Синтаксические нормы. Нарушения синтаксических норм

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №36» Ленинского района г.Саратова













Методическая разработка урока


Синтаксические нормы. Нарушения синтаксических норм.








Учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей №36»

Аржанухина Татьяна Александровна










Саратов

2014


















Аннотация


Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что наибольшее затруднение у выпускников вызывают вопросы, касающиеся нарушений синтаксических норм. Этой проблеме посвящена данная методическая разработка, в которой содержатся задания, проверяющие усвоение этих норм, включены примеры различных синтаксических ошибок. Пособие будет полезно учителям, работающим в 10 -11 классах.































Синтаксические нормы.Нарушение синтаксических норм.


1. Введение

Слово, язык, речь — это понятия, которые должны быть значимыми для каждого образованного человека или человека, стремящегося стать образованным. Поэтому первостепенное значение имеет развитие речи учащихся, как устной, так и письменной. Овладение основными нормами русского литературного языка приводит к обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Проверке навыков нормированной речи посвящена значительная часть заданий ЕГЭ по русскому языку. Наибольшие затруднения учащиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с нарушением синтаксических норм. Существует печальная статистика: только 40 — 45% выпускников верно выполняют задания А4, А5, А6. Особенно много ощибок связано с отсутствием навыков обнаружения нарушений норм управления, согласования, построения предложений с однородными членами, построения сложноподчиненных предложений, построения предложений с деепричастным оборотом. Это так называемые «ловушки ЕГЭ».

Поэтому в ходе подготовки старшеклассников к сдаче экзамена этим вопросам следует уделить особое внимание, чему способствует разработка серии уроков по теме «Синтаксические нормы в русском языке».

Темы этих уроков: 1. Нормы согласования и управления. Построение предложений с деепричастным оборотом.

2. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.

3. Синтаксические нормы.Нарушения синтаксических норм.

В ходе проведения данных уроков рассматриваются и анализируются типичные ошибки, предлагаются тренировочные упражнения, способствующие приобретению и развитию навыков обнаружения и исправления синтаксических ошибок. На последнем итоговом уроке серии особое внимание уделяется решению тестовых заданий в формате ЕГЭ.

Следует отметить, что результатом такой работы становится не только сокращение ошибок при выполнении заданий части А, но и минимальное количество грамматическтх ощибок при написании сочинения в части С.

Это, несомненно, способствует повышению уверенности учащихся в своих силах и возможностях получить более высокие баллы на экзамене.









Основная часть



Методическое обоснование темы

Анализ выполнения заданий А4, А5, А6 ЕГЭ показывает, что выпускниками 2013 года недостаточно усвоены нормы синтаксиса, знание которых контролируется в данных заданиях. Особенно часто учащиеся допускают нарушение норм употребления однородных членов, построения сложных предложений, согласования и управления.



Методические рекомендации по проведению урока


Урок завершает серию из трех уроков в 11 классе по теме «Синтаксические нормы в русском языке». На предыдущих уроках учащиеся познакомились с типами грамматических ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм, обучались умению находить и классифицировать эти ошибки. С целью актуализации знаний учащихся в начале изучения темы необходимо дать при поготовке к итоговому уроку опережающее задание понаблюдать за устной и письменной речью окружающих, СМИ, обнаружить случаи нарушения синтаксических норм, записать ошибки, проанализировать их.




План урока


Тема программы: Грамматические нормы.Синтаксические нормы.


Тема урока: Синтаксические нормы. Нарушение синтаксических норм.


Тип урока: Урок практического обучения. Урок совершенствования умений и навыков.


Вид урока: смешанный.


Дидактические задачи урока:

1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

2.Применение понятий и способов действий.


Цель методическая: создание условий для индивидуальной и коллективной работы, творческой активности учащихся.


Способы организации деятельности учителя и учащихся:

- фронтальный

-индивидуальный

- коллективный


Цели образования:


цели обучения:

обобщение и закрепление знаний синтаксических норм , обучение видеть и классифицировать ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм;


цели развития: развитие речи, мышления;


цели воспитания:

повысить самооценку учащихся, уверенность в своих знаниях.



Материально-техническое обеспечение урока:

мультимедийная установка, карточки для групповой работы, тесты.



Межпредметные и внутрипредметные связи

  • умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать;

  • умение работать с разными источниками информации при подготовке домашнего задания, умение вести самостоятельный поиск информации;

  • умение отбирать и систематизировать материал, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
















Ход урока (сценарий урока)


Организационный момент. Настраивание учащихся на работу, вовлечение в совместную деятельность.


Проверка выполнения домашнего задания.

Какие языковые нормы вы можете назвать?

На какие две группы делятся грамматические нормы? (морфологические и синтаксические).

Какие нормы называются синтаксическими?

Назовите типы грамматических ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм, приведите примеры, записанные вами в ходе выполнения домашнего задания к итоговому уроку.

(Учащиеся зачитывают примеры в соответствии с типологией синтаксических ошибок:

-нарушение норм согласования;

-нарушение норм управления;

-нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

-ошибки в построении предложения с однородными членами;

-ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом;

-ошибки при построении сложного предложения).



Актуализация.

Слово учителя по теме урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно. Правильность речи - это ее соответствие действующим нормам литературного языка.

На уроке мы остановимся на синтаксических нормах, закрепим и обобщим полученные знания, потренируемся в нахождении грамматических (с нарушением синтаксических норм) ошибок.

Тренировочные упражнения


Комментированное письмо. Коллективная работа.


Записать предложения, представленные на слайде, в исправленном виде, объяснить нарушение синтаксических норм.


Слайд № 1

  1. Заведующий склада хватал с телеги пустые ящики и кидал их в кучу.(Нарушение управления. Верно: заведующий складом).

2). Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели.

(Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Верно: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели.)


3).Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране.

(Ошибка в построении предложения с однородными членами, связанными двойными союзами. Верно: Пресса следит за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране).


4). Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.

(Ошибка в построении предложения с однородными членами, пропуск предлога.Верно: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах).


5). К сожалению, дети редко прислушиваются и ценят мнение родителей

(Ошибка в управлении при однородных членах. Верно: К сожалению, дети редко прислушиваются (к чему?) к мнению родителей и

ценят (что?) его).

6).Согласно нового расписания, поезд прибывает в Москву в шесть часов утра. (Ошибка в управлении.Предлог согласно требует от существительного дат.пад. Верно: Согласно новому расписанию, поезд прибывает в Москву в шесть часов).

7). Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился. ( Ошибка в построении сложноподчиненного предложения с придатоным определительным. Верно: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства).

8).Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. Верно: Когда мы подъезжали к городу, начался сильный ветер).


Работа в группах с карточками (4 группы по 6 человек)


Задание:

Найти предложения с грамматическими (синтаксическими) ошибками.

Выписать эти предложения в тетради в исправленном виде.


Цель: выявить способности учащихся видеть ошибки, исправлять и классифицировать их.


Варианты заданий.


ВАРИАНТ №1


  1. В бараке стояло пять лошадей.

  2. Но он уже понимал выпавшую на его долю ответственность.

  3. Об этом нам рассказал не кто иной, как Светлана.

  4. Забастовки произошли в двухстах восьмидесяти одном городе.

  5. Ответ учащегося показывает о его умении анализировать и обобщать материал.

  6. Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние.

  7. Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас.

  8. По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

  9. В рассказе Чехова «Злоумышленник» речь идёт совсем не о пустяковых проблемах.

  10. Библиотеку переселили в более худшее помещение.



ВАРИАНТ №2

  1. Отправитель просит ответить сразу по получении письма.

  2. Никто из пришедших не поздоровались с ней.

  3. Копаясь в старых бумагах, я нашёл интереснейшие письма.

  4. Их заслуги велики и бесспорны.

  5. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм.

  6. О чём мечтал Мцыри, живя в монастыре?

  7. Применяя данное лекарство, состояние здоровья послеоперационных больных нормализуется быстрее, чем обычно.

  8. Никто из сестёр, даже старшая, не знал о случившемся.

  9. Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним.

  1. По мнению автора, привычка чтения несерьезных книг наносит ощутимый вред человеку.


ВАРИАНТ №3

  1. Охотники уничтожили пятьдесят четыре волков.

  2. За дюнами находится обширная площадь земли, расположенная ниже уровня моря и отдалённая от него дамбами.

  3. Журнал «Наука и жизнь» издавались в течение многих лет.

  4. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём.

  5. Нельзя не сочувствовать борцам за чистоту языка.

  6. Учитель проэкзаменовал двадцать два ученика.

  7. Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.

  8. Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался волшебными ароматами.

  9. Вошедший в трамвай пассажир оплатил проезд.

  10. На самом берегу моря раскинулся Батуми.


ВАРИАНТ №4

  1. Утром в трёх километрах от города приземлился пассажирский самолёт.

  2. Никогда не забудут ужасов войны те, кто её пережил.

  3. Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину террасы.

  4. Из-за сильных дождей возможно наводнение.

  5. Посёлок расположен в четырёхстах километрах от железной дороги.

  6. Большинство студентов успешно защитило курсовой проект.

  7. Для переселенцев построено три новых дома.

  8. Потери составили более сорока трёх килограммов.

  9. В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.

  10. На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.


Проверка ответов

Слайд №2. Правильные ответы.


Вариант №1.

  1. Библиотеку переселили в более худшее помещение.

  2. Ответ учащегося показывает о его умении анализировать и обобщать материал.

  3. Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние.

  4. Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас.

  5. По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача.


Вариант №2.

  1. Никто из пришедших не поздоровались с ней.

  2. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм.

  3. Применяя данное лекарство, состояние здоровья послеоперационных больных нормализуется быстрее, чем обычно..

  4. Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним.

  5. По мнению автора, привычка чтения несерьезных книг наносит ощутимый вред человеку.



Вариант №3.

  1. Охотники уничтожили пятьдесят четыре волков.

  2. Журнал «Наука и жизнь» издавались в течение многих лет.

  3. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём.

  4. Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.

  5. Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался волшебными ароматами.


Вариант №4.

  1. Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину террасы.

  2. Большинство студентов успешно защитило курсовой проект.

  3. Для переселенцев построено три новых дома.

  4. В вольере содержались шимпанзе и обезьяны.

  5. На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.


Сделать вывод


Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой.

Слайд №3.

Выписать номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Образ Кутузова появляется в романе Л. Н. Толстого, который восхищается и обдумывает его.

  2. Образ поэта-пророка, созданного А.С. Пушкиным, определил и его собственную жизнь.

  3. Блок хотел, чтобы всё его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.

  4. Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

  5. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из книг и журналов.

  6. В картине Сурикова « Боярыня Морозова» отразился один из сюжетов истории раскола.

  7. Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть.

  8. Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.

  9. Музей-квартира М.А. Булгакова приобрёл личные вещи писателя.

  10. Ответы: 1,2,4,5,6,8, 9.

Итоговый тест 1-2 вариант.

По приезде в город мы первым делом отправились в гостиницу.

Варианты тестов распечатаны для каждого ученика.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

ВАРИАНТ №1.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы).

1). Хор исполнял « Калинку».

2). Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории.

3). Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамены.

4). Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии.


  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

ПРОГУЛИВАЯСЬ ПО ВЕЧЕРНЕМУ ГОРОДУ,

1) мы получили настоящее удовольствие.

2) у нас завязался разговор.

3) подростками часто нарушаются правила поведения.

4) проспект произвёл неизгладимое впечатление.


  1. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

1). О поэме А. БЛОКА «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.

2) Одним из выдающихся поэтов был А. Фет, воспевших красоту природы.

3) На встречу с писателем пришли те, кто любит научную фантастику.

4) Автор надеялся опубликовать и познакомить с поэмой читающую аудиторию.


  1. Укажите верное утверждение.

Замена придаточного предложения причастным оборотом возможна, если…

1). союзное слово который соотносится в главном предложении с указательным местоимением тот (та, то, те);

2) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в будущем времени;

3) союзное слово который имеет форму именительного падежа или винительного падежа без предлога;

4) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в сослагательном наклонении.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

ВАРИАНТ №2.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы).

1).Те, кто может побороть собственную лень, многого достигают в жизни.

2). Одним из призванных вождей натуральной школы стал В. Белинский, сыгравший важнейшую роль в теории реализма.

3). Воспоминания знакомят и дают полное представление о том или ином писателе.

4). Музыка может выразить не только нежность и радость, но и тревогу, печаль.


  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

ВЫБРАВ ПЬЕСУ,

  1. режиссером были распределены роли.

  2. оказалось, что там слишком много ролей.

  3. была назначена первая репетиция.

  4. мы немедленно начали её репетировать.


  1. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное.).

1). В стихотворении « Письмо к матери» С. Есенин раскрывает

тему любви к самому родному человеку.

2). Н.Некрасов показывает крестьян неспособными на протест.

3). Все, кто были на спектакле, остались довольны.

4). Средства языка помогают и выражают самые сложные чувства.


  1. Укажите верное утверждение.

Замена придаточного предложения причастным оборотом возможна, если…

1). союзное слово который соотносится в главном предложении с указательным местоимением тот (та, то, те);

2) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в будущем времени;

3) союзное слово который имеет форму именительного падежа или винительного падежа без предлога;

  1. в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в сослагательном наклонении.

Сдать тесты на проверку.

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Сформирован ли навык по предотвращению нарушений синтаксических норм?

Готовы ли вы к выполнению заданий А4, А5,А6 тестовой части ЕГЭ? Домашнее задание:

выполнить задания А4, А5, А6 из сборника тестов « ЕГЭ-2013. Русский язык : типовые экзаменационные варианты:30 вариантов» . Под ред. И.П.Цыбулько. (варианты 1-10)


Итоги урока, выставление оценок.


Cписок литературы для учащихся

1. Бабайцева В.В. Русский язык.Учебник10-11класс.- М.:Дрофа, 2009.

2. ЕГЭ — 2013 Русский язык : типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред.И.П.Цыбулько.- М.:Национальное образование, 2012.




Список литературы для педагогов


1. Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Русский язык и культура речи.Практикум.- Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002.

2. .Львова С.И. Язык и речевое общение.-М.:1991.

3. Скворцов Л.И. Культура русской речи:словарь- справочник- М.:2003.







Заключение


По словам известного русского ученого-лингвиста Г.О.Винокура, соответствие речи языковым нормам является «фундаментом, на котором строится речь умелая, искусная». Обучение нормам современного русского литературного языка — очень важная часть школьной программы . Эти знания необходимы не только для успешной сдачи ЕГЭ. Они, несомненно, позволят нашим выпускникам стать успешными людьми.

















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ