Технологическая карта "Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Технологическая карта урока русского языка №57
Учитель русского языка и литературы Козлова Ольга Васильевна
ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г.Биробиджан
Общая часть
Предмет
Русский язык
Класс, 5
ФИ учащегося
Катя М.,
Тема урока
Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Тип урока
Комбинированный урок
Цель
Систематизировать ранее изученное о существительном; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные (УУД)
Личностные
Знать морфологические признаки существительных, их синтаксическую роль в предложении; знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными, уметь их распознавать.
Способность извлекать информацию из различных источников, находить, преобразовывать и передавать информацию.
Стремление к речевому самосовершенствованию. Развитие творческих способностей.
Коррекция нарушений развития ребенка
Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно- следственные связи между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.
Оновные понятия и термины
Грамматические категории, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)
Презентация к уроку
www.uroki.net www.zavuch. Info.
Методы обучения
наблюдения над языком, эвристический метод, беседа
Организационная структура урока
Этапы урока.
Основные виды деятельности учителя
Основные виды деятельности учащегося
Формируемые образовательные результаты
1.Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие и вступительное слово.
Слушают и участвуют в диалоге.
Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные:планируют необходимые действия.
2. Актуализация и пробное учебное действие
Сегодня начинаем изучать имя существительное. Что вы знаете об имени существительном? А к какому разделу русского языка относится имя существительное?
Найдите имя существительное в стихотворении.
Зачерпну я солнце жёсткой кистью,
Киноварь и охру всполошу
И на глянец шелестящих листьев
Сочными мазками положу. (Б.Попов)
Зачем автор так много использует существительных? Что он хочет этим сказать нам?
Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.
Познавательные:выполняют учебно- познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Личностные: имеют мотвацию к учебной деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
3.Выявление места и причины затруднения.
Физкульминутка
Обсуждение результатов предыдущего этапа.
Слайд№2. Проверяем знания об имени существительном. Продолжите предложение: Имя существительное – это…
Отвечает на вопросы ….
Изменяется…..
К 1 склонению относятся существительные…
Ко 2 склонению….
К 3 склонению..
В предложении имена существительные являются…
Обдумывают ответы и высказывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем делают выводы.
Выполняют элементарные физические упражнения.
Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний;
Личностные: осознают трудности и стараются их преодолеть, проявляют способность к самооценке.
Коммуникативные:
Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
4.Целеполагание
Беседа, обсуждение результатов наблюдения.
Обратите внимание на предметы, изображённые на картинках. Назовите их. К какой части речи они относятся? На какие вопросы отвечают? Распределите их на две группы. Почему к одним существительным мы задаём вопрос КТО? А к другим –ЧТО?
О чём пойдёт речь на уроке? Чему мы должны научиться?
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное и устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.
Личностные: адекватно рассуждают о причинах своего успеха, связывая успехи с трудолюбием.
Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану.
5.Творческая практическая деятельность
Что значит одушевлённый? Что значит неодушевлённый?
Послушайте сказку Л.Успенского, которая содержит в себе подсказку.
Всегда ли легко определить одушевлённые и неодушевлённые существительные? Давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав. Просклоняем слова по падежам и числам (учащимся раздать таблицы).
Приведите свои примеры. НОРКА.(зверёк, жилище зверька) ЛИСИЧКИ(зверь,грибы)
Просклонять эти существительные. Есть ли разница в окончаниях при склонении? В.п у них не совпадает.
Вывод: Разграничение на одушевлённые и неодушевлённые зависит от лексического значения. У одушевленных совпадают окончания родительного и винительного падежа, а у неодушевлённых – именительного и винительного.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем делают выводы о способах различия одушевлённых и неодушевлённых существительных в трудных случаях.
Познавательные: извлекают нужную информацию из объяснения учителя и из учебника.
Личностные: приобретают новые знания и совершенствуют их.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают ошибки и стараются их исправить, используют решение задач с помощью правила.
Коммуникативные: с помощью учителя осуществляют учебную деятельность, задают вопросы для уточнения работы.
6. Первичное закрепление с комментированием
Вопросы для эвристической беседы и закрепления изученного. Привести свои примеры одушевлённых и неодушевлённых существительных. При изменении по падежам в чём будет различие? Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный или непостоянный признак существительного?
Сделайте вывод.
Выполняют упражнения и отвечают на вопросы.
Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.
Личностные: осваивают новые виды действия, участвуют в творческом процессе.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполняют упражнения учебника и по карточкам с усложнением задания.
Выполняют упражнения 485,486, картока,
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
8.Включение в систему знаний и повторений.
Вопросы для повторения:
Какие существительные относятся к одушевлённым? К неодушевлённым? Какое надо знать правило при определении одушевлённых и неодушевлённых существительных?
Отвечают на вопросы и вместе с учителем подводят итог усвоения материала.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Личностные: понимают, в чём значение знаний.
Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки и объясняют их.
9.Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? Какие трудности вы почувствовали при выполнении работы? Дайте оценку вашей работе и уроку при помощи смайликов.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и дают оценку своей работе.
Записывают домашнее задание.
Познавательные:
Устанавливают взаимосвязь между приобретёнными знаниями и умениями на уроке, навыками исследовательских умений.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ