Театрализация на уроках русского языка, развития речи и литературы

Театрализация на уроках русского языка, развития речи и литературы.


Письменные упражнения шлифуют речь,

а упражнения в речах оживляют письменный стиль.

Марк Фабий Квинтилиан


Современный образовательный процесс, перенасыщенный электронными средствами образования, готовыми презентациями, сведенный к «натаскиванию» к экзамену через решение тестов, лишает обучающихся возможности развивать речь, образное мышление, повышать уровень коммуникативной культуры. Одним из методов, помогающим восполнить «нехватку речи и образов», является театрализация.

По определению специалистов – это есть «наглядно-действенное представление материала средством сценического искусства». Л.С.Выготский употребляет слово «драматизация» именно в значении театрализации; хотя драматизация предполагает выявление им привнесения и усугубление конфликта между действующими лицами. (См. «Словарь театра» Патрис Пави, издательства «Прогресс» М.91)

Так как театральная деятельность предполагает активное включение в творческую коллективную работу, то ученики усваивают учебный материал более эффективно. Кроме того, театр, который как вид искусства, моделирует поведение человека в условиях взаимодействия с другими людьми, то данная форма работы является мощным воспитательным средством.

Нам хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями в этой области, а именно: применение театрализации на уроках русского языка и литературы.

Говоря о целях, использованных форм работы, необходимо заметить, что цели обучающие неразрывно связаны с воспитательными и развивающими. Что касается учебных целей, то они целиком соответствуют целям учебных программ.

Развивающие задачи направлены, прежде всего, на совершенствование выразительных средств личности, психологической адаптации и социализации:

- совершенствование навыков техники речи – дыхания, голоса, дикции, интонационной выразительности;

- развитие эмпатии (умение чувствовать и сопереживать человеку);

- совершенствование эмоциональной культуры;

- развитие творческих способностей, что невозможно без внимания, памяти, воображения, фантазии;

- развитие выразительно-пластических способностей: движения, ритмика, координация, мимика.

В ходе работы развиваются такие мыслительные процессы, как глубина, критичность, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления.

В процессе игровой творческой деятельности успешно решаются воспитательные задачи:

- нравственно воспитание, то есть понятие о добре и зле, разрушении и созидании, гармонии и хаосе;

- воспитание культуры жителей Петербурга, преемственность культурно-эстетических традиций;

- совершенствование навыков коллективной работы;

- воспитание чувства меры, чувства вкуса;

- расширение культурно-эстетического кругозора.

Важно знать, что игровые формы способствуют возникновению и поддержанию интереса к учебе вообще и к родному языку и литературе в частности.

В нашей практике хорошие результаты дали уроки, как в начальной школе, так и в средних классах. Хочется заметить, что приведенные ниже задания не являются случайными на уроках, они носят достаточно универсальный характер при изучении различных тем.

На уроках русского языка у учащихся возникает проблема, как запомнить часть речи и отличить одну часть речи от другой. Мы предложили ребятам изображать изучаемую часть речи так, как они ее себе представляют.

Конечно, каждый ребенок увидит ее (часть речи) по-своему: у кого-то глагол – это нечто, имеющее четыре руки и пять ног, выполняющее всевозможные действия, а кого-то глагол будет представлен в виде прыгающего мяча. Такие рисунки для учителя – большая находка, так как в них поднимается проблема диагностики, а именно, подход к ученику через доминирующие контакты (связи) с окружающим миром – зрение, слух, осязание. Определение этого дает возможность более тесного личного контакта с учеником. Одну и ту же мысль сформулируем по-разному: «Представь себе, что…» - зрение; другому: «Вспомни свои ощущения, когда, …» - осязание; третьему: «Что ты слышал, когда…» - слух.

У учащихся при таком задании развивается наглядно-образное мышление, а по окончании седьмого класса собирается наглядная картотека – справочник по теме: «Части речи», которым ребята пользуются при затруднениях.

При выполнении данной работы учащийся самостоятельно находит примеры и выражает свое понимание в удобной для него форме. Это способствует более прочному усвоению материала.

Также при изучении темы «Части речи» для формирования более прочного умения определять часть речи можно дать следующее задание: «Напишите сказку о той или иной части речи, учитывая ее морфологические признаки». (При выполнении этого задания особое внимание необходимо уделять морфологическому значению и признакам части речи). Как показывает практика, такое задание ребятам нравится, и выполняют он его с охотой; проверочные работы по теории уже не вызывают затруднений.

Такие уроки будут служить и уроками развития речи: чтение своей сказки классу вслух развивает речевые навыки. Конечно, если ребенок мало читает, очень трудно ждать от него выполнения такого задания, ведь написание сказки требует хорошего знакомства с этим жанром (так осуществляется межпредметная связь с литературой).


Учитывая, что в нынешнее время большинство детей читают крайне мало, отсюда скудный словарный запас, можем предложить довольно кропотливое, но интересное задание: «Напишите связный, правильно-построенный текст, все слова в котором, начинаются на одну букву (в первый раз допускается использование предлогов, союзов, междометий, начинающихся с разных букв)».

Вашему вниманию предлагаем одно из сочинений, выполненное ученицей шестого класса.

Башмак

Богатый башмачник бросил башмак близ большого бульдога. Бульдог был безумно бешеный, бедный башмак – боязливый. Башмак боялся безумного бульдога. Беззащитный башмак бежал безостановочно.

Было безветрие, белели березы, болтали беспечные белки. Большой бдительный бегемот бессвязно бормотал. Бледный башмак бросился будоражить бегемота. Бдительный бегемот быстро бросил бульдогу бифштекс. Бешеный бульдог был благодарен бегемоту.

Башмак, благодаря бегемоту, был благоустроен.


Театрализация подразумевает в себе игру – инсценировку; такая игра может происходить на уроках чтения и литературы, а может и на уроках развития устной и письменной речи. В качестве примера приведем несколько уроков по теме «Интервью» (7 кл.)

Урок 1. Знакомство с понятием «интервью». План и проблемы интервью.

Ребятам хорошо знакомо это слово, поэтому не возникает трудности дать определение термину и характеристику стили, где встречается интервью, назвать участвующих лиц и цели.

При помощи учебника разбираем строение интервью на уже готовых образцах, взятых из прессы (статьи), телевидения, радио (записи).

Домашнее задание. Составить свои интервью разных видов, разделившись на пары или небольшие группы.

Урок 2. «Различие видов интервью. Анализ работы.

Большая часть урока – практика, где ребята представляют свои работы. Анализ представленных интервью после выступления.

В конце урока подводим итог: какие виды интервью бывают и чем они отличаются друг от друга.

- пресса – статья – интервью откорректировано и напечатано;

- телеинтервью – видим лица участников, слышим интонацию голоса, речь не откорректирована;

Радиоинтервью – слышим, но не видим говорящих, речь не откорректирована.


Второй вариант уроков по теме «Интервью» включает в себя три занятия.


Этап

На уроке

Домашнее задание

  1. Знакомство с понятием «интервью»

Объяснение.

(уделяем внимание тому, как составляются вопросы)

Сформулировать вопросы

  1. План интервью, знание проблемы. Виды интервью – пресса, ТВ, радио

Игра «Интервью» по составленным дома вопросам.

Изучение видов интервью. Игра «Интервью -2» (в парах сменного состава)

Проинтервьюировать родителей, используя один из изученных видов интервью (видео- или звукозапись, статья)

  1. Закрепление. Грамотность речи; виды интервью

Анализ домашних работ, сравнение с профессиональными интервью.

Найти ошибки в интервью, представленных в СМИ

Делая вывод, нужно заметить, что данные уроки способствую развитию грамотности устной и письменной речи. В активном общении происходит освоение современных норм произношения, словоупотребления и понимания речи. Знакомство с образцами профессионального интервью дают понимание важности подготовки к этой работе, а также побуждает к самостоятельному расширению кругозора.

Воспитательный эффект данных уроков трудно переоценить: осваивая интервью как вид общения, ученики развивают коммуникативные навыки, эмпатические способности, а интервью взрослых (родителей и других членов семьи) способствуеь лучшему пониманию между поколениями.


Аналогичные задачи по воспитанию личности, а также развитию всевозможных творческих способностей решаются и на уроках литературы.

Следует заметить, что практически каждый урок литературы несет в себе анализ произведения. Наши уроки по анализу произведения мы делим на две группы: литературоведческие и драматические.


Анализ произведения


Литературоведческий

Драматический



Инсценирование (театрализация)



Кукольный театр


Камерный театр


Мастерская


мастерская


Спектакль, сценки

Рассмотрим анализ произведения, ведущий к театрализации.


Кукольный театр.

Ребята самостоятельно изучают характер героев, манеры поведения, изготавливают в мастерских куклы (это могут быть как сшитые, так и выполненные из бумаги куклы), которые могут выполнять хотя бы одно движение. А затем на уроке разыгрываются сценки из произведения.

На таких уроках опять же поднимается вопрос диагностики – доминирующие связи с окружающим миром. Так же развивается способность перевоплощения в своего героя и, конечно, речь. Говорить без текста, написанного на бумаге, - это большая проблема у учащихся.

Нельзя забывать о том, что к заданию «Кукольный театр» можно отнести и изображение на листе обстановки и места, где происходит действие. При выполнении такой задачи у ребят развивается наглядно-действенное мышление.


Камерный театр.

На уроках этой группы на выполнение задания дается 10 минут, за которые ученики готовятся, репетируют, если необходимо, изготавливают мелкий реквизит.

Задание: «Изобразите прочитанное стихотворение в технике пантомимы». Учитывая, что поэтические произведения, изучаемые в школе, представляют собой лирику – любовь к женщине, к родине, восхищение природой, ребятам можно подсказать, как лучше изобразить туман, волнение,… при таких заданиях у учащихся развивается и фантазия, и образность мышления.


В своей практике неоднократно проводили такие уроки, как урок - суд, они заменили нам диспуты. Задачи, которые ставятся перед ребятами, достаточно трудны, поэтому необходимо дать инструкцию по выполнению. Рассмотрим это задание на произведении А.В.Вампилова «Свидание» (Сценка из нерыцарских времен).

- Назовите всех участников судебного процесса.

- Судья, прокурор, адвокат, подсудимый, свидетель

- а теперь попробуйте найти в изучаемом нами произведении всех героев, которые могут хоть как-то прояснить произошедшее у сапожника.

- Сапожник, студент, девушка Лиля, телефонная трубка, памятник Крылову, майский день, городская улочка, сам автор А.В.Вампилов.

- Сейчас вы разделитесь на несколько групп, в каждой из которых будет судья, выносящий приговор, прокурор, обвиняющий подсудимого, адвокат – защитник, виновник ссоры молодого человека и девушки, а также свидетели, помогающие следствию. Ваша задача: найти виновника ссоры и наказать его по мере вины. Но помните, что каждая фраза, произнесенная на суде – это правда.

Таким образом, перед учениками стоит ряд вопросов: по содержанию - кто виноват, а с точки зрения развития языковой культуры – построение аргументированных вопросов и ответов. Помимо ораторских навыков у учащихся развивается связная, логическая, грамотная речь; умение выносить вердикт; умение слушать и слышать окружающих.

Такой вид анализа можно использовать не только при работе с прозаическим произведением, но и при изучении поэзии.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ