Технологическая карта "Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Технологическая карта урока русского языка №57

Учитель русского языка и литературы Козлова Ольга Васильевна

ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г.Биробиджан


Общая часть

Предмет

Русский язык

Класс, 5

ФИ учащегося

Катя М.,

Тема урока

Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Тип урока

Комбинированный урок

Цель

Систематизировать ранее изученное о существительном; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Знать морфологические признаки существительных, их синтаксическую роль в предложении; знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными, уметь их распознавать.


Способность извлекать информацию из различных источников, находить, преобразовывать и передавать информацию.

Стремление к речевому самосовершенствованию. Развитие творческих способностей.

Коррекция нарушений развития ребенка

Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно- следственные связи между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.

Оновные понятия и термины

Грамматические категории, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Презентация к уроку

www.uroki.net www.zavuch. Info.

Методы обучения

наблюдения над языком, эвристический метод, беседа


Организационная структура урока

Этапы урока.

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

1.Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие и вступительное слово.


Слушают и участвуют в диалоге.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:планируют необходимые действия.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Сегодня начинаем изучать имя существительное. Что вы знаете об имени существительном? А к какому разделу русского языка относится имя существительное?

Найдите имя существительное в стихотворении.

Зачерпну я солнце жёсткой кистью,

Киноварь и охру всполошу

И на глянец шелестящих листьев

Сочными мазками положу. (Б.Попов)

Зачем автор так много использует существительных? Что он хочет этим сказать нам?

Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.

Познавательные:выполняют учебно- познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Личностные: имеют мотвацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3.Выявление места и причины затруднения.

















Физкульминутка

Обсуждение результатов предыдущего этапа.

Слайд№2. Проверяем знания об имени существительном. Продолжите предложение: Имя существительное – это…

Отвечает на вопросы ….

Изменяется…..

К 1 склонению относятся существительные…

Ко 2 склонению….

К 3 склонению..

В предложении имена существительные являются…



Обдумывают ответы и высказывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем делают выводы.













Выполняют элементарные физические упражнения.

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний;

Личностные: осознают трудности и стараются их преодолеть, проявляют способность к самооценке.

Коммуникативные:

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4.Целеполагание

Беседа, обсуждение результатов наблюдения.

Обратите внимание на предметы, изображённые на картинках. Назовите их. К какой части речи они относятся? На какие вопросы отвечают? Распределите их на две группы. Почему к одним существительным мы задаём вопрос КТО? А к другим –ЧТО?

О чём пойдёт речь на уроке? Чему мы должны научиться?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное и устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Личностные: адекватно рассуждают о причинах своего успеха, связывая успехи с трудолюбием.

Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану.

5.Творческая практическая деятельность

Что значит одушевлённый? Что значит неодушевлённый?

Послушайте сказку Л.Успенского, которая содержит в себе подсказку.

Всегда ли легко определить одушевлённые и неодушевлённые существительные? Давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав. Просклоняем слова по падежам и числам (учащимся раздать таблицы).

Приведите свои примеры. НОРКА.(зверёк, жилище зверька) ЛИСИЧКИ(зверь,грибы)

Просклонять эти существительные. Есть ли разница в окончаниях при склонении? В.п у них не совпадает.

Вывод: Разграничение на одушевлённые и неодушевлённые зависит от лексического значения. У одушевленных совпадают окончания родительного и винительного падежа, а у неодушевлённых – именительного и винительного.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем делают выводы о способах различия одушевлённых и неодушевлённых существительных в трудных случаях.

Познавательные: извлекают нужную информацию из объяснения учителя и из учебника.

Личностные: приобретают новые знания и совершенствуют их.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают ошибки и стараются их исправить, используют решение задач с помощью правила.

Коммуникативные: с помощью учителя осуществляют учебную деятельность, задают вопросы для уточнения работы.

6. Первичное закрепление с комментированием

Вопросы для эвристической беседы и закрепления изученного. Привести свои примеры одушевлённых и неодушевлённых существительных. При изменении по падежам в чём будет различие? Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный или непостоянный признак существительного?

Сделайте вывод.

Выполняют упражнения и отвечают на вопросы.

Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные: осваивают новые виды действия, участвуют в творческом процессе.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполняют упражнения учебника и по карточкам с усложнением задания.

Выполняют упражнения 485,486, картока,

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8.Включение в систему знаний и повторений.

Вопросы для повторения:

Какие существительные относятся к одушевлённым? К неодушевлённым? Какое надо знать правило при определении одушевлённых и неодушевлённых существительных?

Отвечают на вопросы и вместе с учителем подводят итог усвоения материала.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Личностные: понимают, в чём значение знаний.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки и объясняют их.

9.Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Какие трудности вы почувствовали при выполнении работы? Дайте оценку вашей работе и уроку при помощи смайликов.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и дают оценку своей работе.

Записывают домашнее задание.

Познавательные:

Устанавливают взаимосвязь между приобретёнными знаниями и умениями на уроке, навыками исследовательских умений.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ