Технологическая карта урока по русскому языку "Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова" 2 класс
Технологическая карта урока
Учитель: Бондарева Марина Васильевна
МБОУ СОШ № 14 г. Азова
Класс: 2
Предметная область: русский язык, УМК «Гармония»
Тема урока: «Обобщение по теме: «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова».
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формирование умения извлекать информацию из схем, текстов;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- закрепить умение видеть орфограмму в корне слова;
- обобщить знания об особенностях проверочных слов и способах проверки безударной гласной и парного согласного в корне слова.
Планируемый результат: уметь решать орфографические задачи в корне слова.
Основные понятия: «орфограмма», «корень», «безударный гласный», «парный согласный», «проверочное слово», «проверяемое слово», «текст».
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы:
основные: карточки для работы в парах;
дополнительные: ПК учителя, проектор, экран.
Организация учебного пространства: работа с классом, в парах, индивидуальная.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
УУД
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Задача учителя: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу», вызвать положительную эмоциональную направленность; повышать уровень учебной мотивации.
Коммуникативные, личностные.
2. Создание проблемной ситуации.
На основе
соотнесения
полученных знаний и поставленной проблемой, подвести к её решению.
Читает записку, составленную мальчиком для своего друга.
Вступают в диалог с учителем. Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.
Задача учителя: создать условия для решения проблемной ситуации.
-Я хочу рассказать вам историю.
Дима написал своему другу Коле записку.
Коля!
Приходи вечером на площатку с мечом, сыграем.
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Вечером ребята собрались на площадке. «Мяч будет, - сказал товарищам Дима. – Коля принесёт».
Коля пришёл, но в руках он держал не мяч, а деревянный меч. Ребята расстроились, что не смогут поиграть в футбол.
- Почему так случилось?
(Дима неправильно написал слово, поэтому Коля принёс не тот предмет).
Регулятивные, личностные, предметные.
3. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения
Предлагает практическим способом спроектировать работу. С помощью подводящего диалога направляет учеников к выходу из затруднения.
Наблюдают за словами, решают орфографические задачи в словах.
Задача учителя: создать условия для выявления причины затруднения, практическим способом спроектировать дальнейшую работу по выходу из затруднения.
-Какого правила не знал Дима?
(Дима не знал правила правописания безударной гласной в корне слова).
-Как правильно записать это слово?
У доски ученик записывает слово с объяснением:
Мяч – с мячớм
-Ребята, а кто заметил в записке ещё одну ошибку?
(Ошибка в слове на площадку).
-Какое правило надо знать, чтобы не допустить подобную ошибку?
(Надо знать правило правописания парного согласного в корне слова).
-Запишите это слово правильно.
У доски ученик записывает слово с объяснением:
Площади – на площадку
Регулятивные, коммуникативные, предметные.
4. Выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми.
Побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует цель урока, составляет совместно с обучающимися план урока.
Опираясь на полученные знания, формулируют тему, цель урока, составляют план урока.
Задача учителя: создать условия для определения детьми темы занятия.
- Исходя из двух проблем, с которыми мы столкнулись при чтении записки, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударного гласного и парного согласного в корне слова).
-Какую цель поставите перед собой на уроке?
(Учиться правильно писать слова с безударным гласным и парным согласным в корне слова).
- Верно, ребята, правила правописания безударной гласной и парного согласного в корне слова вы уже знаете. Наша цель – закрепить и обобщить эти знания, чтобы они остались в вашей памяти навсегда.
-А помогут нам в этом необычные предложения.
-В течение урока мы будем отвечать на следующие вопросы.
Коммуникативные, предметные.
5. Актуализация знаний.
Подводит обучающихся к актуальности данной темы.
Доказывают актуальность своих знаний и умений.
Задача учителя: актуализировать субъектный опыт детей.
- Ребята, а зачем вам надо знать правила правописания безударной гласной и парного согласного в корне слова? Может, можно обойтись и без этих знаний?
(Чтобы в жизни не попасть в подобную ситуацию, в которой оказались мальчики. Писать на родном языке с ошибками стыдно).
Познавательные, коммуникативные.
6.Организация взаимодействия с учащимися по обобщению и систематизации знаний.
Организует фронтальный опрос, работу в парах со скороговорками, с пословицами
Обобщают знания о правописании безударной гласной в корне. Работают со скороговоркой.
Задача учителя: создать условия для закрепления знаний и умений и применения их на практике; обогатить субъективный опыт детей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
1)Повторение изученного о правописании безударной гласной в корне слова. Фронтальный опрос по схеме.
-Давайте, опираясь на схему, вспомним всё о правописании безударной гласной, проверяемой ударением.
2)Работа со скороговоркой (в парах по карточкам).
-
Коси, коса, пока роса.
- Ребята, прочитайте это необычное предложение.
- А почему оно необычное? (Это скороговорка).
- Давайте все вместе проговорим скороговорку. А теперь попробуйте повторить скороговорку в быстром темпе 3 раза только тихо.
- Кто покажет нам своё умение и повторит скороговорку быстро 3 раза перед всем классом? (Вызывается 2-3 ученика)
-Молодцы. А теперь я изменю задание. Вы будете актёрами. Проговорите скороговорку с чувством радости. Не забывайте следить за выражением лица, оно должно соответствовать настроению.
- Теперь проговорите скороговорку грустно.
3)Физминутка.
Задача учителя: организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей.
- А теперь представим, что мы на лугу и косим траву. Встаньте. Давайте слова скороговорки сопровождать движениями.
- Скосили траву и вдруг на цветке увидели бабочку! Я произношу слова, а вы движениями, жестами, мимикой показываете то, что слышите.
Ах, какая красота!
Посмотри-ка ты сюда.
Видишь, бабочка какая?
Разноцветная такая,
Что неможно глаз отвесть!
Сколько красок в мире есть!
Ой! Вспорхнула, улетела…
Эй, взгляни! На кустик села.
-Отдохнули, присаживайтесь за парты.
- Продолжим работу по карточкам. Можете работать в парах, тихонько помогать друг другу, если есть в этом необходимость.
- Найдите и назовите слова с безударным гласным в корне слова. Но прежде, чем начнёте работу, вспомните, что надо обязательно сделать? (Поставить ударение, выделить корень).
- Называйте слово и под ним пишите проверочное. Кто затрудняется, проверяйте на экране.
Косит – коси, косы – коса, росы – роса.
4)Вывод.
- Давайте подведём итог. Как же проверить безударный гласный в корне слова?
5)Повторение изученного о правописании парного согласного в корне слова. Фронтальный опрос по схеме.
- Опираясь на схему, вспомним всё о правописании парного согласного в корне.
6)Работа с пословицами.
Дорога ло..ка к обеду.
Терпение и тру.. – всё перетрут.
- Ребята, прочитайте предложение. Как можно назвать это предложение? (Это пословица).
- Кто сможет объяснить смысл пословицы? (Надо стараться всё делать вовремя).
- А теперь решим орфографическую задачу и закроем окошко. Выписываете в тетрадь слово с пропущенной буквой и рядом пишите проверочное.
7) Комментированное письмо.
- Вставляем парный согласный ж, проверочное слово: ложечка.
- Прочитайте вторую пословицу. Объясните, как вы понимаете её смысл? (Терпение и труд помогут добиться всего в жизни).
- Кто решит орфографическую задачу в слове?
- Вставим парный согласный д, проверочное слово: трудиться, труды.
Ложечка – ложка, труды – труд.
8)Вывод.
- Подведём итог. Как же проверить парный согласный в корне слова?
Познавательные, регулятивные, коммуникативные, предметные.
7.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Организация работы с текстом (доказательство, что это текст), с пословицами, подбор слов на изученные орфограммы.
Работа с текстом: доказательство, что предложения связаны по смыслу,
определение темы, основной мысли, подбор заголовка.
Выписывание слов на изученные орфограммы.
Задача учителя: проверить знания по теме; формировать умение вносить необходимые коррективы в работу.
Работа с текстом.
Саша готовился к выставке. Он мастерил воздушного змея. Несколько дней не удавалось запустить змея в воздух. Но Саша не сдавался. Усердие и труд были оправданы. Змей полетел!
- Скажите, ребята, а можем ли мы эту запись назвать текстом?
- Обоснуйте свой ответ. (Да, можем. Все предложения связаны по смыслу. Можно определить тему (Саша мастерил змея), основную мысль (если чего-то хочешь добиться, не отступай перед трудностями), можно озаглавить.
- Ребята, а какая из двух пословиц подойдёт для нашего заголовка? (Вторая)
-Выпишите из текста по одному слову на правописание безударного гласного и парного согласного в корне слова.
Ставить – к выставке, мастер – мастерил, сдался – не сдавался, трудился – труд, полёт – полетел.
Познавательные, регулятивные, коммуникативные, предметные.
6. Рефлексия деятельности (итог урока)
Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.
Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы, заполняя листы самооценки.
Задача учителя: проверить знания по теме; формировать умение вносить необходимые коррективы в работу, её оценки и учёта характера сделанных ошибок; создать ситуацию успеха каждому ребёнку.
- Какую цель в начале урока мы ставили перед собой?(Учиться правильно писать слова с безударной гласной и парным согласным в корне слова).
- Как вы думаете, вы справились с поставленной целью?
-Спасибо, ребята за урок, вы сегодня все старались работать, успешно справлялись с различными заданиями. Я думаю, мы сегодня на уроке сделали ещё один шаг к достижению своей цели: стать грамотными людьми.
- Заполните листы самооценки.
Регулятивные.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ