужества.
Способ устройства, вид, форма. Станок новейшего образца.
ОБРАЗНЫЙ, – ая, -ое; -зен, -зна.
см.образ1.
Изобразительный, яркий, живой. Образная выражение. Говорить образно (нареч.)
Способ, с помощью которого мы образовали данное слово, называется суффиксальным.
Образуйте прилагательное с помощью суффикса и приставки. Прочтите словарную статью.
БЕЗОБРАЗНЫЙ, –ая, -ое; -зен, -зна.
Крайне некрасивый. Б.вид.
перен. Непристойный, возмутительный. Б.поступок.
Это все слова нейтральной стилистической окрашенности, образующие ряд однокоренных слов. Но в русском языке с корнем -образ- существуют слова эмоционально окрашенные. В русском языке существует слова, ограниченные сферой употребления: просторечные, жаргонизмы и другие. Примером просторечного слово негативной окраской с корнем –образ- может являться слово... Помогите мне, образуйте его с помощью суффикса –ин-
ОБРАЗИНА прочтите, пожалуйста, словарную статью, раскрывающую лексическое значение этого слова
ОБРАЗИНА, - ы, ж. (прост. пренебр.). Безобразное, отвратительное лицо, а также вообще безобразный, отвратительный человек. Пьяная о.
Мы провели с вами большую работу, исследуя одно простое слово ОБРАЗ, но посмотрите, сколько различных смысловых оттенков мы открыли. Мы пришли с вами путь от ОБРАЗА до ОБРАЗИНЫ
Итак, словообразование тесно связано и с лексикой и с грамматикой, поэтому знание словообразовательного гнезда слова часто помогает полнее осознать его лексическое значение и это дает возможность правильно, грамотно употребить нужное значение слова в определенном тексте.
Я предлагаю определить, как же работает слово ОБРАЗ в тексте, как реализуется все многообразие его значений в конкретном произведении. Перед вами лежит литературный материал нашего занятия. Работая в парах, прочитайте отрывок из произведения, определите, какое значение слова ОБРАЗ реализуется в данном контексте.
Блок А.А. «Вхожу я в темные храмы…»
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней. (3 значение. Живое наглядное представление о ком-либо)
Бунин И.А. «Деревня»
…Жених и невеста разом упали на колени и поклонились в ноги Кузьме.
Поднялись и опять упали. Кузьма взглянул на невесту, и в глазах их, встретившихся на мгновение, мелькнул ужас. Кузьма побледнел и с ужасом подумал: «Сейчас брошу образ на пол…» (Омонимичное значение, «то же, что икона»)
Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством»
Но в самое то время, когда кузнец готовился быть решительным, какой-то злой дух проносил пред ним смеющийся образ Оксаны, говорившей насмешливо: «Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж!» (3 значение .Живое наглядное представление о ком-либо)
Достоевский Ф.М. «Идиот»
И если б этот самый учитель мог увидать свой образ накануне казни, то так ли бы он сам взошел на крест, так ли бы умер, как теперь? Этот вопрос тоже невольно мерещится… (2 значение. Вид, облик по своему образу и подобию (т.е. похожий на себя)
5. Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско»
Он работал не покладая рук, - китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! – и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть. (2 значение. Тот, кому нужно следовать, подражать)
Гоголь Н.В. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Весь стан ее похож был на кадушку, и оттого отыскать ее талию было так же трудно, как увидеть без зеркала свой нос. Ножки ее были коротенькие, сформированные на образец двух подушек. (3 значение. Вид, форма)
Фонвизин Д.И. «Недоросль»
Цыфиркин (насмехаясь): Эка образина!
Кутейкин (насмехаясь): Притча во языцех! (безобразное, отвратительное лицо)
Булгаков М.А. «мастер и Маргарита»
Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. (1 значение. Крайне некрасивый)
Чехов А.П. «Вишневый сад»
Его безобразное поведение раздражало общество. (2 значение. Непристойный, возмутительный)
Используя кейс-метод, мы отработали языковую ситуацию, набрали языковой материал для выполнения итогового задания.
Заключительный этап нашей работы - МОЗГОВОЙ ШТУРМ, который помогает активизировать творческую деятельность и через обсуждение прийти к единому мнению.
Я предлагаю вам, работая единой творческой группой, создать образ новой школы, такой, в которой комфортно, интересно было бы работать и учиться каждому. Проявите свою фантазию, не стесняясь, выскажите свои пожелания.
«Открытий много, и тому причина…», на мой взгляд, стремление к познанию, к постижению нового, неизведанного. И кто же, как не мы, учителя, призваны вести за собой наших учеников по тернистому пути знаний, деля с ними горечь поражений и радуясь каждой их победе. Ведь главная технология педагогической деятельности – это технология добра и любви. Любви к своему ученику, к своей профессии, потому что наше предназначение
Наполнить жизнь ученика добром и красотой,
Раскрыть и углубить его сознанье,
Он в жизнь приходит не пустой –
С потенциалом скрытых знаний.
Из прошлых жизней он несет с собой
Способности, возможности, таланты,
И мы должны с любовью, добротой
Помочь раскрыть, отшлифовать брильянты.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ